Касабланка

«100 лучших фильмов всех времён и народов».
«Касабланка» (США, 1942).


Здравствуйте.

Фильмом номер семь в моём списке, оказалась американская лента, под названием «Касабланка» (1942). 

Почему захотелось её посмотреть, мне, молодому человеку XXI века? Всё просто. Трудно расширять свой кругозор лишь на одних комедиях, что веселят душу, радуют взор и улучшают настроение. Многие ставят «Касабланку», аж, в десятку лучших драм мира. Так как же я могу пропустить её?

1942 год… Вторая Мировая Война. Битва с Фашистской Германией в самом разгаре. Сожжённые дома, деревни, разрушенные города, концлагеря, капитулирующие страны…
На фоне всего этого, Касабланка (так называемый перевалочный пункт для всех тех, кто хотел ускользнуть и вычеркнуть чёрные, мрачные или кровавые страницы из своей биографии), являлась спасением, временным убежищем для относительно спокойного обдумывания своих дальнейших действий. Чаще всего эти действия и взоры были устремлены в сторону Лиссабона (Португалия), чтобы оттуда отправиться прямиком в Америку. Туда, где было тихо, мирно, спокойно…
Но! Даже обладая статусом нейтралитета, эта самая французская Касабланка (колония) не могла запретить нацистской Германии вершить своё жёсткое, понятное только ей, правосудие...

Если не углубляться глубоко в историю и географию, то –
«Касабла;нка (араб. Ад-Дар-эль-Беида) в буквальном переводе с испанского — casa — «дом», blanca — «белая») — город в западном Марокко (Северная Африка). На сегодняшний день является самым населённым в стране.
Также это и крупнейший морской порт на берегу Атлантического океана, недалеко от столицы Рабата. Население — 3 356 337 (оценка 2012 года).
В Средние века Касабланка была зажиточным городом, известным как Анфа. Он был разрушен португальцами в 1468 году и ими же заново построен в 1515 году. После сильного землетрясения 1755 года, город снова был восстановлен. В 1907 году Касабланку оккупировали французы. Во время французского правления город быстро рос. Современная же Касабланка была построена вокруг старого маврского города.
Во время Второй мировой войны, Касабланка была одним из трёх основных мест высадки войск союзников в Северной Африке. В городе прошла Касабланкская конференция (январь 1943) между президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.
Уход французов в 1956 году (после провозглашения независимости Марокко) вызвал серьёзные экономические трудности для Касабланки. Но бурно развивающийся туризм и рост промышленности, вернули процветание».
По материалам «Википедии – Свободной энциклопедии»

Большое спасибо, Википедия. Ты, как всегда, на высоте. И, исходя из всего вышесказанного, я думаю, вы понимаете, что в таком интересном месте можно снять не один увлекательный фильм. Причём, без всякого компьютера! Да-да, вы не ошиблись. Без всякого компьютера.

Заполонив экран всевозможными спецэффектами, нам кажется, что по-другому уже снять нельзя! Но, к счастью, это иллюзия XXI века. Истинный талант проявляется ни в том, какую плёнку или компьютер вы использовали, а в том, какой сценарий написали, кого сумели подобрать для ваших образов и героев, и как поставили всё это перед самым главным судьей – зрителем. Уж кого-кого, а его обмануть сложно. И кнопочки тут абсолютно ни при чём. Уверен на все 100 процентов, что такой фильм, как «Касабланка» можно ставить и в театре.

Так о чём же сам фильм?.. Что? Разве вы не догадались? Взгляните ещё раз на один абзац:   
 «На фоне всего этого, Касабланка (так называемый перевалочный пункт для всех тех, кто хотел ускользнуть и вычеркнуть чёрные, мрачные или кровавые страницы из своей биографии), являлась спасением, временным убежищем для относительно спокойного обдумывания своих дальнейших действий. Чаще всего эти действия и взоры были устремлены в сторону Лиссабона, чтобы оттуда отправиться прямиком в Америку. Туда, где было тихо, мирно, спокойно…».

Это история о судьбах людей! Сложных, закрытых, потерянных, избитых жизнью людей! Их желания, мысли, чувства! Стремление вырваться из кромешного ада, что зовётся Второй Мировой Войной! Места, где им нет свободы, жизни, грёз! А ведь человек без всего этого чахнет, увядает и, больше ни во что не веря, медленно умирает!.. Конечно такой относительно спокойный город, как Касабланка несколько успокаивает их, но… Но всё равно это не то, что хотелось бы видеть в жизни. Порт он и есть порт. Перевал. Из Европы в Африку, из Африки в другую часть Европы, из Европы в Америку. Замкнутый круг… Но как же грамотно он построен! Неспроста. И немцы, несмотря на нейтралитет, контролируют всё и всех. Если ты враг Третьему Рейху и хочешь убежать – получи, дружище, пулю. Если же ты друг, то будь любезен сотрудничать. Иначе… Вы поняли…

Оценивая это кино, я поражался тому, как забавно были преподнесены диалоги. Не зная ни режиссёра, ни главных героев картины, я просто смотрел сюжет и улыбался. Тематика серьёзная, уважительная. Игра актёров интересная, пронизывающая. Одним словом, драма. Настоящая взрослая драма. Но! Как же здорово были поставлены диалоги! Не зря фильм разобрали на цитаты…


«Передайте, что я управляющий вторым по величине банком Амстердама».
«Это на него не подействует. Ведущий банкир Амстердама работает у нас на кухне».

«Что ты такого наделал? Растратил церковную кассу? Соблазнил жену сенатора? Убил кого-нибудь? Я надеюсь на последнее, это во мне говорит романтик».

«Где ты был ночью?».
«Это было так давно, что я не помню».

«Увижу ли я тебя вечером?».
«Не люблю строить планы на столь отдаленное будущее».

«Я читал, что вас убили пять раз, в пяти разных местах.
«И каждый раз это была сущая правда».

«Я приехал на воды».
«Какие воды? Мы в пустыне!».
«Меня плохо информировали».

«Кто вы по национальности?».
«Пьяница».

«Убит майор Штрассер. Задержите обычных подозреваемых».

«У нас всегда будет Париж!».

   
И это далеко не все, что было в этом фильме…
А рассказывать вам всю историю было бы неразумно.

Наличие актёров, таких как: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд, Клод Рейнс и других, вряд ли, что скажут современному зрителю. Да, они были выдающимися в своё время. Но оно давно прошло. Так же, как и проходит интерес к новым деятелям искусства…

Но! Самое-то главное не это! Актёр, режиссёр и сценарист живы - пока жива память о них! А не фильм ли лучшее тому доказательство? Не наличие «Оскаров» и прибыль, а память! И красивая, интересная, с непредсказуемым концом работа, стоящая в почётном, несгораемом пока списке, яркое тому подтверждение!

«У нас всегда будет Париж!»… Как добрые воспоминания о прекрасных днях, проведённых перед расставанием и больших трудностях…


Режиссёр: Майкл Кёртис. Сценарий: Говард Кох, Джулиус Эпштейн, Филип Эпштейн… Композитор: Макс Стайнер…


10 из 10.


Благодарю за внимание!
 
Алекс Свитт.


Рецензии
Очень красивый фильм. Смотрела на карантине.

Александра Казакова 2   11.02.2023 23:36     Заявить о нарушении