Казимир Малевич и русская крестьянская культура

Когда-то в Эрмитаже состоялась небольшая выставка «крестьянских» работ Малевича совместно с расписными прялками и прочими деревенскими вещами. И тогда всем стало ясно, как удивительно картины подходят к этим рукотворным вещам и как хорошо Малевич «понял» русских крестьян...

ПРАВО-ЛЕВО:
Лики крестьян делятся вертикальной чертой на Право и лево.
Для крестьянского мира это принципиально: мужик – баба, красный угол – печь,.. А в песнях правый глаз – Солнце, левый – луна.
Право также означает Закон, согласно которому жена слушается мужа, а муж – Бога. «Домострой» выражал общерусский (и крестьян и бояр) идеал жизни. Так было до прозападных антирусских реформ Петра1. И так будет теперь, после Великой Революции!

ГОРИЗОНТ:
Горизонт делит мир пополам. Наверху Небо, внизу – Земля. По горизонту скачет красная конница (архаический аспект – красное солнце) – революция есть переход-восход от старого мира к новому.

ПОЯС:
То, что в макрокосме горизонт – то в теле человека пояс. Пояс отделяет верх (лицо) от низа (половой сферы, которая относится к земле). Для крестьянина пояс архиважен: снятие пояса есть магическое разрушение межи между тем светом и этим. Что уместно на Святках, но не в обычной жизни.
На картинах Малевича черный и белый цвета при переходе через пояс меняются местами. Обращение правого и левого после смерти или символически в праздник – одежда покойника закрывается на бабью сторону, а покойницы – на мужскую, соответственно одежда бабы-яги закрывается на мужскую сторону, а лешего – на бабью.

КРЕСТ:
Вертикальное деление на Право-лево плюс выделение горизонтали (горизонта и пояса) дает КРЕСТ. Крестьянский крест – одновременно солярный и христианский.
У Малевича также как на древних православных иконах Крест структурный.
Но иконы Право и лево являли Борисом и Глебом или двумя архангелами, Крест - евангелистами и ликом Христа.
Малевич являет Крест – и это в духе того времени («Земля» Довженко, «Старое и новое» Эйзенштейна) – фигурами крестьян и в лике Человека. Максимальное обобщение черт, иногда нет лица.
Удивительность открытия в том, что всё это в крестьянском мире уже есть. Крестьянский мир строится на Кресте. Т.о. Малевич снял с деревни покров. И показал идеальность деревни математически.
(Анализу Малевича предшествовала идеализация деревни и старого быта во второй половине 19 века и начале 20 века – «Снегурочка» Островского, музыканты Могучей кучки, Билибин, Васнецов, Врубель, Гончарова, Нестеров, Рерих, Стравинский, русские балеты Дягилева и пр.)

ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ:
В виде знаменитого чёрного квадрата художник создал величественный образ Матери-Сырой-Земли. На первой выставке он стоит как икона, в красном углу.
Малевич лёг в супрематический гроб, доказав тем самым, что он не шутил. Над могилой был чёрный квадрат. Гости стояли. Даниил Хармс прочитал для Учителя (не для гостей) м.б. самое лучшее своё стихотворение:

Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо.
Имя тебе — Казимир.
Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего.
От красоты якобы растерзаны горы земли твоей.
Нет площади поддержать фигуру твою.
Дай мне глаза твои! Растворю окно на своей башке!
Что ты, человек, гордостью сокрушил лицо?
Только мука — жизнь твоя, и желание твое — жирная снедь.
Не блестит солнце спасения твоего.
Гром положит к ногам шлем главы твоей.
Пе — чернильница слов твоих.
Трр — желание твое.
Агалтон — тощая память твоя.
Ей, Казимир! Где твой стол?
Якобы нет его, и желание твое — Трр.
Ей, Казимир! Где подруга твоя?
И той нет, и чернильница памяти твоей — Пе.
Восемь лет прощелкало в ушах у тебя,
Пятьдесят минут простучало в сердце твоем,
Десять раз протекла река пред тобой,
Прекратилась чернильница желания твоего Трр и Пе.
 «Вот штука-то»,— говоришь ты, и память твоя — Агалтон.
Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым.
Меркнет гордостью сокрушенное выражение лица твоего,
Исчезает память твоя и желание твое — Трр.


Рецензии