***
С юных лет, с момента появления в моём детском мирке различных сказок и легенд, связанных с местами проживания той или иной нации, народности или племени, у меня сложилось распространенное заблуждение о том, что, существует особая категория людей, способная угадывать, а точнее предсказывать прошлое, настоящее и будущее. Постепенно я узнал, что в разных местах, как только этих людей ни называют: гадалка, предсказательница, ворожея или ворожейка, ведунья, провидица, вещунья, прорицательница и, наконец, прилетевшая из чужих стран, сивилла. Действительно: в природе существует определённый тип людей, обладающих до сих пор не изученным даром прорицания. И если открыть сегодняшние газеты, журналы и прочие средства массовой информации, то любое из них сдержит объявление об услугах предсказателей и экстрасенсов на любой вкус.
Оставив в стороне всевозможные изыски о происхождении предсказателей, остановлюсь на самом древнем понимании этого явления – о гадалках и вещуньях, с которыми я столкнулся в самом юном, самом сопливом возрасте. Это были сказки, которые сопровождают нас на всём пути нашего развития.
Не понятно, почему у людей, в том числе и у сказочников, сложилось мнение, что гадалка – это обязательно древняя старушка, обязательно проживает в деревне, словно здесь единственное место, где человек может проявить свои духовные устремления, где идеальные условия для проведения магических практик, потому что деревня ближе города к природе.
Одна из популярных книг XIX века отмечает, что « ворожба на картах усилилась в городах так, что сделалась особенной принадлежностью людей, посвятивших этому занятию всю жизнь...». И в селе гадание больше известно через разговоры, чем на самом деле. Обычно этим занимались дворовые люди, заезжие из городов. Однако осторожные селяне ему не верили: нет ничего увлекательного, нет олицетворения, могущего потрясти дух, рассказы не проникают в их грубую жизнь уточнёнными страстями, как это бывает в городской жизни. Таким образом, можно считать, что ворожба родилась в городе.
Постепенно мне стало ясно, что город, его культура, ни в чём не уступают деревне. С развитием цивилизации, коснувшейся всех направлений, город более приспособлен по своим параметрам к активному общению людей. В городах можно получить отличную подготовку именно по гаданиям. В больших городах ведущие тарологи занимаются «повышением квалификации»: проводят семинары и встречи, да к тому же существует и интернет. Поэтому нельзя сбрасывать со счета гадалок, живущих в городах.
Я не хочу совершать экскурс в теории гадания вообще и на картах, в частности. Для этого существуют специалисты - теологи с ворохом своих правил и догматов, согласно которых истинные предсказатели – вещуны придерживаются. Вот некоторые из них...
Хорошая гадалка:
– гадает только при личной встрече;
– не должна задавать вопросов при гадании;
–способна рассказать вам прошлое и настоящее и предсказать будущее;
– не обязана знать ничего из вашего прошлого;
– гадает бесплатно.
Это далеко не всё. И, конечно же, гадалка должна быть настоящим психологом, обладающим свойством проникновения в духовный мир «потребителя», то есть умением подстраиваться под его биоритмы...
Гадалки, гадалки... Я близко столкнулся с одной из них в юном возрасте в глубокой сибирской деревне, отрезанной от цивилизации. Знакомство было коротким, потому что бабушка Дуня, за спиной которой скопились полчища прожитых лет, однажды побывала у нас дома и пообщалась с мамой. Скорей всего, она гадалкой не была, а знахаркой. И её появление в нашей семье не было связано с предсказаниями судьбы. Просто она взялась вылечить, избавить маму от крупного ожога на правом бедре, который патентованные эскулапы на протяжении нескольких лет не могли залечить, и говорила, что через неделю-другую всё зарубцуется. Старушка, осмотрев рану, поставила диагноз и изготовила снадобье, тампон с которым вскоре закрыл незаживающую рану. Свои действия она сопровождала приговорами, предсказаниями с улыбкой на лице и ласковыми словами: голубушка, красавица, ласточка. И болезнь, словно убаюканная бабушкиной добротой, постепенно отступила...
Я не ставил перед собой целью познание проявления человеческого умотворчества. Учитывая то, что в шесть лет я уже довольно хорошо читал, причём всеядно, ибо кроме книжек других развлечений в захолустье практически не было. Я читал запоем всё, что попадало мне в руки. Таким образом, будучи любознательным мальчиком, я постепенно узнавал, что, кроме сказочных предсказателей существуют всевозможные виды гадания: по фотокарточке, на кофейной гуще, по ладони, по волосу и, наконец, на картах. С последним способом я близко столкнулся во время войны, когда мне уже исполнилось восемь лет... Столкнулся совершенно случайно...
В наш сибирский посёлок, в медвежий угол, прибыла очередная порция беженцев, среди которых оказались мать и сын Кожухари. Не то цыгане, не то молдаване. Не знаю почему, но они прибились к нашей семье. Вероятно потому, что отец, выходец из Бессарабии, прекрасно знал цыганский и молдавский языки, и где-то в посёлке их пути перехлестнулись. Короче, одним осенним вечером Мариуца Кожухарь с сыном Вовкой оказались у нас дома. За неделю до этого отец ушёл в армию, и мать беспокоилась, где он и что с ним. И сидя за чаем, мама поделилась своими тревогами с Мариуцей. Цыганка, ничего не говоря, достали из оборок пышной цветастой юбки колоду карт.
– Не волнуйся раньше времени. Сейчас, Сима, я постараюсь узнать, что с Григорашем.
Она бодро разложила на столе карты в известной ей комбинацией и спокойным уверенным голосом стала рассказывать маме, что папа ещё не воюет, что в казённом доме пока спокойно, что скоро мы получим письмо...
Мама слушала её внимательно. И, что странно, вскоре мы действительно получили письмо, в котором было всё, что предсказала цыганка.
С тех пор гадания стали регулярными с интервалом в две-три недели. Мариуца гадала, мама слушала, а я смотрел и запоминал названия карт, их смысловое наполнение, построение гадального поля, комбинации и всё остальное. Я узнал, что существуют карты Таро, что, в основном, в простонародье гадают на обычных игральных картах, но выдерживая условие: они не должны быть использованы в азартных играх. Использованные могут извратить, исказить картину, хотя не исключено, что можно гадать и побывавшими в работе.
Я видел, как внимательно мама слушала слегка изломанный говорок цыганки, и не понимал, зачем ей это надо. Они довольно много времени проводили вместе. Мариуца интересно рассказывала о гаданиях на картах, а я, пристроившись в уголке, внимательно слушал их разговоры, с трудом переваривая услышанное.
Мама хорошо запомнила заговор, заговор старинный, с которого начинается гадание: «36 сестёр, кумовьёв и снох, братовьёв и товарищей. Сослужите мне службу верную, дружбу неизменную. 36 карт четырёх мастей, скажите мне истинную правду, чего мне ждать-ожидать, чего опасаться, за какое дело браться. Всех вас призываю, называю и выговариваю: слово крепко, и картам “лепко”. Аминь!» И рассказала о ряде положений, этаких постулатов, которые должны знать ворожеи...
Гадать, оказывается, надо в тишине в затемнённой комнате. Карты любят тишь и не любят присутствия постороннего человека, особенно если он не верит в гадание. В этом случае они ничего говорить не будут.
Карты капризны... Если они «решили “не говорить” сегодня», то настаивать бесполезно. Лучше погадать в другой раз...
Свои гадальные карты нельзя отдавать никому и терять их опасно: они могут тебя наказать.
Гадалке надо помнить, что лучший день для гадания–пятница, особенно число 13. И, конечно же, на Рождество и всю Рождественскую неделю. А вот по понедельникам нельзя – сатанинский день, и карты врут. Самые точные предсказания бывают в первый день нового года, в дни рождения и по тринадцатым числам каждого месяца.
Гадание следует начинать с перетасовки колоды. Случай должен решить, какая карта должна выпасть – с неё начинаются остальные построения. Затем следует левой рукой поделить колоду. И уже за тем начинают раскладку...
Через год, когда мы перебрались в областной город, связь с Кожухарями прервалась. Я не знаю, вернулись ли они в Молдавию, а, может, осели в Сибири. И больше мы не встречались. Но через лет этак тридцать я прочёл в «Советской культуре», что в Киеве состоялся концерт симфонического оркестра под управлением Владимира Кожухаря. Возможно, это был тот самый Вовка, человек музыкальный, распевающий в своём пацаньем возрасте цыганские песни и лихо отплясывающий огневые пляски. Возможно, это был он...
А мама крепко запомнила «лекции» цыганки. И я тоже... И чудо... Мама превратилась в гадалку. Нет, не в «патентованную», не в профессиональную, а обычную провидицу, так сказать, для друзей.
Не знаю, насколько она глубоко вошла в невыбранную ею роль гадалки. Помню лишь то, что знакомые ей женщины постоянно приходили к нам и просили маму погадать на своих мужей и близких, сражающихся с фашистами за страну на фронте. Мама чётко выполняла одно из правил - денег за гадание не брать. Но женщины приносили что-нибудь к чаю...
Могу похвастаться: я бы мог стать «гадальщиком». Я прочно освоил и усвоил всю процедуру гадания и смог бы активно предсказывать, но...
Смех смехом, я постепенно узнал различные способы раскладки. Они имели довольно поэтические названия, но разнились приёмами. Например: «Чёрная роза», «Маг», «Предсказатель», «Семёрка» и другие. Я не пытался их запомнить... Маме оказалась близкой по духу и возможностям так называемая «Цыганская раскладка», которой её научила Мариуца. Я её тоже уяснил...
А вот собственно масти – пики, трефы, бубны, черви, и значение конкретно каждой карты, я запомнил (с тех пор, как научился играть в «Подкидного дурака»), как и то, что они могут предсказать. Например, пики – самая плохая, самая неблагоприятная масть, или червы – наоборот, самая беспроигрышная, самая удовлетворяющая, добрая, выигрышная. Знаки масти, от туза до шестёрки, могут менять свои значения в зависимости от времени года и суток (не знаю почему). Также и комбинации карт в раскладе. Запомнить их трудно, но для полноты выдаваемой информации необходимо. Это может только гадалка-профессионал. Например, карты с фигурами, обозначающими лица: валеты – заботы и хлопоты, дама пик (та самая, Пушкинская) – беда, скука или тоска. Цифровые карты тоже говорят о многом: десятка и восьмёрка пик предсказывают болезнь, семёрка – неприятность, шестёрка - потерю или пропажу. Семёрки, девятки и тузы треф и пик, если они легли остриями вверх, особенно неприятны: обида, оскорбление, испуг, ушиб и т.д., а туз треф – неуспех в делах. Туз пик вообще сплошная неприятность. Бубновый туз - это письмо, девятка или десятка говорят о получении тобой денег, прибыль и так далее... От всего, что находится между мастями, имеет большой веер разновидностей в своих значениях. И познание их требует серьезного углубления в теорию ворожбы...
Зимний вечер (у меня почему-то большинство воспоминаний связано с зимой). Тишина. Тусклый свет керосиновой лампы, которая слегка коптит, оставляя след на стекле колбы. Слегка попахивает керосином. Малышка моя сестёнка) спит. Мама с соседкой за столом, покрытом самовязанной скатертью (мамина работа). На столе две кружки, пузатая сахарница с колотым рафинадом, маленький заварочный чайник и большой, накрытый куклой, чтобы вода не остывала, плетёнка с сухарями (деликатес к чаю) и вазочка с вареньем. Я скромно сижу в уголочке и слушаю женские разговоры. Мама будет гадать. На мужа соседки... Он воюет...
Мама уверенно берёт потрёпанные карты, хорошо тасует и предлагает соседке снять левой рукой «шапку» направлением к себе. Потом вынимает из середины колоды карту, согласно её масти выбирают короля. Его кладут посередине стола и окружают картами, отсчитывая через шесть на седьмую числом десять. Мама смотрит на расклад, назначение отдельных карт и начинает своё токование. Внимательно вглядываясь в картину и карточные комбинации, мама плетёт свой речитатив. Чего только здесь нет! Сколько информации!
– Посмотри, Дусенька! Вот крестовый король–это твой муж. Пока у него всё относительно спокойно. Повода для беспокойства нет. Видишь? Он находится между тузом и десяткой. Это значит, что его уважают, и у него даже может быть повышение. И бубновый валет (хитрая бестия) говорит о том, что он ведёт себя нормально. Так что твоя ревность ни к чему. А восьмёрка бубён предупреждает, что ожидает тебя какая-то радостная весть. А вот восьмёрка червей около дамы пик - это сплетни. Не слушай никого, кроме своего сердца. Так, что девушка, не накачивай себя разными глупостями.
И далее, далее, далее...
Мамин речитатив звучал спокойно, уверенно. И я видел, как на лице тёти Дуси появилось спокойствие, словно она умылась родниковой водой. Видно мамины доводы проникли ей в душу, внесли, пусть временное (вона есть война) спокойствие. И женщина уходила удовлетворённой.
А другой женщине, матери трёх детей, гадалка предсказала, что ей предстоит нелёгкая дорога (туз треф – средним значком вниз, шестёрка пик и бубновая семёрка). Ей предстоит испытать унижение – могут оскорбить или обидеть. Но она всё преодолеет, хотя ей кажется, что дело более трагично, чем в действительности, по сути. Надо успокоиться, не дёргать понапрасну своих друзей и близких. Она получит либо моральную помощь, либо деньги. И всё закончится для неё благополучно.
Третей предсказания мама высказала не очень оптимистичные события:
– Марусь! Посмотри, как легли карты. Видишь - в верхнем ряду слева направо лежат дама пик, король треф и десятка бубён? О чём они говорят? А о том, что завидовать тебе не приходится. У тебя недавно были какие-то крупные неприятности с пожилыми мужчиной и женщиной. Но постепенно произошли перемены к лучшему. Ко всему ты осталась при неплохих деньгах... Так что, не жалуйся...
Я смог бы привести ещё несколько примеров маминого гадания. Конечно, она пользовалась и всевозможной информацией, слухами, сплетнями. Она их «перерабатывала», отсеивала ерунду, но оставшийся материал при случае употребляла в дело. И она стала негласно хорошей гадалкой...
Прошло много лет. Мамы давно не стало. Я тоже дополз до жизненных вершин. Время от времени я ловлю по Интернету какую-нибудь гадалку или предсказательницу. Но во мне сидит недоверие к ним. Разве могу я поверить Джуне, которой предписывают разные изотерические фокусы, если она не смогла предсказать смерть собственного сына? Разве я могу верить всевозможным чумакам, кашпировским, сеансы которых я, как и множество других, испытал на себе? Или Гробовому, который забил дурью об оживлении покойников м;зги массе соотечественников - идиотов? Увы...
Я не верю ни в бога, ни в чёрта – совковое воспитание. При всем моём атеизме, при всём недоверии ко всему паранормальному, мне больше по душе тихий, ненавязчивый голос моей матери, который многим внушал уверенность в том, что в их жизни всё будет хорошо.
Свидетельство о публикации №215070500906