Пигалица

Пигалица.

                Он же чибис, он же луговка. Это кулик, величиной с галку или голубя. Есть и другие, но малоприятные названия этой птицы. Помню, в пионерском детстве, мы часто в походах пели именно такую песню: «У дороги чибис, у дороги чибис, он кричит, волнуется чудак…». Первый раз я увидел чибиса, когда мы дружной командой (серия рассказов «Родом из детства») отправились рыбачить на разлившуюся речку. На кочковатом лугу нас встретили три пары этих птиц. Они поочерёдно с пронзительными криками «чьи вы, чьи вы?» летали над нами с хлопаньем крыльев, пока мы не дошли до берега. Мне было двенадцать, я только начинал постигать тайны природы, но я был достаточно любопытен и начитан, чтобы понять – где-то рядом их  гнёзда. Оставив компанию, принялся бродить но лугу, внимательно разглядывая землю и кочки.  Чибисы летали надо мной с криками и невероятными кульбитами. За полчаса я так ничего не обнаружил, а тут ещё ребята начали звать меня, так как начался клёв.
                Через несколько дней, в самом начале мая, ночью неожиданно выпал небольшой снег. Я подумал: если птицы на гнёздах, значит,  на открытой луговине их будет легко заметить. Я попросил отца, чтобы он одолжил у соседа бинокль. Отец бинокль выпросил, но мне не дал, сказав, что это ценная вещь и он  боится, что я случайно разобью его. Предложил сходить на луговину вместе. Так мы и сделали.
                Не доходя до открытого места, отец из-за кустов стал разглядывать луг.
                -- Ага – сказал он, передавая мне бинокль – Разглядел четырёх пигалиц. Одна бегает по берегу, две сидят между кочками и одна почему-то ежит на снегу. Других не вижу. Смотри внимательно и запоминай места, где птицы сидят. Так, запомнил? – я кивнул – Пошли!
                Едва мы вышли из-за кустов, сидевшие чибисы вскочили, и быстро перебирая лапками побежали в разныё стороны, лежащая птица осталась на месте, а от берега  с криком  к нам полетел один, и вскоре ещё два чибиса. Не обращая внимания на летающих птиц, мы устремились к предполагаемым гнёздам. Тёмные пятна на снегу были хорошо видны. Они были на расстоянии метров десять-двенадцать друг от друга. Подошли к первому, и точно – это гнездо! Вернее, глубокая ямка в земле, обильно выстланная сухой травой. В гнезде лежали острыми концами внутрь, четыре яйца грушевидной формы. Яйца бледно-охристого цвета, покрытые различного размера бурыми пятнами, сгущающимися к тупому концу. Второе гнездо располагалось на низенькой кочке, подстилка в нём совершенно отсутствовала, но лежали точно такие же четыре яйца.
                Мы пошли к лежащей птице, которая была мёртвой с запёкшейся кровью на шее и спине. Метрах в двух от неё заметили вытаявшее пятно, оказавшееся гнездом с толстым слоем подстилки и четырьмя яйцами. Отец взял совершенно холодное яйцо и разбил его.
                -- Посмотри – сказа он – яйцо уже слегка засижено, весь желток в красных прожилках кровеносных сосудов. Подними наседку.
                Я взял мёртвую пигалицу в руки. Птица была красивая. Верх головы чёрный с узкими длинными перьями, образующими хохол, загнутый вверх. Щёки, затылок, шея и брюшко -- белые. Горло, грудь и шея – чёрные  Спина -- буроватая с зеленоватым отливом. Крылья отливают почти всеми цветами радуги: зелёный, фиолетовый, синий, жёлтый, красноватый. Подхвостье – рыжего цвета. Большие чёрные, помутневшие глаза. Малинового цвета лапы.
                Отец наклонился и поднял несколько зелёных и пёстрых перьев. – Я так думаю – он отделил их друг от друга – Насиживающую самку на фоне снега заметил ястреб-перепелятник и напал на неё. Она пыталась сопротивляться, но острые когти и удар клювом в затылок сделали своё дело. Подоспели другие чибисы и отбили умирающую птицу – Вот пёстрые перья ястреба.
                Я взял из гнезда три яйца для увеличивающейся коллекции (у меня уже были вороньи, сорочьи, воробьиные  яйца и две половинки скорлупы яиц скворца), завернул их в сухую траву и газету, и мы пошли домой. Тушку птицы пришлось выбросить. В то время я ещё даже не пытался изготовлять чучела, всё это в будущем.


Рецензии
Короткий рассказ, а в нем вся суть жизни живой природы.
увы, но снова к стыду своему могу признаться, что чибиса никогда, что называется, в живую, не видел.
А вот песню хорошо помню.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   04.04.2021 08:34     Заявить о нарушении
А птица-то в общем везде обывчная.

Вадим Светашов   04.04.2021 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.