Глава 8. Рost scriptum о советских маки 2

     Хочу дополнить свой рассказ некоторыми сведениями о личности командира Г. П. Пономарева и о его жизненном пути. Именно такие люди, скромные и малозаметные в обыденной жизни, в экстремальных условиях военного времени сохранили стойкость духа, мужество и преданность воинскому Долгу. Для них немыслимым было не только предательство, но даже жизнь на положении рабов, униженных и смирившихся с судьбой, покорно ждущих своей участи. Мечтали о побеге с немецкой каторги многие, но осуществляли подобное единицы, отчаянные смельчаки, для которых актуален был девиз: «Лучше умереть в бою, чем жить на коленях».
     Приведу также немногие известные сведения о послевоенной судьбе Пономарева и его боевых товарищей.
     При этом я использую биографические сведения о Пономареве, опубликованные в газете Ленинградского района Краснодарского края [12], личные письма «Жоржа» моему отцу 1970–1980-х годов, многочисленные материалы, имеющиеся в открытой зарубежной и отечественной печати [12; 20; 22; 25; 26; 27; 29; 35; 41; 42; 44], копии рапортов Пономарева и его личную анкету, хранящиеся в МБУК Ленинградском краевом историко-краеведческом музее станицы Ленинградская (рис. 32) [47].
     Георгий Поликарпович Пономарев родился 15 марта 1918 года в деревне Кусково Гутовской волости Томской губернии (ныне Тогучинского района Новосибирской области) в простой рабоче-крестьянской семье. Окончил начальную школу и трудился на железнодорожной станции сначала в городе Омске, потом на станции Болотная Новосибирской области. В предвоенные годы перешёл работать весовщиком на станцию Протока Краснодарского края Северо-Кавказской железной дороги. Женился, и в 1939 году родилась дочь.
     Началась Великая Отечественная война. Георгий Поликарпович с первых её дней рвался добровольцем на фронт. Но в райвоенкомате и в политотделе Северо-Кавказской железной дороги ему отказали: железная дорога перешла на военное положение, и её работников в действующую армию не брали.
     Лишь в ноябре 1941 года он был призван в армию и попал в 12-ю стрелковую бригаду, дислоцировавшуюся на берегу Керченского пролива на косе Чушка, которая отделяет Чёрное море от Азовского. В конце 1941 года началась Феодосийско-Керченская десантная операция советских войск. В наступлении принимала участие часть, в которой воевал Г. Пономарев. По тонкому льду бригада перешла Керченский пролив и проникла в Керчь. В январе советские войска освободили весь Керченский полуостров.
     Во время наступления советских войск Г. Пономарев проявил боевую смекалку, решительность и мужество. За эти качества его направили на курсы по подготовке младшего офицерского состава, которые он блестяще закончил. Г. Пономарев возвратился в свою стрелковую часть на Керченском полуострове и был назначен командиром разведывательной группы. Вскоре ему присвоили звание лейтенанта.
     В мае 1942 года немцы начали новое наступление в Крыму. Взвод разведчиков лейтенанта Пономарева ушёл в разведку в тыл противника в районе станции Семь Колодезей, в пятидесяти километрах западнее города Керчь. В это время противник нанёс стремительный удар по советским войскам и двинулся на Керчь, в результате чего взвод разведчиков оказался в глубоком тылу. К востоку от них шёл бой, слышались пулемётные и автоматные очереди, раздавались взрывы снарядов и бомб. Пробираясь к своим, в районе Керчи взвод нарвался на немецкую механизированную часть. В неравном бою полегли боевые товарищи. Чудом уцелели двое – комвзвода и ещё один солдат. Пробравшись к Керченскому заливу, они увидели ужасное зрелище: на берегу лежали убитые и раненые красноармейцы. В проливе, на подручных средствах, брёвнах, обломках досок, плавали советские солдаты, стремившиеся добраться до косы Чушка.
     Пономарев с товарищем использовали колесо подвернувшейся разбитой машины и на камере тоже пытались поплыть по заливу. Но вскоре на небе появился немецкий «Мессершмитт» и, опустившись к воде, на бреющем полёте начал расстреливать спасающихся бойцов. От разорвавшегося рядом с ними снаряда Г. Пономарева контузило, и он потерял сознание, а его товарищ погиб. Оказавшись на занятой врагом территории, он был схвачен румынским патрулём [12].
     Так Г. Пономарев оказался в плену. Сначала находился во временном концлагере в Крыму, затем пленных погрузили в вагоны и отправили на запад. Первый побег из неволи он совершил в пути, на территории Украины, выпрыгнув вместе с товарищем из вагона. Но немцы поймали беглецов и, жестоко избив, снова втолкнули в товарняк, следующий в Германию. На вагоноремонтном заводе в Саарбрюкене, куда доставили живой груз, работали военнопленные из стран Европы – рабы Третьего рейха. Условия в концлагере были ужасные, заключённые работали ежедневно с раннего утра до позднего вечера, кормили впроголодь. Пономарева не покидали мысли о свободе. Несколько попыток бегства оказались неудачными – немцы находили его и возвращали обратно, каждый раз избивая до полусмерти. Вскоре он смог найти контакт с представителями подпольной антифашистской организации, которые помогли ему осуществить новый побег из немецкой каторги. Этот побег, совершённый в ноябре 1943 года, стал удачным [27; 35].
     Вдвоём с товарищем Петром Захаркиным они прошли более ста километров по территории оккупированной Франции. Через месяц беглецы оказались в районе города Вердена, где они, обессиленные и ослабленные, нашли приют у простых французов, которые дали им одежду, еду и помогли связаться с местными патриотами-антифашистами Марселем, Лораном, а также с борцом Сопротивления, членом ФТП, Элиасом Дорном.
     В начале 1944 года подобралась небольшая группа, состоящая в основном из бывших советских военнопленных, сбежавших из фашистских лагерей. Это были Н. Кожин, А. Кузьмин, А. Овчинников, М. Малышев, М. Соснин, Д. Огородников, а также семнадцатилетний Фёдор Аксинин, который был угнан фашистами во Францию с Украины. С помощью Элиаса Дорна и местных антифашистов из этой группы был организован советский партизанский отряд на востоке Франции [27; 35]. Зимой 1943–1944 годов он базировался в Луазонском лесу, в двадцати пяти километрах от города Верден, неподалёку от деревни Луазон (Loison).
     В отряде помимо советских людей были итальянцы Артур и Габриэль, армянин Айк Тебирян («Олег», он же «Алик», «Алег», «Арди»), бывший ранее в отряде франтирёров-иностранцев Мисака Манушяна, разгромленного фашистами [26]. Список отряда на первоначальном этапе приведён Пономаревым в январском рапорте № 3 от 2 февраля 1944 года (рапорты о проделанной работе Г. Пономарев периодически отправлял в штаб партизанских отрядов в Нанси, ныне они хранятся в Центральном музее ВС МО РФ). Списки личного состава партизанской группы на начальном этапе имеются также в архиве департамента Мёрт-и-Мозель: один в «Архиве Буффара» (местного антифашиста) и два – найденных полицией при облаве на партизан в лесу возле деревни Луазон, составленные «Жоржем» [48а,d]. Позже в составе отряда появились поляк Вацек и французы Поль и Ренэ, принявшие активное участие в ряде боевых операций [12; 47а, б].
     На начальном этапе формирования в отряде практически не было оружия, о чём впоследствии упоминал «Жорж» в докладе от 22 сентября 1944 года: «На всех мы имели женский пистолет, одну винтовку, стрелявшую с третьего выстрела, семь ножей, один топор, молоток, кляпы» [22; 44]. Тем не менее, используя примитивные инструменты, группа осуществила несколько диверсий на железной дороге в районе северо-восточнее города Вердена. Пока лишь некоторые из операций, осуществлённых в этом районе, нашли подтверждение во французских архивах.
     В боевой характеристике на партизанский отряд «Сталинград», подписанной руководителем штаба партизанских отрядов Василием Таскиным, сказано: «Название „Сталинград“ отряду было утверждено на общем собрании советских партизан 14 января 1944 года, на котором командиром отряда был единодушно выбран „Жорж“ – Георгий Пономарев».
     Впоследствии М. Малышев и М. Соснин были назначены заместителями командира отряда, а его политруком стал М. Смык [12; 20].
     Каким он был, командир «Жорж»? По воспоминаниям отца, это был его одногодок, невысокого роста, светловолосый паренёк, очень подвижный, энергичный, инициативный. Худощавый, лицо удлинённое, чуть скуластое. Глаза серые, губы узкие, упрямо сжатые. На первый взгляд он казался простым, своим в доску парнем. Но панибратства в общении с соратниками не допускал, был строгим и ответственным, дисциплинированным и требующим того же от товарищей. Умел организовать, сплотить коллектив отряда, оценить боевые качества бойцов и максимально их использовать, обладал острым умом, мгновенной смекалкой, очень быстро ориентировался в самых сложных критических ситуациях и молниеносно принимал решение. Был необыкновенно храбр, не боялся опасности, умел пойти на риск.
     Командирами групп в отряде периодически были М. Малышев, М. Соснин, А. Цыбиков, Н. Кожин, В. Игнатьев, С. Ларин, Ф. Горовой и другие [12].
     Бойцы отряда – бывшие военнопленные, были простыми рабоче-крестьянскими парнями. До пленения они служили на разных фронтах, в разных войсках: кто-то в стрелковых частях, кто-то в артиллерии. Всех их объединяло общее прошлое – муки плена. Их унижали, морили голодом, избивали, травили собаками, стремясь лишить человеческого достоинства и превратить в послушный скот. Особым издевательствам подвергались те, кто, как Пономарев, неоднократно осуществлял побеги. Но они выживали вопреки нечеловеческим условиям и, вырвавшись на свободу, стремились отомстить. И летели под откос эшелоны с оружием и солдатами, горели автомашины, громились немецкие посты и станции, взлетали в воздух электротрансформаторы и опоры линий электропередач, уничтожались подразделения врага…
     Список личного состава отряда, включающий всех известных по рапортам и публикациям партизан, составленный ранее на основании открытых публикаций и материалов из архива отца, дополненный ныне сведениями из французских источников, приведён мною в главе 5.
     Работая над материалами об истории отряда «Сталинград», я составила таблицу, из которой можно почерпнуть сведения обо всех указанных в рапортах «Жоржа» диверсиях и боевых операциях, а также об источниках, где они упоминаются. Отмечены те немногие диверсии, которые нашли подтверждение во французских архивах. Таблица наглядно демонстрирует, что, несмотря на довольно объёмное количество имеющихся архивных и историографических материалов, в истории отряда «Сталинград» осталось много невыясненных и непонятных моментов.

     Отличившиеся во время боевых операций бойцы отмечены в рапортах Г. П. Пономарева.
     Особо отличившиеся товарищи при осуществлении железнодорожных диверсий в конце февраля: Маркиз (Михаил Малышев), Данил (Огородников), Александр (Кузьмин), Николай (видимо, Беличенко).
                Рапорт № 5 «Жоржа»
                ___________________
     В работе по разгрому шахты в Пьенне в конце марта особо себя проявили: Игнатьев Виктор, Олег (Тер-Тебирян), Маркиз (Михаил Малышев), Александр (Кузьмин).
                Рапорт № 5 «Жоржа»
                ___________________
     При освобождении военнопленных африканцев в начале июня за отличное выполнение задачи вынесена благодарность Михаилу (Малышеву), Николаю (Беличенко), Фёдору Горовому, Данилу Огородникову.
                Рапорт № 7 «Жоржа»
                ___________________
     В «войне на рельсах» отличились Г. Пономарев, М. Соснин, Д. Огородников, М. Малышев, Ф. Аксинин, С. Ларин, П. Носиков, В. Лаврентьев, В. Кузнецов, Н. Кожин, А. Кузьмин, И. Рубцов, француз Ренэ.               
                Г. А. Нечаев (ВИЖ, 1971, № 4) [26]
                ___________________
     За нападение на немецкий патруль (засада на дозор железной дороги) в Goncourt, в котором один солдат убит, один ранен, забрано оружие. Товарищам Григорию, Ивану, Виктору (фамилии не названы – Т. Г.) вынесена благодарность с занесением в личное дело.
                ___________________
     Во время нападения на немецкую казарму в Левекурте (Leveсourt) в августе отличились следующие партизаны:
     1. Александр (видимо, Кузьмин), который первым убил из пистолета двух немецких солдат.
     2. Василий Лаврентьев, который, несмотря на открытие огня со стороны немцев, подполз к казарме и забросил гранату.
     3. Данил (Огородников).
     4. Павел (видимо, Манжин).
     5. Валентин (Карпенко), ворвался в казарму.
     6. «Маркиз» (Михаил Малышев)
                с. 169. [44] Рапорт «Жоржа» № 10
                ЦМВС СССР. Документальный фонд, № 15/1055
                ___________________
     Список отличившихся товарищей отряда «Сталинград» в боевых операциях (видимо, в сентябре): Кузьмин Александр, Лаврентьев Василий, Малышев Михаил, Соснин Максим, Манжин Павел, Огородников Данил.
                Рапорт № 11 «Жоржа»
                ___________________
     Во время нашей работы отличились следующие товарищи:
     1) Малышев Михаил
     2) Соснин Максим
     3) Кожин Александр
     4) Огородников Даниил
     5) Лаврентьев Василий
     6) Горовой Фёдор
                Ком. подразделения «Сталинград» – Жорж.
                1-й помощник – Маркиз (Малышев)
                2-й помощник – Максим (Соснин)
                с. 381. [44] Доклад Г. П. Пономарева от 22 сентября 1944 г.
                ЦМВС СССР. Документальный фонд, № Б-4-19-49
                ___________________

     После войны бывшие партизаны, сражавшиеся в отряде «Сталинград», возвратились к мирной жизни. Все прошли спецпроверку (фильтрацию), демобилизовались и разъехались в разные уголки страны.
     Командир «Жорж» сохранил всю партизанскую документацию и знамя отряда и сдал в штаб группы оккупационных войск в Потсдаме. В 1946 году в Смоленском округе прошёл спецпроверку, демобилизовался и уехал на родину в Сибирь. Там он работал на военной швейной фабрике заведующим базой.
     В 1948 году был арестован и посажен в Новосибирске в камеру-одиночку. Проведённый обыск не выявил ничего компрометирующего, кроме холодного оружия (кто-то из французских партизан подарил ему красивый кинжал). Проведённые на швейной фабрике инвентаризации выявили недостачу иголок.
     Через шесть месяцев состоялся суд. За халатность на производстве и за хранение холодного оружия определили наказание – срок три года.
     После отбывания срока Георгий Пономарев работал на шахте в Кузбассе. Потом уехал в Краснодарский край и в 1953 году повторно женился. Во втором браке родилось четверо детей.
     Проживал в станице Ленинградская, работал в коммунальном и лесном хозяйстве. Тяжело заболел, лечился, получил ІІ группу инвалидности и мизерную пенсию, на которую семья вела полуголодное существование (сведения из письма Пономарева отцу).
     Нищета заставила поехать в Москву, просить помощи у ветеранских организаций. По приезде в столицу он имел жалкий, потрёпанный вид. В письме отцу он пишет, что в Москве ему не на что было даже покушать. Но заведующий Центральным музеем Вооружённых Сил СССР принял его очень хорошо, показал знамя и всю документацию отряда. И дал совет: обратиться в Комитет ветеранов войны к Алексею Маресьеву.
     Комитет ветеранов ходатайствовал перед местными краевыми властями о начислении ему более достойной пенсии как участнику ВОВ. Сумма, видимо, была пересмотрена, в одном из писем Георгия Пономарева отцу есть фраза: «Мне дали пенсию местного значения, то есть краевую».
     С 1962 года Георгий Поликарпович работал лесничим на хуторе Куликовском в семнадцати километрах от станицы Ленинградская. «Как лесничий слежу и оберегаю рощу, где раньше были казачьи лагеря», – писал он отцу в 1985 году.
     Он был восстановлен в звании «Ветеран войны».
     Большинство бывших солдат, партизан отряда, побывавших в плену, такого звания власти лишили. На вопрос моего отца, почему их, воевавших в действующей армии, а потом во французском Сопротивлении, не признают участниками войны, Георгий Поликарпович ответил так: «Насчёт признания наших ребят участниками войны мне никто не может ответить, даже французский посол».
     О послевоенных судьбах бывших партизан отряда сведений очень мало.
     Максим Маркелович Соснин проживал в селе Новоспасское Ульяновской области, работал бондарем на местном мясокомбинате.
     Василий Трофимович Лаврентьев тоже из Ульяновской области, из города Димитровграда, был столяром.
     Макарий Спиридонович Смык проживал в селе Короваи Полтавской области, трудился бригадиром IV бригады артели «Октябрь».
     Сергей Матвеевич Ларин после войны работал на шахтах Донбасса, затем вернулся в г. Юрьевец Ивановской области и работал на деревообрабатывающем комбинате. 6 мая 1987 года награждён орденом Отечественной войны ІІ степени (номер наградного документа 54).
     Андрей Николаевич Цыбиков из города Новокузнецка Кемеровской области работал инженером-геологом. 14 марта 1985 года награждён орденом Отечественной войны ІІ степени (номер наградного документа 79).
     Фёдор Прокофьевич Горовой проживал в городе Тернополе, работал главным бухгалтером строительно-монтажного управления 470.
     В послевоенные годы два бывших партизана отряда «Сталинград» были репрессированы. По утверждению журналиста пензенской прессы, несколько лет провёл в заключении по политической статье Николай Оськин. В 1951 году по доносу односельчанина «за антисоветскую агитацию» по 58-й статье на десять лет был осуждён Яков Блинов (Заключение о реабилитации Блинова Я. М. от 27 мая 1993 года). Через год Яков Маркович умер в лагере.
     К 40-летию Победы в ВОВ Георгий Поликарпович Пономарев был награждён орденом Отечественной войны ІІ степени (номер наградного документа 87, дата – 6 мая 1985 года).
     Георгий Поликарпович умер 29 июня 1985 года в станице Ленинградская [47]. Хоронили его с почестями, от здания музея станицы. На похороны смогли приехать два боевых товарища – Андрей Цыбиков и Виктор Прудков (сведения из письма жены Пономарева – Ольги Степановны).

                Продолжение: http://www.proza.ru/2017/08/24/1397


Рецензии