Враг народа 5

Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/06/25/1450



                Во глубине сибирских руд
                Храните гордое терпенье,
                Не пропадет ваш скорбный труд
                И дум высокое стремленье…
                (А.С.Пушкин)




       Историческое прошлое революционного движения, в условиях отсутствия царской цензуры, сразу по окончании Октябрьской революции и Гражданской войны подвигло революционеров «со стажем», независимо от политической принадлежности, прошедших подполье, тюрьмы и ссылки, объединить усилия в описании шагов и условий их борьбы с царским правительством, приведших их и их партии к историческому успеху, написании мемуаров и статей на историко-революционные темы.

       С этой целью в Москве 12 марта 1921 года, по инициативе старых большевиков (Ф.Э.Дзержинского, Я.Э.Рудзутака, Е.М.Ярославского и др.), было создано «Всесоюзное общество бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев». Оно объединяло в своих рядах в разные годы от 200 (1921) до 2759 (1931) человек, в числе которых были  участники революционного движения самых разных направлений (меньшевики, анархисты, бундовцы, социал-революционеры), такие, как В.Н.Фигнер, Л.Г.Дейч, Ф.Я.Кон, А.В.Прибылёв, Н.А.Скрыпник и другие.
 
       Общество возглавлял Совет, действовало до 50 филиалов по стране, проводились всесоюзные съезды, его члены выступали с докладами и лекциями, был основан музей с библиотекой и архивом.

       Оно издавало: журналы «Каторга и ссылка» (первоначально “Историко-революционный вестник”)  и «Бюллетень Центрального совета Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» (1930-33), а также литературные серии: «Историко-революционная библиотека», «Классики революционной мысли домарксистского периода».

       Журнал «Каторга и ссылка» издавался в течение всего срока существования Общества; за 14 лет вышло 116 номеров. Здесь печатались воспоминания и мемуары о борьбе с царизмом в подполье, тюрьмах, на каторге, в сибирской ссылке и эмиграции. Публиковались некрологи, архивные материалы и научные статьи, посвященные революционному движению.

       Среди авторов большевики: А.М.Коллонтай, Б.Кун, Н.А.Семашко; народовольцы: В.Н.Фигнер, А.В.Якимова-Диковская и др. В журнале сотрудничали видные учёные-историки: академики Ю.В.Готье, Н.М.Дружинин, М.В.Нечкина, Е.В.Тарле и др.
Общество просуществовало до 1935 года. Многие его члены, включая последнего председателя, правого эсера А.Г.Андреева и главного редактора журнала «Каторга и ссылка», большевика И.А.Теодоровича, впоследствии оказались репрессированы.


                *     *     *     *     *


       Поставив перед собой задачу – попытаться отыскать место и время возможного соприкосновения интересов моего деда с Ю.П.Гавеном, среди материалов о нём я нашёл ссылку на то, что им была написана статья «Революционное подполье в период войны в Енисейской губернии», которая была напечатана в журнале «Каторга и ссылка» (в № 7 за 1927 год).

       Я отправился в хабаровскую Дальневосточную государственную научную библиотеку в надежде отыскать эту статью. Однако именно № 7 журнала за 1927 год там не оказалось. По моей просьбе был сделан запрос в Российскую государственную библиотеку в Москве, откуда вскоре пришла копия этой статьи.


       Увы! Содержание статьи не позволило получить ответ на интересующий меня вопрос. Сам Ю.П.Гавен в статье писал о том, что поскольку настоящую подпольную работу вела только красноярская организация большевиков, и лишь немного – минусинский кружок большевиков, - поэтому в центре внимания воспоминаний им была поставлена деятельность этой организации.

       Действительно, большая часть текста посвящена подпольной работе именно в Красноярске, так как годичное его пребывание в первом месте ссылки – диких и безлюдных местах нижнего течения Ангары (1914-1915) ограничивалось эпизодическими общениями с другими ссыльными и длительными периодами лечения. Его пребывание в Красноярске во второй половине 1915 года было также связано с больничным лечением, чередовавшимся затем  с двухмесячной высылкой в Минусинск, а затем возвратом на лечение в столицу Енисейской губернии, а в середине 1916 года – вновь отсылкой его в Минусинский край.

       О Минусинске он пишет следующее:

       «…Большинство минусинских ссыльных принадлежало к правым социалистическим партиям. В самом городе Минусинске было… около 30 политических ссыльных, среди которых всего только пять или шесть большевиков… В городе было несколько видных работников правых социалистических партий, например, меньшевики: Дан, Иков…, эсеры: Быховский, Брешко-Брешковская («бабушка») и другие. В уезде также большевиков было относительно мало (Е.Д.Стасова, Бруно, Алексис…)… Таковая… социально-политическая физиономия минусинской ссылки… обуславливала общественное содержание её внутренней жизни. Она имела несколько центров, к которым тяготели ссыльные определённых оттенков.
 
       Одним из них был меньшевистский лидер Дан…,, который часто устраивал «чаи»…, которые являлись организационным центром ссыльных-меньшевиков…
Другой центральной фигурой… был эсеровский журналист Наум Быховский. Он любил говорить очень много по всякому поводу и без повода… Вокруг него группировались ссыльные эсеры и эсерствующие… Он устраивал… регулярно «четверги»…

       В 1916 году появился новый притягательный центр в лице «бабушки» Брешковской… К ней буквально паломничали. Ловили каждое её слово… Она стала предметом культа, какой-то святой реликвией. Ослеплённые культом «бабушки» не замечали, что Брешковская, как революционер, вся в прошлом (а в 1916 году ей было 72 года, 31 год из которых она находилась в тюрьмах и ссылке), что в настоящем она дряхлая старушка… Она была, во всяком случае, не революционерка, а слащавая демократка, - короче: она бабушка – и только…

       …Мы, минусинские большевики, … настоящим делом в этот период (1915 г.) не занимались. Для этого в мещанском Минусинске мы не имели почвы. Связей с рабочими, которых в Минусинске было, как говорят, столько, сколько кот наплакал, мы почти не имели. Наша работа заключалась в том, что мы переписывались с другими группами ссыльных-большевиков…, и временами собирались вместе и обсуждали «новости».

       Нашей явкой обычно служил архив знаменитого Минусинского музея… Здесь в обстановке, напоминавшей лабораторию средневекового алхимика, получил формулировку документ за подписью «Группа революционных соц.-демокр.», который потом горячо обсуждался во многих колониях ссыльных… (это был ответ на патриотическое письмо Плеханова к русским рабочим, в котором он призывал… отказаться от борьбы с царизмом и капиталом ради войны с германским империализмом…)…

       …Грянула Февральская революция. Минусинский кружок большевиков вышел из подполья и образовал ядро революционной пролетарской организации, которая повела трудящихся Минусинского края по пути к Октябрю…».



       Таким образом, статья была посвящена «внутренней работе» большевиков в период с начала  Первой мировой войны до Февральской революции в этом «медвежьем углу» Российской империи, которая, впрочем, как и в центральных её районах, как и в эмигрантских кругах, традиционно была зациклена на их внутренней фракционной борьбе, и для которых Октябрь оказался весьма неожиданным событием… Здесь не было показано той работы по расширению круга сторонников и привлечению молодых кадров в свои ряды. Фамилия деда в статье, естественно, мной найдена не была.

       Хотя полностью исключать их возможное знакомство в Минусинске летом 1916 года, когда Ю.П.Гавен был переведён туда после излечения в Красноярске, нельзя. Дело в том, что с мая 1916 года проводилась Всероссийская сельскохозяйственная перепись, задачей которой был учёт сельского населения России. Мой дед, находясь в это время на каникулах в Минусинске, в конце июня устроился временно счётчиком-регистратором одного из сельских переписных участков, что рядом с Минусинском.

       Однако, скорее всего их встреча состоялась через год, в апреле-мае 1917 года, после возвращения деда из Петрограда в Минусинск.
Необходимо было искать другие источники…


                *     *     *     *     *


       Изучая исторические материалы о событиях  в Енисейской губернии и Минусинском уезде в предреволюционное и революционное время 1916-1918 годов, я наткнулся в интернете на работу Н.Гидлевского, М.Сафьянова и К.Трегубенкова «Минусинская коммуна 1917-1918 г.» (Государственное социально-экономическое издание. Москва,  Ленинград, 1934 г.).

       В ней авторы, руководители так называемой Минусинской коммуны, дают подробный анализ общей социально-экономической и политической обстановки в Минусинском крае, начиная с Первой мировой войны и до середины 1918 года, когда  советская власть в губернии была свергнута.

       Во вступлении они писали (стр.5-6):

       «Настоящая работа имеет целью показать, как образовалась, боролась… и погибла под ударами иностранной интервенции и внутренней контрреволюции одна из сибирских коммун этого периода – Минусинская коммуна…

       Основным, что заставило нас остановиться именно на Минусинском крае, явилось… (то, что он был) до революции и в первый период советской власти (1917-1918) типичным крестьянским районом с, весьма недостаточной, прослойкой пролетариата… Несомненный интерес представляет и изучение ошибок Коммуны…

       Именно потому, что Коммуна не сумела чётко определить линию опоры на бедноту…, она допустила ряд ошибок на…  (6 и 7) крестьянских съездах… на (первом из которых) впервые организованно выступило кулачество…, (а второй) явился органом мобилизации контрреволюционных сил в крае…».


      
       Конечно, в этой работе меня интересовал, прежде всего, вопрос о  молодёжном крыле Минусинской коммуны, о том, как большевики концентрировали вокруг себя не просто массы населения (от крестьян и казаков, до учащейся молодёжи и интеллигенции, включая учительский корпус), а завоёвывали умы и сердца подрастающего поколения.

       Однако и здесь акцент делался на события, произошедшие в Минусинском крае после Октябрьского переворота. Вот что было написано в разделе «Общественные организации коммуны» (стр. 240,242) :

       «…Рабочая и крестьянская молодежь Минусинского края создала свою организацию – Союз трудящейся молодёжи… Официально Союз оформился в феврале 1918 года, хотя подготовительная работа среди молодёжи началась ещё до Октябрьской революции.

       (Стр.44:…С первых же дней Февральской революции в Минусинске легально оформляется социал-демократическая организация большевиков, избравшая комитет во главе с т. Гавеном, руководившим организацией вплоть до своего отъезда в конце сентября 1917 года в Петроград…).

       Минусинский комитет большевиков вёл работу среди рабочей молодёжи, опираясь главным образом на небольшую большевистскую группу учащихся женской гимназии и реального училища, которая в дальнейшем составила большевистское ядро Союза… Председателем… был избран Борис Сафьянов…

      (справка: Борис Сафьянов стоял у истоков молодёжного движения в Минусинске. В 19 лет стал председателем Союза трудовой молодёжи, редактировал газету «Юный социалист». В 1919 году расстрелян белогвардейцами в красноярской тюрьме).

       …Внутри Союза… существовало большевистское ядро – Бузулаев, Липинская, Лаптев, Боря Сафьянов, Астанкова, Михайлова, ПОПОВ (курсив мой!), Михаил Корсак, Калеватов и Фёдоров… Представителями от Союза в Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были избраны: ПОПОВ, Бузулаев и Б.Сафьянов… Приблизительно с апреля месяца (1918) Союз в целом стал вести работу по директивам парторганизации… (и) окончательно превратился в большевистскую организацию…».


       Как видно из материалов, акцент делается на период с октября 1917  до июньского (1918) белогвардейского переворота в  Енисейской губернии и Минусинском уезде. Названные фамилии некоторых членов Союза трудящейся молодёжи, среди которых дважды, подкупающе-заманчиво,  фигурирует фамилия моего деда - «ПОПОВ» (имя, как и у большинства, увы, отсутствует), вряд ли можно отнести к тем, кто стоял у истоков молодёжной организации и (как звучит в документе) проводил «подготовительную работу среди молодёжи», приведшую к  созданию Союза. Да и сам Союз «официально оформился» только в феврале 1918 года, когда дед уже отсутствовал в Минусинске и находился на учёбе в Томском университете.


       В этих материалах нет привязки к тем, искомым мной, четырём месяцам 1917 года – с мая по август – когда дед не только должен был находиться в Минусинске, но именно в этот период сойтись с Ю.Гавеном, участвовать под его руководством в молодёжной большевистской организации и получить партийный билет члена РСДРП(б), с которым в конце августа убыть на учёбу в Томск.

       Где искать материалы?..


                *     *     *     *     *


       Знаменитый Минусинский Мартьяновский музей…

       О нём мне рассказывал дед, посещавший Минусинск в 60-70-е годы. Название этого учреждения упоминается в работе Ю.Гавена, как место нелегальных встреч ссыльных  большевиков. Звучит оно и в «Минусинской коммуне…» (стр.27):

       «Большую культурную ценность представлял Мартьяновскй музей, славившийся своими богатейшими археологическими коллекциями не только в России, но и за границей. При музее имелась публичная библиотека, насчитывавшая до 80 тысяч книг и служившая часто не только местом научной работы для политических ссыльных, но и местом свиданий по нелегальной работе большевиков».

       А вот какие сведения о нём приведены в интернете:

       «Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова — один из старейших краеведческих музеев в Сибири, старейший музей Енисейской губернии. Основан в 1877 году Николаем Михайловичем Мартьяновым (1844-1904) – минусинским провизором, страстным собирателем и коллекционером, главным его хранителем до конца жизни.

       Коллекции музея многократно были отмечены наградами на российских и зарубежных выставках. Научная библиотека музея была открыта в 1878 году, её фонд составляет более 120 тысяч единиц.

       Музейные собрания насчитывают более 200 тысяч предметов. Среди них: коллекция бабочек П. П. Семёнова Тян-Шанского, коллекция раковин Г. Н. Потанина, гербарии Н. М. Мартьянова, около 10 тысяч предметов этнографической коллекции, около 30 тысяч предметов бронзового и каменного века».


                *     *     *     *     *



                Минусинский региональный краеведческий музей
                имени Н. М. Мартьянова

                Директору музея Ермолаевой Л. Н.
                662608, Красноярский край, г. Минусинск,
                ул. Ленина, д. 60



                Глубокоуважаемая Людмила Николаевна!


       Я, Голышев Виталий Юрьевич, 62 лет, отставной офицер, проживаю более 35 лет на Дальнем Востоке, из них 30 в Хабаровске. Обратиться к Вам меня подвигла светлая память о моем деде, Попове Флегонте Петровиче (1897-1986гг.), уроженце деревни Малая Минуса Минусинского округа Енисейской губернии, прожившем долгую и трудную жизнь, много повидавшем и испытавшем на своем веку...

       …Он, волею судеб, оказался участником и свидетелем многих исторических событий, в которые была вовлечена Россия в 20-м веке. Выходец из простой крестьянской семьи, он сумел в непростое предреволюционное время получить достойное образование (четыре года – с 1913 по 1917 гг. - учился в Питерском реальном училище), в период февральской революции вернулся в Минусинск, принимал участие в создании молодежной коммуны (своим духовным наставником в тот период он называл Ю.П.Гавена), затем, по мобилизации, попал в Белую Сибирскую армию. В 1933 году он был арестован и пять лет провел в Ухтинских лагерях. В 1957 году был реабилитирован… Он ушел из жизни в 1986 году на 90-м году жизни и похоронен в Кишиневе…


       ...Сообщая изложенное, обращаюсь к Вам с просьбой - оказать посильную помощь в поиске материалов, связанных с некоторыми историческими событиями, происходившими в Минусинском крае в начале 20-го века.

       В частности, революционных событий, начиная с февраля-марта 1917 года: образования Совета рабочих и солдатских депутатов; Октябрьского 1917 года переворота в Минусинске и создания Минусинской коммуны; молодежного движения Минусинской коммуны («Союза трудовой молодежи», газеты «Юный социалист» - 1917-1918 гг.); антисоветского выступления атамана Сотникова в январе-марте 1918 года; захвата власти Временным Сибирским правительством, а затем чехословацкими войсками  летом 1918 года; принудительной мобилизации жителей края в Белую армию; переход власти к партизанским войскам под командованием П.Щетинкина в сентябре 1919 года, присоединение его отрядов к наступающим войскам регулярной Красной армии в январе 1920 года.

       Указанные события были тесно связаны с такими историческими деятелями той эпохи, действовавшими в Минусинске, как ссыльный большевик Ю.П.Гавен – один из первых председателей Совета; братья Иннокентий и Михаил Сафьяновы, сын Иннокентия Борис Сафьянов – организатор молодежной коммуны.

       К сожалению, я, живущий на Дальнем Востоке, изучая данный материал, лишен возможности приехать в Ваши чудесные места, а потому в качестве источников могу воспользоваться только данными, почерпнутыми из Интернета, доверять  в полной мере достоверности, полноте и качеству которых, к сожалению, не всегда возможно.

       Я понимаю обширность испрашиваемого материала. Поэтому возможно ограничиться конкретными моментами, которые, в той или иной мере, были связаны с непосредственным возможным участием моего деда…
 
       …Я думаю, что дед мог в период между 1914 и 1917 гг. познакомиться с Ю.Гавеном, находящимся в ссылке в Минусинске и, проникнутый революционным духом Петрограда, легко подпасть под влияние революционных идей этого большевика. Не исключаю, что аналогичные отношения могли связывать его и с Сафьяновыми…

       Вспоминаю, что дед в 60-70-е годы почти каждое лето выезжал в Минусинск, к своей родне, в том числе посещал Ваш краеведческий музей, работники которого, по его рассказам, беседовали с ним, организовывали встречи с ветеранами, кое-что из его воспоминаний записывали на магнитофон. Наверно что-то из этих записей, воспоминаний, фотографий сохранилось в музее и сейчас – было бы интересно с этим ознакомиться. Возможно, какие-то упоминания о нем могут быть и в мемуарно-исторической литературе, написанной участниками событий в 20-30-е годы…

       …Если Вы сочтете возможным помочь мне в моих поисках, готов незамедлительно (в том числе и в виде аванса) оплатить все расходы, связанные с розыском материалов, снятием копий, перезаписью на электронные носители возможных магнитофонных записей, фотографий и т.д., по предъявлении счета и представлении банковских (почтовых) реквизитов Музея.

       В свою очередь обещаю результаты своих трудов по завершении работы над воспоминаниями и восстановлении «Справочника по русской истории» направить в адрес Музея.

       С благодарностью и глубоким уважением,

                В.Голышев
       19 июля 2011 года


                *     *     *     *     *


       Через 10 дней Людмила Николаевна телефонным звонком подтвердила получение моего письма (признавшись, что была в восторге от него), обещала подобрать испрашиваемый материал и лично привести его в Хабаровск, в краевой музей им.Гродекова, в начале сентября, где под руководством президента Союза музеев России, директора Эрмитажа М.Пиотровского должно был пройти выездное расширенное заседание президиума Союза, приуроченное к десятилетию его образования.

       Она была в числе приглашённых. Заседание президиума состоялось, однако ни обещанной встречи, ни телефонного звонка не случилось, как, впрочем, не было получено и обещанного материала…
 

                *     *     *     *     *


                Минусинский региональный краеведческий
                музей имени Н. М. Мартьянова

                Директору музея Ермолаевой Л. Н.
                662608, Красноярский край, г. Минусинск,
                ул. Ленина, д. 60



                Глубокоуважаемая Людмила Николаевна!


       Позволю напомнить о себе ещё раз. Я, Голышев Виталий Юрьевич, проживаю в Хабаровске. В июле прошлого года обращался к Вам с просьбой – помочь разыскать материалы, касающиеся моего деда, Попова Флегонта Петровича, уроженца села Малая Минуса, Минусинского уезда Енисейской губернии.

       За прошедшие полгода я предпринял много усилий по розыску материалов о жизни деда в разных источниках и инстанциях, продолжаю заниматься этим и в настоящее время… В последние месяцы, с помощью органов ФСБ и МВД разыскал уголовное дело, заведенное на деда в 1933 году, получил на руки копии документов, обнаружил в них многие факты его биографии, о которых ранее не знал, в том числе его мобилизацию в Белую армию, прохождение им службы в некоторых частях Красноярского гарнизона в 1918 – 1920 гг., по поводу чего сделал запросы в Российский Государственный военный архив, Главный информационный центр МВД России, Федеральное архивное агентство России.

       Очень не хватает информации о периоде его жизни в Минусинске в период с весны 1917 по лето 1918 года и тех событий, которые там происходили: в частности, Шелаболинское и Каратузское восстания крестьян и казаков. Первое из которых – против хлебных поборов большевиков, а второе – против насильственной мобилизации в Белую армию. Интересна была бы информация о других событиях тех лет и участие в них деда, включая его взаимоотношения с видным большевиком Ю.П.Гавеном.
 
 
       Но, учитывая Вашу занятость, уже не берусь просить об этом.

       Остался в неведении о степени Вашего участия в работе президиума Союза музеев России, состоявшегося в Хабаровске, но перенесенного по срокам, а наши Хабаровские средства массовой информации очень скупо осветили его работу.
 
       В подтверждение моей работы по написанию воспоминаний и работе над восстановлением труда, над которым долгие годы трудился дед - «Справочником по Русской истории», высылаю в Ваш адрес выдержки из этих работ.

       Приложение: по тексту на 12-ти листах.

       С уважением,

                В.Голышев.
       25 февраля 2012 г.


                *     *     *     *     *


Увы! Оба моих письма остались безответными…


Продолжение:http://www.proza.ru/2015/07/15/1714


Рецензии
Не думаю, что директор была перегружена работой и часто получала подобные письма.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   13.09.2016 12:51     Заявить о нарушении