Прелюбопытнейшая картина Наказание охотника

     Паулюс Поттер.Наказание охотника.Она совсем маленькая по размеру-85 на 120см.1647год,Эрмитаж..
 
           Картина эта привлекла моё внимание не своими художественными достоинствами,а необычностью сюжета и манерой построения композиции. Как-то раньше она мне не встречалась.
          Думаю вам тоже будет интересно на неё посмотреть.Главное, в ней заложен глубокий смысл. Она является последовательным рассказом истории охотника и его наказания

О художнике.

     Это картина голландца Паулюса (Петровича) Поттера из собрания питерского Эрмитажа.Это картина-шутка,маленький комикс.
 
           Паулюс Поттер(1625-1654) нидерландский художник, представитель золотого века голландской живописи.Паулюс учился в мастерской своего отца, художника Питера Симонса, а также у Якоба де Веля и, возможно, у Питера Ластмана и Класа Мойерта.

      В 1646 г. вступил в делфтскую гильдию Святого Луки. Около 1649 г он жил в Гааге, где также стал членом гильдии художников. В 1652 г., женившись на Адриане Бакен Эйнде, Паулюс Поттер вернулся в Амстердам, где его наставником стал доктор медицины Николас Тульп. Художник умер в возрасте 29 лет от туберкулёза.

О картине.

   Интересна эта картина тем, что в одном полотне она разбита на 14 историй, которые последовательно рассказывают о судьбе несчастного охотника, который всё же получил по заслугам.

             12 сюжетных историй по бокам рассказывают о том, как и чем живёт охотник, как охотится на зверей, как расставляет ловушки, как его псы грызут загнанных животных. Все боковые истории рассказывают о мучениях и смерти лесных животных, которые оказались на пути у охотника. Два сюжета в самом центре полотна рассказывают о том, как животные, объединив свои усилия, поймали охотника с его охотничьими псами и устроили суд и казнь.

   Картина разбита на ряд малых сюжетных изображений, наподобие иконам с житиями святых - когда на одной доске умещают множество событий. По краям - сцены всевозможных видов охоты: конной, псовой, с силками и с клетками. Всюду изображены страдания животных!

РАЗБОР КАРТИНЫ ПО ДЕТАЛЯМ.

             Начнём из центральной картинки вверху.
 Центральные истории привлекают зрителя гораздо больше и это не удивительно, ведь здесь звери творят свой законный суд над человеком, который убивал их испокон веков. Здесь две сцены, изображающие воображаемую месть животных своим притеснителям: собак повесили на суку, а самого охотника, после суда под председательством льва-судьи и при участии слона-прокурора, зажарили на вертеле.
         
         Предполагают, что удачливый охотник, добывший зайца чуть не в свой рост, является заказчиком    картины.

          Преклонивший колени охотник - это св. Хуберт: увидев между рогов оленя крест, он не только пощадил зверя, но и расстался с охотой.

  Мы видим смерть козла. Участь его тем печальнее, что нет никакого шанса - защититься, убежать, спрятаться .

На медведя охотятся со сворой собак.

Охота на обезьян.

        Вряд ли художник видел подобный способ ловли обезьян, больше похожий на байки бывалых путешественников.
       В тазик налит клей , в него-то любопытные мартышки и влипнут. Которая примеряет сапоги - не многим счастливее. В сапоги налит клей. Далеко не убежит, только посмешит  ловца, пытаясь в сапогах взобраться на дерево.

Другие сюжеты:

Кабану не спастись.
Лев не просто сражается,а защищает львицу.
На волка идут с рогатиной.
Леопарда берут обманом.Он увидит своё отражение в зеркале ивойдёт в клетку.

          Картину с голыми женщинами нарисовал не сам Поттер, а его коллега из города Утрехта К. ван Пуленбург, специалист в мифологическом жанре.

            Терпение природы лопнуло. Богиня Диана, она же Артемида, наказала охотника Актеона, превратив его в оленя, которого затравили свои же собаки. На картине Диана  её спутницы-нимфы.

         Эти две картинки помещены в центре,так как они являются главным выводом картины.Здесь две сцены, изображающие воображаемую месть животных своим притеснителям: собак повесили на суку, а самого охотника, после суда под председательством льва-судьи и при участии слона-прокурора, зажарили на вертеле.

 Звери от радости пляшут. А коза угли ворошит под вертелом, который крутят
два медведя. Кто привязан к вертелу - не видно, но догадаться можно.

ВЫВОДЫ

        Картина является очень удивительной, даже для золотого века голландской живописи, когда была в моде мифологическая аллегория, тематики греха и наказания.  Великое полотно Паулюса Поттера говорит о том, что мир не простит человека, который ради забавы убивает живых существ.

          На полотне есть чёрный юмор и скрытый символизм. Можно сказать, что это своеобразная "карикатура" на всю жизнь, которую видел вокруг себя живописец. Под наказанием охотника вовсе не обязательно буквально понимать наказание именно того, кто охотится на зверей в лесу.
         Человек, который строит козни против людей, обманывает, обкрадывает, водит за нос, причиняет страдания и т.д., будет подвержен тем же мукам охотника, так как мир, несмотря ни на что, невероятно справедлив!

Разбор картины по деталям можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3031290


Рецензии
Благодарю за такую интересную статью.
Действительно... Природа не простит Человека.
Фактически социальная реклама 17 века.

Менестрелло   21.09.2018 13:00     Заявить о нарушении