Русский Карфаген

Не спорю – сильные вещи выдал на горА Александр Исаевич Солженицын. По мощности сравнимые с ядерным оружием. Это он, а не Америка,свалил Советский Союз. И когда сегодня, спустя 50 лет, вспоминают заступление писателя на литературную вахту с «Одним днём Ивана Денисовича» в арсенале – я тоже вспоминаю серенький номер «Романа-газеты» той же полувековой давности. Сейчас не помнят, а ведь «Роман-газета» выдала солженицынскую повесть сразу за «Новым миром».
Да, читаю я нынче в публикации ЖЖ – и соглашаюсь : «Солженицын сознавал себя посланником из братской могилы, в которую коммунистические палачи сбросили, расстреляв, миллионы людей. Именно с таким посланием о необходимости для страны покаяния и очищения он, нечаянно избавившийся от рака, а затем и от обреченности к «вечной ссылке», пришел на свободу в 1956 году».
Но чем больше я познавал и познаю Солженицына, тем больше у меня появляется к нему вопросов. Знаете – ещё лет двадцать назад я смело причислял Исаевича к русским классикам. Но со временем меня начала одолевать некая оторопь, к нынешнему дню обратившаяся в очень большие сомнения.
И вот в чём они.
Сельский учитель, прошедший все круги ада, пишет очень приличную, с литературной точки зрения, повесть об Иване Денисовиче . Её взрывной эффект усиливает запретная тема – о зеках.
Она и рванула.
Но я жил в те времена, хоть и был школьником. Я живу давно, и понимаю, что придавить тогда к ногтю писателя могли в два счета. Угробили ведь того же Твардовского, напечатавшего повесть.
А с нашим писателем начали происходить непонятные пертурбации. Чем больше он уходил в протест, тем более жгучие вещи начал писать. Сорока годами раньше Шолохов написал свой гениальный «Тихий Дон» - так задергали, бедного. И молод-де для такой книги был, и доступа к архивам в нужном объеме не мог иметь.
А Солженицын?
Вы представляете объем перелопаченного материала для «Красного колеса»? Да ещё понятно было бы, если бы Исаевич получал документы свободно, а то ведь, как нас уверяют – гоним был и бездомен.
Теперь «Архипелаг ГУЛАГ». Я не верю, что в те поры в Советском Союзе можно было писать что-то подобное без очень большой поддержки.
Мне вообще кажется, что под Солженицына работал некий штаб помощников, имевший в распоряжении документы самого высокого порядка.
Только не подозревайте меня в симпатиях к теории заговора. Я не знаю – был заговор против СССР, или нет. Но я твёрдо убеждён, что в одиночку сдвинуть глыбу «ГУЛАГА» не смог бы никто. Тем более – опальный лишённый манёвра, писатель.
Сейчас, имея на руках собрание сочинений Солженицына, я вижу результат целенаправленного труда очень большого коллектива авторов.
Да более того. Сам Александр Исаевич в кадрах фильма из Вермонтского затвора прямо в камеру и говорит: по первому требованию мне из библиотеки Конгресса США поставляют любые документы.
Приглядитесь к книгам Солженицына. Доля «американских» документов очень мала по сравнению с массивом документов российской и советской истории.
И зависает вопрос: а по чьему требованию из любых архивов Союза Солженицыну поставлялись любые документы? Кто он - Катон Старший ХХ века, приговоривший советский Карфаген к разрушению? Я прошу извинить меня за нескромные сравнения, но когда однажды попытался поработать с протоколами заседаний III иIY царских Дум, мне отказали на том основании, что они засекречены.
А опальный Солженицын в том же «Августе 1914» приводит целые страницы этих документов.
…Исаевич, на мой взгляд, был тараном, которым развалили крепостные стены одной из мировых систем. И загадкой для меня остается – с какой стороны развалили – бия снаружи или изнутри крепости
 


Рецензии
Уважаемый Владимир!
Можно мне одну маленькую вещь сказать.
Солженицын пользовался письмами, слухами, сказками, то есть следовал тем зэковским элементом культуры, носящим название тискать роман.
Об объективности и речи не может быть.
Только один прием гипербола.
Потом подключились зарубежные фонды.
Не забудем о даче в сорок гектаров где то в Вирджинии. Даром они не даются.
Откуда Вы знаете о документах которые доставлялись лично ему.
Тем более что архив более чем полный в библотеке Конгресса Сша.
Именно с Солжа началась компания переписывания истории.
Шаламов был прав, в своей оценке.
Поэтому я даже близко не подойду к Красному колесу. Потому что на нем двигатель американский.

Виктор Авива Свинарев   13.07.2015 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.