Греция. Часть 3. Из глубины веков

На авторском фото - у входа в отель "Аттика бич" на восточном побережье Аттики. Селение Мати, Греция.


Итак, ненадолго окунёмся в глубину веков. Без этого не понять и современного времени. Поэтому от читателей потребуется немного внимания и терпения.

Как и история других стран, история Греции известна современному  человеку со времён каменного века.  Но об этом сохранилось мало свидетельств.

А вот в период бронзового века, с 3 - 2 тысячелетия до нашей эры,свидетельств сохранилось куда больше. И в мировой истории считается, что история Древней Греции является наиболее показательной и наиболее сохранившейся во всей мировой культуре.

Для Греции этот период (3-2 тыс. лет до н.э.) именовался этапом Крито-Миккенской цивилизации, или Минойско-Миккенской. В это время развивалось мореплавание, уже существовала государственность, промышленная переработка оливок в масло, виноградарство и виноделие, добыча железных руд, серебра, свинца и меди, производство металлической посуды, развитие гончарных ремёсел, развивались торговые и дипломатические контакты с Древним Востоком.

Как показывают раскопки, все те божества, которым поклонялись уже позже, в Древней Греции в 5-4 веках до н.э., уже были известны в тот более древний период.

Одним из известных сооружений того периода, сохранившихся до наших дней, является Кносский дворец на острове Крит, который был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса.

Сказания о Миносе и Минотавре, человеке с головой быка, дошли и до наших дней. А дворец поражает своими архитектурными решениями. Например, большая его часть находится под землёй, и была предусмотрена система вентиляции. А вместо окон свет проникал в щелевые отверстия, спланированные так, что внутри было светло.

Позже многими архитекторами средневековья этот принцип был использован при постройке храмов. Например, в Мюнхене.

Одним словом, Минойская цивилизация достигла такого уровня развития, что некоторые учёные даже предполагают, что это была цивилизация Атлантиды. 

В это же время на материковой части Греции развивалась так называемая культура Эллады, Балканской Греции. Среди материковых греческих племён усиливалась роль эхейцев. Они-то и стали основоположниками современного греческого языка и уникальной греческой письменности.

Развитие в 16-14 веках до н.э. промышленности, ремёсел, изготовление железного оружия и орудий труда, развитие земледелия, значительно увеличивают численность коренного населения материковой Греции - эхейцев.

Эхейцы, как более воинственные племена, нападают на остров Крит и практически уничтожают Минойскую цивилизацию.

А летом 1470 года до н.э. на острове Санторини, что в 120 км от острова Крит и 200 км от современных Афин, происходит сильнейшее извержение вулкана, разрушившее до основания всё, что не разрушили эхейцы.

Опять же, по предположениям некоторых учёных, Атландида, или Минойская цивилизация, ушла на дно.

В 12 веке до н.э. в Грецию с севера Балкан вторгается племенная группа дорийцев, уничтожив полностью оставшуюся Миккенскую государственность.

Так как дорийские племена жили ещё в условиях  родового строя, это привело к быстрому распаду ахейских государств, вновь ожили родовые отношения в обществе.

Практически с этого периода история Греции начинается с начала!

Но Миккенская культура оказала большое влияние и на соседние страны, в их числе и Египет.

В период VIII—VI вв. до н.э. в Греции складывается полисный строй. Множество независимых городов-государств, по-гречески «полисов», становятся ячейками общества, государства и культуры Древней Греции.

Принадлежность к какому-либо полису обеспечивала полноправных граждан правом на землю, на собственность и рабов.

Конституция полиса различалась в зависимости от степени победы ремесленников и земледельцев над родовой аристократией, она была либо демократической, как например в Афинах, либо олигархической, как на Крите или в Спарте.

В 5-4 веках до.н.э. в истории Греции наступает период наивысшего культурного, экономического и политического развития полисного строя. Это и был самый известный в мировой истории период расцвета демократии ("демос" по-гречески народ), культуры и искусства. Период Классической Греции.

В годы правления Перикла (443-429г.д.н.э.) Афины достигают своего наивысшего могущества, расцвета культуры и демократизации политического строя. Но этот период оказался совсем недолгим.

Борьба за гегемонию в Греции между Афинами и Спартой в конечном итоге  привела к войне. Пелопоннесская война 431-404 г.д.н.э. которая охватила большую часть греческих городов (полисов), показала всю непрочность Афинского союза, закончившись полным поражением Афин.

Афины потеряли все внешние владения, а флот был отдан Спарте. Началась спартанская гегемония в Греции. С 1У по 1 в.д.н.э. был веком эллинов, кратковременным утверждением мировой державы Александра Македонского. И её распада на ряд эллинистических государств.

А дальше Греция, с 146 г.д.н.э. по 330 г н.э. входит в состав Римской империи. Римский император Нерон даже провозгласил Грецию независимой (освобождённой от дани). Второй век н.э. был блестящим веком для Афин и афинской школы. Туда ехали учиться со всей империи!

В 52 г.н.э. Христова вера в Афинах была возвещена самим Апостолом Павлом. На базе греческой морали в Греции не было противления новому учению.

После перенесения в 330 г.н.э. императором Константином 1 столицы восточной части Римской империи в Константинополь, Греция на долгое тысячелетие становится частью Византийской империи. И была не раз атакована славянскими, лангобардскими, вестготсскими и арабскими завоевателями.

После этих набегов империя занимала Грецию и Малую Азию.

В Древней Руси Византию называли "Греческим Царством", а её столицу Царьградом. Язык преобладал греческий.

В середине 15 века Византийская империя пала под натиском Османской империи. Правда, нация была спасена от вымирания, и реформы не коснулись ни церкви, ни самоуправления. Турки довольствовались данью, которую Греция платила вовремя.

С 1821 по 1832 годы греки воевали с турками за независимость. И 25 марта 1832 года ими первыми из всех пленённых государств была обретена независимость от турецкого ига. С тех самых пор греки день 25 марта отмечают как День Независимости.

Решением "великих держав": Великобритании, Франции и России, с 1832 года Греция провозглашена монархическим государством.

За последнее столетие Греция претерпела многое. Это была и военная хунта "чёрных полковников (1936-1941), и немецкая оккупация (1941-1944), и военная диктатура (1967-1974). С 1974 года Греция провозглашена республикой с населением более 11 миллионов человек.

А с 1992 года Греция вступила в Европейский Союз. 

Это только выборка, короткая история Греции за последние 6 тысяч лет. Но, всё-таки, даёт какое-то представление о том, как нелегка  и как многогранна была история народов, населяющих современную Грецию.

А о науке, культуре и архитектуре той самой Древней Греции, или Классической, сказано много и без меня. Я вынуждена была провести такой экскурс потому, что наше с сыном путешествие по островам Киклады ещё затронет эти периоды в истории  Греции. И даст возможность читателям вернуться к периоду шести тысячелетней давности.

А мы вернёмся в современное время.

Итак, после обеда наш автобус отправился на побережье Эгейского моря. Это была трасса, которая вела на восточную часть Аттики, известную больше как современный курорт Нео-Макри в 30 км от Афин. А в прошлом - место, недалеко от которого  происходило знаменитое Марафонское сражение. И мы к этому ещё вернёмся.

Была суббота, накануне Пасхальных праздников, И дорога загружена автомобилями донельзя! Почти час мы добирались до места назначения.

Несмотря на то, что было начало мая, вдоль дороги лежала выжженная палящим солнцем трава. А вдоль всей трассы теснились друг к другу небольшие наделы земли. Совсем как у нас до Перестройки, соток по 6, не больше. Наделы земли  вытянуты вглубь, и лишь  одной стороной примыкают к трассе. Где и выставлены товары для продажи.

А  в глубине наделов виднелись на скорую руку сколоченные скромные ремесленные мастерские. Это были мастерские по изготовлению глиняных изделий из местной и особо известной греческой тёмно-синей глины: сосуды, амфоры, большие вазоны для уличных цветов. На самом деле, вся обожжённая глина коричневая!

Или мастерские по нарезке мраморных плит. Греция известна своим белым мрамором и поделками из него ещё с 6-5 веков до н.э. А в районе Нео-Макри как раз и есть разработки этого мрамора.

Иногда по пути встречались продавцы саженцев всевозможных хвойников, пальм, других кустарников, и множество цветочной продукции. Как и у нас, по пути на дачу люди в конце трудовой недели, выезжающие в садоводческие товарищества, закупались саженцами. Всё-таки была ещё весна в самом разгаре!

Совсем забыла сказать, что местечко Мати, где находился наш отель, было дачным кооперативным товариществом афинян. Мы специально выбирали отель именно в тихом и укромном месте. Без увеселительных заведений. Активная жизнь ждала нас дома.

Километров через 15 дорога вошла в лесной массив - состоящий главным образом из короткоствольных средиземноморских сосен. Среди них не было ни одной прямостоячей! Все они наклонены в сторону моря, как будто протянули руки к живительной влаге.

Незаметно въехали в селение. Похоже, с единственной улицей вдоль побережья, от которой проложены дороги с асфальтовым покрытием к дачам, отвоевавшим землю у леса. Всё как у нас дома!

Отели очень скромные, почти семейные, на 20-50 номеров, не больше. Наш отель "Аттика бич" выглядел респектабельнее других. Постояльцев в начале мая было совсем мало, дай Бог, в половине номеров.

Поэтому нам с сыном достался очень хороший номер с видом на море и большой открытой лоджией. Благо, и сантехника была в норме! Нас всё устроило.

Разместившись и переодевшись, отправились к морю. Оно плескалось прямо под нашими окнами, в 30 метрах от отеля. Порадовало, что пляж песчаный и широкий. Прямо под окнами - причал с рыбацкими лодками и небольшими яхтами. Всё скромно, но чисто и красиво.

Остаток дня решили провести у моря, всё-таки хотелось надышаться и расслабиться после шумного города. Нашему примеру последовали все остальные наши туристы. Но для купания вода была холодна, всего 18 градусов. Зато побродили в удовольствие.

Такой чистой, прозрачной бирюзовой воды, и такого спокойного моря мы давно не видели!  Был полный штиль, и лишь чайки вдалеке, ловившие рыбу на поверхности воды, нарушали тишину своим курлыканьем. А мы наслаждались долгожданным покоем и умиротворением.

За ужином встретили ещё одну группу наших соотечественников, также очень малочисленную, из Якутии и с Камчатки. Ужин также был скромен, также состоял из свежего салата и пасты. Что до макарон, мы поняли, что это Римское владычество наложило свой отпечаток.

Испокон веков Греция закупала, или обменивала, зёрна пшеницы в соседних странах. Выращивать на своих ограниченных площадях не было смысла. Выгоднее было заниматься скотоводством и виноделием. И по сей день страна закупает макароны в Италии. А культ макарон так же и остался с тех самых пор.

Здесь же, в баре отеля, предлагались многочисленные напитки местного производства. А молодые, бойкие и обаятельные греки-официанты с удовольствием обслуживали молодых и интересных женщин из России.

К нам с сыном ближе всех оказались две дамочки из Петропавловска-на-Камчатке. Они были уже второй день здесь, и присмотрели для себя пару официантов из ресторана для курортного романа. И когда один из официантов стал оказывать мне многозначительные знаки  внимания, одна из них возмутилась. Вроде того, что она на него уже "глаз положила".

Честно сказать, мне было даже немного смешно. На Родине у меня был муж, и в Грецию провожал мой любимый человек, который ждёт моего возвращения с нетерпением, и моё сердце не свободно. О каком греческом романе может идти речь?

Но вот те женщины увидели во мне соперницу, и сразу обозначили своё право. Официант становился всё настойчивее, не понимая, что речь идёт о нём.

Мне же хотелось побыстрее придти в номер и перед сном услышать в телефон голос любимого. Поэтому первый вечер в Мати мы с сыном закончили рано. Да и усталость дня давала о себе знать.



Продолжение часть 4 - "Глубинка" - http://www.proza.ru/2015/07/12/1807


Рецензии
"Для Греции этот период (3-2 тыс. лет до н.э.) именовался этапом Крито-Миккенской цивилизации, или Минойско-Миккенской."

Меня всегда поражает, как дилетанты с апломбом "погружают" еще более несведущих в истории Древней Греции читателей в глубины этой самой истории. Даже в простейших терминах автор допускает элементарные ошибки. Какой, к Богу, "Миккенский", коли от названия древнего города Микены образуется прилагательное "микенский"! Принятая в российской историографии периодизация истории Древней Греции такова: Крит. 1. Раннеминойский период (30-23 вв. до н.э.) - родовое общество; минойский - по имени легендарного царя Крита Миноса; 2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (22-18 вв. до н.э.) - образование госструктур, раннеклассовое общество; 3. Позднеминойский период (17-12 вв. до н.э.) - образование критской морской державы, ее расцвет и упадок. Надо понимать, что минойцы - этнос негреческий, ученые относят их к так называемой средиземноморской расе, не являющейся по генам и языку индоевропейской.
Материковая Греция. 1. Раннеэладский период (30-21 вв. до н.э.) - родовое общество, догреческое (пеласги, лелеги) население; 2. Среднеэлладский период (20-17 вв. до н.э.) - расселение в Пелопоннесе пришедших с севера ахейцев (первых греков), разложение родоплеменного строя; 3. Позднеэлладский период (16-12 вв. до н.э.) - раннеклассовое общество, обретение письменности, заимствованной у Крита, расцвет Ахейской державы и ее упадок под ударами новых пришельцев с севера.

"Как показывают раскопки, все те божества, которым поклонялись уже позже, в Древней Греции в 5-4 веках до н.э., уже были известны в тот более древний период."

Так да не совсем. Судя по табличкам, найденным на раскопках ахейского дворцового комплекса в Пилосе, ахейский пантеон возглавляла некая богиня "Владычица", позднее известная под именем Геи (Земли), а еще позднее Деметры (богини плодородия; имя "Деметра" считается искаженной формой слов Ге-метра, т.е. мать-земля). В ранний период истории Древней Греции не известны культы многих богов-олимпийцев, в частности, Аполлона и Артемиды (их культы пришли в Грецию после гибели Ахейской державы), а также Геракла, легендарного вождя племени дорийцев, похоронившего раннеклассовое общество ахейцев. Сама олимпийская дюжина верховных богов во главе с Зевсом начинает оформляться начиная с 11-го в. до н.э. (гомеровский, или предполисный период истории Древней Греции), после крушения центров ахейских царств - Микен, Тиринфа, Пилоса, Аргоса и др.

"коренного населения материковой Греции - эхейцев."

Поздравляю с "эхейцами" и напоминаю, что коренное население Древней Греции - негреки. Греки звали их пеласги и лелеги. Вторгшиеся из-за Дуная первые греки (ахейцы, данайцы) частично вытеснили аборигенов, частично смешались с ними, что отразилось на древнегреческом языке, где целый лексический пласт имеет неиндоевропейское происхождение.

"Атландида, или Минойская цивилизация"

Вновь "слышала звон", да краем уха. Во-первых, Атлантида. Во-вторых, центром Минойской державы был Крит, который, в отличие от мифической Атлантиды, не был поглощен водами моря, но пострадал от землетрясений и цунами, вследствие чего его захватили ахейцы, вторгшиеся на остров из материковой Греции. В-третьих, ни Крит, ни тем более крошечный островок Санторин, никак не соответствуют описаниям Атлантиды, данным Платоном. То, что некоторые ученые ставят знак равенства между минойским Критом и легендарной Атлантидой, не есть подтвержденный факт, признанный ученым миром, а является одной из сомнительных гипотез. Согласно другим гипотезам, Атлантида располагалась в Атлантике, то ли на месте современных Азорских островов, то ли к западу от Великобритании, то ли еще где.

"В 5-4 веках до.н.э. в истории Греции наступает период наивысшего культурного, экономического и политического развития полисного строя."

Только 5-й век является периодом наивысшего развития древнегреческой цивилизации и полисной государственности. Длившаяся чуть ли не тридцать лет разрушительная Пелопоннесская война знаменовала собой острейший кризис древнегреческого полиса и привела в упадок весь греческий мир, который в 4-м веке вынужден был подчиниться Македонии (ионийское побережье Малой Азии подпало под иго ахеменидской Персии), а затем превратился в периферию эллинистического мира, центрами которого стали та же Македония, Египет, Сирия, государства Малой Азии.

"Началась спартанская гегемония в Греции."

Ну началась, а что дальше? Тогда уж надо было сказать, что отсталая во всех областях, кроме военной, Спарта повела себя в Элладе настолько грубо и бесцеремонно, что против нее восстали все остальные материковые полисы, включая бывших союзников вроде Коринфа; что на первый план в 4-м веке до н.э. выдвинулись Фивы, которые нанесли спартанцам такие тяжелые поражения, что Спарта постепенно превратилась во второразрядный греческий полис; что ослабли и Фивы, против которых выступили Афины, сколотившие второй морской союз; что в 4-м веке до н.э. греческий мир погрузился в хаос междуусобиц и был относительно легко завоеван Македонским царством.

"Римский император Нерон даже провозгласил Грецию независимой (освобождённой от дани)."

На самом деле в Риме примерно во 2-м в. до н.э. победила группировка, стоявшая за восприятие римлянами духовных и материальных ценностей греческой цивилизации, приобщению римлян к этой блестящей цивилизации, что в конечном счете привело к образованию греко-римского культурного пространства на территориях, находившихся под властью Рима. Нерон же, превратившийся в монстра, утративший в конце своего правления способность понимать, что происходит вокруг него, возомнил себя великим артистом, отправился в Грецию на всеэллинские соревнования музыкантов-певцов, где льстивые греки принялись награждать его венками победителя. За это Нерон освободил Грецию от налогового бремени. Как только он покончил с собой, так сразу и было отменено его щедрое постановление. Всё греческое любили такие выдающиеся римские императоры, как Адриан, получивший прозвище Филэллин, и философ на троне Марк Аврелий, написавший по-гречески свои знаменитые записки "К самому себе".

"На базе греческой морали в Греции не было противления новому учению."
Ахинея, иного слова не подберу. Во всей Римской империи на первых порах не было противления новому учению: Нерон лишь свалил на римских "иудеев, подстрекаемых Хрестом" (слова Тацита), вину за сильнейший пожар, спаливший пол-Рима; в Коринфе иудейская община пожаловалась на проповеди апостола Павла, но римские власти и тем более местное греческое население не разбирались в сути конфликта и проигнорировали жалобы и обвинения тамошних иудеев. Незадолго до этого прокуратор Иудеи Антоний Феликс оправдал Павла, обвиненного иудеями в "назорейской ереси" - по тем же причинам (как римляне, так и греки не смогли вникнуть в суть обвинений, сочтя их следствием внутрииудейских религиозных споров). В Греции первого-второго веков н.э. (как и в Риме) традиционное язычество переживало острый кризис: в обществе росли атеистические настроения (Лукиан призывал "быть трезвым и ничему не верить"), изменялись традиционные культы (Гермес Трисмегист, Юпитер Долихен), заимствовались восточные иноземные культы (Матери всех богов, Исиды, Митры), ветшали храмы, которые никто не посещал и на содержание которых никто не жертвовал, как об этом пишет грек Павсаний в "Описании Эллады". Кстати, именно Лукиан (по происхождению и воспитанию - представитель эллинистического мира) дает нам красочные портреты Протея - уголовника и пройдохи, перекрасившегося в христианского проповедника, и Александра - шарлатана, прикидывавшегося христианским пророком. Еще кстати: первым идейным противником христианского учения был философ Цельс (2-й в. н.э., эпоха Марка Аврелия), который, если и принадлежал к римской интеллектуальной элите, видимо, писал свои сочинения по-гречески, поскольку Ориген цитирует именно греческий текст его "Правдивого слова". Автор этого антихристианского сочинения проявляет глубокую осведомленность в области древнегреческой философии, культуры и истории и именно с этих позиций пытается "разоблачить" учение христиан.

Алексей Аксельрод   22.10.2022 10:53     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за проделанный Вами труд! Чувствуется, Вы профессионал своего дела, знаток истории цивилизаций.

Но это не научная статья, и в ней нет моих домыслов (я не являюсь учёным-историком, чтобы делать собственные выводы). Всего лишь небольшое знакомство с историей островов Киклады.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   22.10.2022 05:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.