Марийские корни Московии

        На фото:  Theatrum Orbis Terrarum (рус. Зрелище Круга Земного) — памятник европейской картографии XVI века, подготовленный Абрахамом Ортелиусом (1527—1598) и выпущенный в свет 20 мая 1570 года в Антверпене в издательстве Кристофа Плантена.
        Вот она Московия в 1570-м году. Какая маленькая! Сколько чужого она за неполных пять веков нагробастала! И ведь придется же возвращать...



        Существует версия, что название города и реки Москва пришло из марийского языка. Я рассмотриваю этот вопрос в отдельной статье, чтобы не смешивать с чисто финской версией, которая мне кажется более убедительной. Хотя, кто как рассудит.
        Тут возникает два вопроса:
1) откуда Я это взял (по поводу марийских корней названия Москва)?
2) (попутный) арийское ли происхождение у Марийцев, и если да, то почему у них почти монголоидные черты лица?
        Отвечаю.
        Первое Я подсмотрел у Фасмера. Вот что он пишет по поводу Москвы:
        «Москва; название реки и города, засвидетельствовано с ХIV в. в этой форме, др.-русск. Московъ, вин. ед., Лаврентьевск. летоп. под 1177г., местн. п. ед. ч. на Москви, Ипатьевск. летоп. под 1175 г., род. п. ед. из Москве, до МосквЂ, Ипатьевск. летоп. под 1176г.; совр. Мо;сква употребляется во многих районах Поволжья (Мельников). Поздне-др.-русск. на Моск†(Аввакум, Котошихин), др.-польск. род.-дат.-местн. п. ед. ч. Мoskwi (Кохановский, Кромер); Таким образом, первонач. основа на -; *Москы, род. п. *Москъве, откуда тур., алб. Моskоv "Россия", тур. Моskоv ;;hri "Москва". Судя по выражениям типа на Москве и подобным, гидроним Москва старше названия города. Возм., родственно чеш., слвц. moskva "сырой хлеб (в зерне)", а также слвц. mo;zgа "лужа", польск. Моzgаwа – название реки, далее – лит. mazgo;ti "мыть, полоскать", др.-инд. ma;jjati "погружается", лат. merg;, -еrе "нырять". Ильинский явно ошибочно привлекает польск. moszcz "выжатый плодовый сок" (которое заимствовано из нем. Моst "сусло, сок" от лат. mustum; мо;скоть. Следовало бы, во всяком случае, выяснить отношение *Москы к фин. местн. н. Мasku. Абсолютно недостоверна связь с галльск. Моsа, Моsеllа, вопреки Ле;венталю. Сближение с кавк. этнонимом Moshoi повисает в воздухе, вопреки Бергу, ввиду отсутствия промежуточных звеньев. Не доказано и ир. происхождение (от авест. аmа- "сильный", по мнению Со-болевского. Неудачны также попытки этимологии из фин.-уг.: от мар. moska; "медведь" и аvа "мать", вопреки Кузнецову (у Преобр. I, 559), и от фин. mustа "черный" + коми vа "вода" (Преобр., там же; в этом случае ожидалась бы форма фин.-суоми vesi "вода", а не vа, или же, скорее, фин. joki "река"). Широко распространенное благодаря поддержке Ключевского объяснение из коми m;sk "корова" и vа "вода" отпадает потому, что коми-зыряне в этой местности не засвидетельствованы. Нельзя также сближать с Мокша. Известно и табуистическое выражение в Москву; съездить "родить" (…)».
        Фасмеру не нравится марийское moska;, но это только натолкнуло меня на дальнейшие поиски. Отыскал Я и Кузнецова, о котором упоминает Фасмер:
        «Гипотеза С.К.Кузнецова.
        Согласно этой гипотезе, топоним Москва происходит от марийских слов маска (moskа) – "медведь" и ава(ava) – "мать". Так якобы называли это место древние марийцы, жившие в этих местах до великого переселения народов, в результате которого марийцы вытеснили удмуртов к северо-востоку, возможно, вынудили венгров к переселению к Карпатским горам, частично поселились в Башкирии. М.Фасмер называет эту гипотезу неудачной, В.П.Нерознак – малообоснованной. (…) Кузнецов использует данные современных марийского и  мордовско-эрзянского языков. В марийском moskа – "самка медведя".
        Иноязычные транскрипции.
        Один из древних вариантов названия города «Московъ» сохранился в иноязычных транскрипциях таких как англ. "Moscow", нем. "Moskau", фр. "Moscou", латыш. "Maskava", татар. "Маскаy", чуваш. "Мускав", тадж. "Маскав" и пр.».
        Отыскал Я в Инете и Марийско-русский словарь:
        «Ударение: Маска;. Направление: Марий ; Руш. Горн.: Маска.
        1. медведь.
        Чодыра маска - лесной медведь; ош маска - белый медведь; к;рен маска - бурый медведь. Маска деч посна чодырат чодыра огыл. Калыкмут. - Без медведя и лес не лес. Чашкерла гыч маска кудал лекте. А. Айзенворт. - Из чащи выбежал медведь.
        2. разг. "медведь"; о сильном, грузном человеке. (Савий). Окк;лым ит ойло, тыгай маска кунам ноя? С.Чавайн. (Савий) - Ты чушь не пори, разве устанет такой медведь?
        3. в поз. опр. медвежий.
        Маска вынем - медвежья берлога; маска пылыш - медвежье ухо; маска ужга - медвежья шуба; маска шыл - медвежатина.Марий помышыж гыч маска пуным луктеш. С. Чавайн. - Мужик из-под пазухи достаёт медвежью шерсть. Маска коваште - почеш луй коваштым тергаш т;;альыч. Я. Элексейн. - За медвежьей шкурой стали проверять шкуру куницы.
        Идиоматические выражения:
        Маска лук; Маска полыш; Маска-умша (…)».
        Так что по-марийски и Маска, и Моска (скорее первое). Похоже, надо говорить не Русский Медведь, а Марийский. "Медвежья Мать" можно понимать и в переносном смысле, как "Земь, родящая Медведей" или "Медвежий Угол".
        Некоторые "русские" шовинисты говорят о том, что марийское Маска(Моска) от славянского Меча(Медведица) прозошло. Меча или Мечь - это и вправду Медведица. Но разве Меча или Мечь похоже Маска Ава? И что звучит одинаково?
        Ну что вам рассказать про Сахалин? В принципе, Маска Ава или Моска Ава - вполне нормальная рабочая версия происхождения названия Москва. Не нравится Фасмеру - дело его. Жили ли на территории нынешней Москвы еще до прихода в 12-м веке киевских "миссионеров" марийцы или был какой другой угрофинский народ, черт его сейчас разберет. Мне больше по душе чисто финская версия, о которой расскажу в другой раз. А славянских генов в крови "потомственных москвичей" (Я не имею в виду азеров, чеченцев, вьетнамцев, таджиков и пр., тех кто туда сегодня понаехал) не более 40%, финских (Я имею в виду все угрофинские народы, в том числе и родственных им татар) - 50-55%.
 
         Второй вопрос Я переадресовываю историку Сергею Трусову. Вот его ответ:
         «То, что изначально черемисы (марийцы) были арами, неоднократно прописано в булгарских летописях. Сошлюсь на выдержку из летописи Бу-Юргана, где он рассказывает о весьма неудачном для русов походе 1369г. на Казань: «Бек джунцев стал со всеми русами поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Болгар ходило 80 тыс. неверных, и только черные ары убили 60 тыс. из них. Когда первая часть их явилась к эмиру с воткнутыми на пики головами урусов, Азан тут же перевел их в разряд ак-чирмышей и освободил от джизьи. Услышав об этом, остальные ары разделили головы неверных по одному на мужчину с целью получения привилегий большинством их народа и явились с ними в Казань. Эмир всех причислил к ак-чирмышам. И так 60 тыс. аров сделались ак-чирмышами и стали весь свой народ называть “чирмышами”». Здесь: Бек джунцев – князь нижегородцев; галиджийская дорога, связывала Булгарию с Новгородом Великим, шла по левому берегу Волги; Кукджак – область луговых мари, живших вблизи реки Кокшаги (левый приток Волги). (…)
        То, что ары, могли быть по происхождению индоарийцами, доказывает их имя. (…) У аров-удмуртов, несмотря на сильные ассимиляционные процессы со стороны финно-угров и тюрков, носители гаплогруппы R1a составляют 37% популяции этого народа. Я думаю, что это и есть арская составляющая в процессе этногенеза современных удмуртов.(…) А у марийцев, живущих на противоположном от чувашей берегу Волги вообще 47%, практически столько, сколько и у самих русских. (…) Гаплогруппа R1a осталась в крови данных народов от их общих далеких предков – аров.
        Ары жили и на территории Мари-Эл. Русские марийцев называли черемисами, от булгарского «чирмыш» (так до сих пор зовут марийцев волжские татары)».
        «Тот же Гази-Барадж неоднократно упоминает в своей летописи аров, народ, живший в лесах к северу от Камы и на западном берегу Волги. К примеру он рассказывает о захвате уграми в начале 9 века н.э.земель в верховьях Дона и упоминает, что моджары "быстро подчинили себе мурдасов и сурских ар". Ары, согласно булгарским летописям жили до прихода хотов (протоугров) из Забайкалья в Западную Сибирь в степях и лесостепях этого региона».
        Можно ли отождествлять Аров Бу-Юргана и Гази-Бараджа с Марийцами или с предками Марийцев? Судя по всему – нет. Скорее всего, что Ары – это некий собирательный образ народа, который мог включать в себя как Сурских Ар, так Мари Аров (марийцев), так Моджаров и других. Даже Воулхары(Боулгары), Хазары и Татары – тоже Ары. Общее у всех этих Аров то, что все они Арийского происхождения раз, и мусульманами – два. Продолжим.
        «Маленький пример переселения угров на земли современных марийцев, датированный Гази-Бараджем 1030г.: "Многие из них воспротивились этому и предпочли уйти на земли Мартюбы между Арсу и Мишей. Будучи в крайней озлобленности, субаши изгнали оттуда почти всех аров и заняли их земли. За субашами сюда же стали стекаться отовсюду беглые чирмыши, которые здесь самовольно становились субашами". Здесь: Мартюбы – булгарская губерния, современные земли Мари Эл; Арсу – река Казанка. Что и привело к финно-угорской ассимиляции местного населения».
        Короче, почему у марийцев монголоидные черты лица, теперь понятно. Марийцы с этих пор (начало 2-го тысячелетия по Р.Х.) практически угрофинский народ. Практически, но... Не кровь ли древних аров (а вовсе не славян с запада) составляет большую часть тех 40% арийской крови сегодняшних "потомственных москвичей"? 

        И еще про марийцев в Московии.
        Вспомним Юр (сегодня город Ветлуга).
        О звериной дикости Московии времен Ивана III говорит следующий факт, приводимый в Википедии.
        "Город Ветлуга является одним из древних поселений на Ветлуге. Считается, что на этом месте в XIII веке правителем марийского Ветлужского ;княжества; (располагалось на западе Марийского края) был основан город Юр. Точное время основания и местоположение города не известно. Большинство историков считает, что он находился в левобережной низкой заболоченной части Поветлужья на берегу реки Юрьевки (притоке реки Ветлуги) близ местоположения современного города Ветлуги. По другой версии, город Юр находился на правом (высоком) берегу Ветлуги в точности на месте расположения современного города. Известно, что в 1280-х годах кугуз Бай укрепил уже существовавшее к тому моменту селение Юр. В то время город был одним из основных укреплённых пунктов княжества. Через Поветлужье проходил с севера на юг очень важный сухопутно-водный путь из Северная Двины на бассейн Волгу. Через город также проходила с запада на восток большая сухопутная дорога из костромских земель в марийские. В XIV веке ветлужский кугуз Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил Галич-мерского князя Андрея Фёдоровича. В январе 1468 года рать галицких князей под начальством князя Семёна Романовича Ярославского, действовавшего по приказу Великого князя московского Ивана III Васильевича, завоевала город.
         Послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярских двора своего; и совокупившеся, вси пойдоша из Галича на Николин день, декабря 6, и пойдоша лесы без пути, а зима была велми студена. Тоя же зимы генваря 9, на Крещение Господне, рать великого князя прииде в землю черемисскую, и много зла учиниша земле той; людей изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нельзя с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша, и повоеваша всю землю ту, а досталь пожгоша, а до Казани за един день не доходили и, возвратившеся, приидоша к великому князю вси поздорову.
        И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми. [Херсонский, с.279]".
        Юр был разрушен и сожжен полностью. Прилегающая местность была опустошена, оставалась малонаселенной несколько десятилетий. Постепенно она заселялась русскими переселенцами, основавшими вблизи этого места несколько деревень». Конец цитаты.
        Вот как московиты из Московского Улуса обращались с этнически родственными им марийцами-черемисами! Хотя, думаю, это было взаимно и в характере угрофиннов. Вспомним Аттилу.
        Мне тут любопытно то, что слово Юр, возможно, угрофинского происхождения и означает Поселение. «Вертеться на Юру». Юр – это Город (ср. Ур Халдейский, Урбанизация, Urbi et Orbi). Или оно общее для арийских и угрофинских народов?
        Интересно и происхождение гидронима Ветлуга. Перевод слова Vetelа с финского на русский язык: Жидкий, Негустой, Водянистий, Ползучий, Дряблый. Га – древнеарийское Путь или глагол  Идти. Возможно, Ветлуга – Водный Путь, Топкий Путь с финским корнеслогом Vetelа и арийским Га.
        Из Википедии. Ива белая, или Ива серебристая, или Ветла, или Белолоз, или Белотал (лат. Slix lba) — типовой вид лиственных деревьев или кустарников рода Ива (Salix) семейства Ивовые (Salicaceae).
Ива-Ветла любит Воду, потому Ветла может вполне происходить от финского Vetel, кстати,  Va на языках многих финоугорских народов (например, Коми) -  Вода (да и не только финоугорских: ср. Water и Wasser), так что и Ива тоже может быть вполне финское слово. А что может значить Ива по-славянски?

                2015г


Рецензии
Чисто по русски медведь-Мось
А чуваши и русы имели в давние времена одие язык

Геннадий Палеолог   14.12.2021 06:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.