14частьТанькино детствоЧетыре времени года. Весна

 

Я не случайно назвала так свой рассказ. На моей Родине ярко выражены все четыре прекрасных времени года, и каждое из них достойно внимания.

Весна!

Весна окрыляет, вдохновляет.

Пробуждаясь, природа одаривает прекраснейшими цветениями и ароматами. 

В моей Ниновке весна начинается с прилёта птиц из жарких стран. Солнце вовсю хозяйничает, рассылает свои окрепшие волшебные лучики, которые снег превращают в ручьи.  Журчащие, кричащие ручьи дружно бегут к моей речке, и освобождают её от ледяного плена. Около полугода она спала в ледяной колыбели и не обращала внимания на ниновскую ребятню, которая всё своё свободное время проводила на речке, гоняя наперегонки на коньках и лыжах, играя в хоккей. Крутые берега превращались в горки, с которых лихо спускались и дети, и взрослые. Я любила ходить на речку

Однажды мама, складывая стираное бельё в ведра, позвала меня:

- Тань, пойдём на речку бельё полоскать! Пока ещё лёд стоит!

- Пойдём, мам! - с радостью согласилась я.

Мама несла на плечах коромысло с двумя вёдрами белья,а я шагала рядом.

- Здравствуй, Лида! Что? Идёте с Таней бельё полоскать? - спросила бабушка Варвара Захаровна, стоявшая в переулке у калитки своего дома.

- Да, пока лёд ещё крепкий, хочу успеть прополоскать. Мне нравится, как пахнет бельё после полоскания в речной воде. - улыбаясь добавила мама.

Спустившись по обрывистому берегу, мы подошли к проруби. Прорубь  ниновские бабушки, почему-то, называли полонкой. Пробив коромыслом лёгкую ледяную корочку, мама принялась за работу.

- Мам, а когда лёд тронется ? - интересовалась я, глядя на скованную прочным льдом речку.

- Да, уже скоро! Вон видишь, лёд поднимается? Скоро! Уже скоро половодье будет. -ответила мама, усердно полоща бельё.

- Мам, а в сказке про Емелю такая же прорубь была? - наивно интересовалась я.

- Да! -  засмеялась мама. - Только там была сказка, а здесь, дочь, быль.

Я стояла у края проруби и представляла, что вот-вот покажется золотая рыбка, которая поможет нам донести вёдра домой! На душе стало тепло и радостно.

Мне было интересно смотреть, как мама  опускала полотенце в прорубь и, быстрыми движениями выполоскав его в ледяной воде, ловко с какой-то необыкновенной силой выкручивала. Я восхищалась чёткостью и лёгкостью её движений.

- Мам, а можно я попробую что-нибудь выполоскать?

- Вода, холодная, руки застудишь. - ответила мама.

- Ну, я хоть одно полотенце прополощу, можно?

- Ну, полоскай! Бери вот это. - мама дала мне последнее маленькое полотенце.

Осторожно наклоняясь над прорубью, я опустила полотенце в воду. От колючей, ледяной воды мои руки мгновенно замёрзли, но я не бросила начатое дело, собрав все свои силы, дополоскала до конца.

- Всё! Дело сделано! - поднимая вёдра, сказала мама. - Пойдём домой, дочь! Вон лёд как поднимается, не сегодня, так завтра половодье будет.

Осторожно передвигаясь по льду, мы направились домой.

Во дворе развешанное бельё выветривалось до вечера, а вечером мама внесла его в хату вместе со свежим запахом.

- Ах, как пахнет! Морозцем! – сказала бабушка с улыбкой.

- На Пустынском озере рыба пошла. Иван Котляров целое ведро наловил. - мама делилась новостью с бабушкой. – Да, и на речке Хуторские лунок много набили. Наверное, и на речке пойдёт рыба.

Разлив реки ниновцы всегда ожидали с особой тревогой. Небольшими группами они шли к реке и долго стояли у берега, наблюдая и анализируя поведение шальной воды.

И вот наступал день, когда село облетала новость: «Лёд тронулся! Речка вышла из берегов!»

Услышав это, я быстренько надевала пальтишко, резиновые сапоги и бежала, что было сил к речке. На крутом берегу всегда собиралось много людей, все с волнением смотрели на ледоход, оживлённо сопровождая каждое его движение удивлёнными возгласами.

Мощной бесконечной змеёй с глухим грозным шумом и скрежетом ворочалась масса из больших  льдин. Эти ледяные глыбы, сталкиваясь, вставали на дыбы, как будто сражались одна с другою, с треском разламывались и, отдохнув,  продолжали свой путь. Быстрое течение реки подхватывало и уносило вдаль мелкие льдины. Освобожденная из полугодового плена мутная вода, постепенно прибывала, выходила из берегов, заливая луг и затапливая Хуторок.

Ниновские рыбаки в этот период не дремали. Они доставали рыболовное снаряжение и открывали сезон рыбалки. Я выбегала на берег и с любопытством наблюдала, как эти любители тихой охоты в высоких сапогах ходили по берегу реки и, подальше закидывая сак, вытаскивали его с хорошим уловом. Сак был похож на детские сачки для ловли бабочек.

Луг был залит водой, лишь кое-где виднелись островки. Такое незабываемое  зрелище навсегда сохранилось в моей памяти.

С другом Васькой, который приехал к Рыженковой бабушке Тане, мы долго стояли у берега разлившейся реки и восхищались буйством воды.

- Тань, у бабушки Сани в сарае есть корыто, давай я принесу его, и мы поплывём с тобой в далёкое путешествие.

-Давай! - одобрила я Васькину идею.

Мы быстро принесли корыто, опустили на воду, нашли какие-то длинные палки и приспособили их под вёсла. Стали в корыто, нашли равновесие, оттолкнулись и...медленно начали отходить от берега. Я мысленно попрощалась с берегом, с родителями, с бабушкой и братом Лёнькой. На сердце было тревожно. Эта тревога, видимо,  передалась корыту. Оно принялось покачиваться из стороны в сторону, быстро наполняясь водой,  и постепенно опускалось на дно. Мы стояли почти по пояс в воде и смотрели друг на друга, не зная, что делать? Спокойный по характеру Васька, и в этот момент остался верен себе: он спокойно подал мне руку, и мы, мокрые и растерянные, вышли на берег.

- Всё! - уверенно сказал Васька. - Пойдём сушиться!

Мы направились по домам.

- Ох! и попадёт же нам, Вась! - сказала я с сожалением, от того, что теперь долго не увижу друга.

Васька отправился сушиться к бабушке Сане, а мне в мокрой одежде одной пришлось идти по улице домой. В душе стыд, от того что я промокла, и сожаление о том, что так и не удалось нам с Васькой отправиться в дальнее путешествие.

Постояв на крыльце, я собралась с духом и осторожно приоткрыла дверь дома.

- Ты где была? - строго спросила меня моя бабушка.

Вся мокрая я молчала, опустив голову.

- Только бы не долгим было бы нравоучение бабушки! - думала я.

- А, ну-ка, снимай с себя всю одежду и быстро на печку греться! - строго приказала бабушка.

- Рассказывай, где была? - требовала отчета бабушка.

- С Васькой на лугу. На корыте хотели отправиться в дальнее путешествие. А корыто перевернулось… и мы промокли. - объясняла я бабушке, стараясь её разжалобить.

- Да, кто ж на корыте плавает?! Разве так можно? А если б утонули? - уже более мягким голосом причитала бабушка, подавая мне на печку чай с малиновым варением.

- Пей! Вот беда с тобой, Танька!

Успокоившись тем, что наказание миновало и, согревшись малиновым чаем, я долго спала на печке. Мне снились те дальние страны, в которых нам с Васькой так и не удалось побывать!

А между тем весна набирала обороты! Всюду были её отметины: весёлый звон капели, журчание ручейков, запах весеннего леса, бойкая птичья возня.

- Мам! Грачи прилетели! – радостно кричала я маме, услышав знакомое, долгожданное пение.

- Танюш, и скворцы прилетели! Скоро Пасха! – на мамином лице сияла улыбка.

Она помолчала и добавила с грустинкой в голосе:

- А потом начнутся огороды...и пойдёт заводиловка.. 

Ниновка! Моя Ниновка - это одна большая семья. Здесь всё и всех видно, как на ладони. В большинстве своём – это добрые отзывчивые люди. Труженики, которые честно воевали, строили, пахали и сеяли. Жили открыто с верой в светлое будущее.

Я понимала, что подходит самое тяжёлое время на деревне - это бесконечная суета на огородах.

А пока солнышко настойчиво посылало тепло, щекоча своими озорными весенними лучиками односельчан. Как-то по-особому сияли их лица, в глазах появлялась жизненная искорка, всё чаще слышался на улице весёлый смех, а по вечерам задушевное пение. От ласкового тепла было легко и радостно.

Приход весны чувствовался повсюду. В ниновском лесу зацвели пролески!

- Девчонки, пойдёмте в лес за подснежниками! - предложила Лариска.

Все радостно поддержали её. С весёлыми разговорами мы подошли к лесу. Синевато-сиреневый ковёр из пролесок и хохлаток расстилался перед нами. В лесу было светло, ведь деревья ещё не успели выбросить листву. Большой птичий хор восхищал своими песнями. Мы часто останавливались и наслаждались этой красотой! Гостеприимная природа словно радовалась нашему приходу!

- Как же красиво вокруг! - с восторгом думала я.

Осторожно прикасаясь к каждому цветочку, я собрала весенний букетик из пролесков и рясок.

Дома я поставила букетик на самое видное место и долго любовалась им .

С приходом весны односельчане чистили дворы от прошлогодней листвы, мыли окна, белили уютные хатки.

- Завтра будем выставлять окна. – объявила, улыбаясь мама.

Вторые оконные рамы отправлялись на чердак на летнее хранение - это означало полный приход весны.

- Будем белить хату, постираем занавески, а то за зиму запылились от печки, наведём порядок, через две недели – Пасха! – планировала мама.

Меня охватила такая радость, что хотелось петь и летать!

Всю неделю мы белили, стирали, гладили. И вот, хатка засияла в ожидании праздника!

Великий радостный праздник Пасхи! В моей Ниновке к нему готовились с особой тщательностью.

Односельчане с граблями и лопатами шли на Ниновское кладбище, где с любовью приводили в порядок могилки отошедших родственников. К празднику кладбище выглядело красиво и торжественно!

Улицы к Страстной неделе сияли от чистоты. Повсюду поселилась бесконечная праздничная суета.

Хозяюшки хлопотали о том, чтобы удачно испечь пасхальные куличи. Хотя у каждой был свой особый секрет выпечки, для подстраховки они советовались  друг с другом, обсуждали каждый этап этого действа.

-Лид! - обратилась к маме бабушка Паша. - С вечера будем заделывать тесто для куличей!  Внеси дров, возьми крупных поленьев, протопим печь на ночь и будем опару ставить.

Я заметила в бабушкиных глазах особую озабоченность и волнение.

Дрова в печи трещали, разнося тепло и уют по всей хате. В главной комнате в Святом углу у иконы Божией Матери сияла лампадка. Бабушка Паша читала молитву, прося благословения, а затем, перекрестившись, вышла на кухню.

-Так! С Богом! – решительно произнесла она, вытирая руки о фартук.

И всё завертелось в строгой последовательности: ближе к тёплой печи стояла большая макитра, на столе просеивалась мука, все компоненты были выставлены в ожидании торжественного момента, когда хозяйка, перекрестившись, отправит их в тесто, соблюдая временем выверенную очерёдность.

Бабушка очень серьёзно сосредоточилась на опаре. Это было настоящее таинство, в котором мне хотелось участвовать.   

- Бабуш, можно я помогу? – предлагала ей свою помощь.

- Бей яйца! - разрешила бабушка, подвинув решето с яйцами.

- А когда будем яйца красить? - интересовалась я.

- С утра будем выпекать куличи и яйца красить! - терпеливо объясняла мне бабушка.

Справившись с заданием, я пошла спать.

Утром я проснулась от аппетитного запаха сдобы. В хате было жарко, бабушка с мамой суетились у печи.

Я с интересом наблюдала, как мама раскладывала тесто в высокие, смазанные смальцем, формы и, ловко орудуя ухватом, ставила их в хорошо протопленную печь.

-Таня, вот здесь белки; с сахаром, растирай их хорошо! - объяснила мне мама, подавая маленькую кастрюльку.

Я долго растирала белки, пока они не превратились в белую пену.

Бабушка приоткрыла заслонку у печи, и я увидела  румяные «шапки» куличей, чинно выстроившихся  в ряд.

- Скоро вытаскивать будем! - засуетилась бабушка.

- Лид! - позвала она маму. - Расстилай рушники на стол!

Мама достала из сундука белоснежные полотенца и в большой комнате разложила их на стол. А потом… осторожно вытаскивала ухватом куличи. Я заметила, как на лицах у мамы и бабушки появился румянец, а в глазах настороженность от волнения:

- Какие они получились?

Вытаскивая из формы каждый кулич, мама слегка простукивала его, убеждаясь в том, что он пропечён и бережно укладывала на стол.

- Дочь, катай осторожно! Вот так. - показала  мне мама.

Я катала горячие куличи. От сдобного запаха кружилась голова.

- Вкусные! - думала я.

Осторожно поставив куличи на большое блюдо, мама дала мне задание смазать их той самой помадкой, которую я так долго растирала.

И вот они стройные, украшенные белой помадкой и конфетками монпасье, стояли на  белоснежной скатерти на столе главной комнаты.

Бабушка внесла тарелку с ярко выкрашенными яйцами.

- Поставьте рядом с куличами. – произнесла бабушка тихо, боясь нарушить торжественность момента.

Сердце радовалось, душа ликовала!

По всей деревне плыл этот чудный запах!
Моя Ниновка была готова к встрече самого главного праздника Великого Христова Воскресения!

                Продолжение тут http://proza.ru/2015/07/12/1325


Рецензии
Замечательно, Татьяна, написано! Так все ярко! и с такой добротой!
Низкий Вам поклон! Ваш читатель, В.Д.

Владимир Дементьев 3   27.10.2015 21:40     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир,сердечно благодарю!
Очень рада,что прочли и откликнулись!
Удачи Вам,творческого вдохновения!
С теплом Т.С.

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна   28.10.2015 10:10   Заявить о нарушении