Короткие зарисовки - 4

     «Да-а, вымахала моя берёза!.. Кажется, ещё совсем недавно тоненький прутик посадила, а теперь надо будет нижние ветки спилить, проезжающие машины цепляют. А листвы сколько! Во какую компостную кучу нагребла!..» - думала я, приводя в порядок после зимы участок огорода за домом. Всё удивлялась, что птиц много на дереве, поют, чирикают, кто как умеет весне радуются. Сгребая листву, всё дальше и дальше отхожу от дерева. В какой-то момент распрямила уставшую спину, взглянула на дерево, да так и осталась стоять с открытым ртом. Оказывается, не просто так сюда птицы прилетели, они собрались тут для того, чтобы берёзового сока попить.
     Мой забор высокий, это чтоб пыль с дороги не летела в огород. Берёза растёт прямо впритык к забору. Одна берёзовая ветка прогнулась и в самой её нижней части прогиба собираются крупные капли сока. Птицы же сели на забор, как в очередь к магазинному прилавку выстроились. Как только набухнет большая капля, тут-тут упадёт, ближняя по очереди птичка взлетает и на лету ту каплю подхватывает в открытый клювик. Очередь тут же продвинулась вперёд и на старое место её уже не пускают.
     Птички (в очереди) самые разные: горихвостка, два нетерпеливых воробья, чёрный скворец, пеночка, красавица варакушка и сварливый скворец с белыми пятнышками на чёрных  пёрышках всё старался без очереди перехватить капельку.
     Вдруг птицы враз взлетели и расселись на ветках берёзы повыше, расшумелись на все голоса. В ту же минуту на забор, со стороны дороги, вскарабкался здоровенный, какой-то замызганный котище. Походил по забору туда-сюда, потом уставился своими немигающими глазами на набухающие и падающие капли берёзового сока. Дотянулся таки с забора до ветки и начал вылизывать мокрую ветку. Птицы у него прямо над головой летают, а кот, пока не напился, не ушёл. И то не ушёл бы сам, всё на птичек поглядывал хищными глазами. Только при мне ему такой номер не пройдёт…

                ***
     Иной раз даже смешно станет. Где-то в дикой природе какое-то растение интересное увижу и подумаю: «Вот росло бы оно у меня в саду, я бы его в цветник посадила…» Пройдёт какое-то время и я обнаруживаю в своём огороде «гостя желанного». Захотела папоротник – вырос, захотела фиалку – большой куст вырос, а цветов разных… я их даже названия не знаю. Одно слово – красивые, знай растут мне на радость.
     Однажды увидела в лесочке за дорогой грибы мухоморчики. Загляденье просто! Жаль только, что они не съедобные. И вот, «Здрасте вам!», смотрю, у себя за баней, у самого забора, вдоль бордюрчика, рядочком красные пуговички. Глазам своим не поверила. Ладно. Пусть растут. Они и выросли. Ножки беленькие, крепенькие: шляпки красненькие с белыми веснушками. Красота какая! Цветов не хуже… Откуда они? Как в этом месте появились? А разве ж это главное? Просто подарок мне от Природы-матушки. Знает Она, что я не обижу деток её, вот и растут…

                ***
     Огороды у нас один на другой не похожие. Хоть и сажаем, и сеем мы почитай одно и то же. Что уже говорить о землях, где целик не тронутый. Вот где семечко упало, проросло, там ему и место. Какой уж там севооборот, рост и цвет в дни его цветения… Однако я часто смотрю на цветы на дорожных обочинах и удивляюсь тому, как сочетаются они, как дополняют друг дружку. В весёлое время цветения тот же порей, овсюг, куриное просо, щетинник, а особенно метлица, да они же сами в букет просятся. Дескать, посмотрите на нас люди, мы тоже красивые. Сами выросли, расцвели, ни ухода ни полива не требует. Одного только просят: «Не обижайте нас, хотя бы за пределами ваших огородов…» Всякому Божьему творению жить хочется.
     Посмотрите люди, как пижма цветёт, а бодяк весь в розочки душистые принарядился, а скромница марь белая только издали лебеду напоминает. А щирица! Не троньте ёё, она для птичек растёт, чтоб было чем им подкрепиться в суровую зимнюю пору.  Ничего на земле зря не растёт, кто-то им кормится…

                ***
     Летние дожди разными бывают. Иной день в самую жару поглядываешь на небо, чтоб хоть маленькое облачко солнце заслонило, то вдруг поднимется ветер, принесёт тучи и зарядит дождь на целую неделю. А случается, припустит дождь с маленькой тучки, не вдруг сообразишь, где от него укрыться. Вот от такого дождя спряталась я под крышей навеса автобусной остановки, куда тут же набежало с десяток таких же забывчивых, без зонтиков горожан. Стоим, дождь пережидаем, наблюдаем за большими пузырями на залитом водою асфальте, провожаем взглядом проезжающие машины и торопливых прохожих, сутулящихся под зонтиками.
     В какой-то момент дождь усилился. Раскаты грома казались, зарождаются прямо у нас над головами. Люди ёжатся, вздрагивают от нового удара молнии.
     Вдруг, словно вынырнув из плотной стены дождя, в нашу сторону бежали неспешным шагом мальчишки – спортсмены, лет им по 11-12. Ребята в кепочках, спортивной обуви, майках, шортиках. Они словно не замечали дождя. Бежали себе, переговаривались между собой и вроде как никуда и не торопились.
     Пережидавшие дождь под крышей навеса автобусной остановки пристыжено приумолкли, и может быть даже в глубине души завидовали их молодости, беспечности. Потом, когда спортсмены скрылись за пеленой дождя, все вдруг заговорили.
     - Зря детишек в такой ливень бежать отправили…
     - Пусть закаляются!..
     - Нельзя бежать в грозу с молниями…
     - Какая там безопасность? Молния где хочешь может достать…
     - Не-ет, я бы своих внуков в такую погоду даже из дому не выпустила…
     А я вспомнила лица бегущих и вдруг поняла, что они были счастливы и бежали, даже не подозревая о том, что взрослые люди о них спорят…

                ***
     Осень на осень не похожа, что и говорить, наступление зимы в каждом году происходит по-разному. В этом году просто небо заволокла тёмная туча и полетели навстречу с землёй снежинки всё гуще и гуще. Уже и вечер зажёг фонари, а снег идёт и идёт. Как-то необычно быстро земля поменяла свой наряд.
     Утро наступило тихое, белоснежное. Прохожие, утопая по щиколотку в снегу, шутили, вспоминая ушедшие годы, считали, что этот снег ещё растает. Но у Зимы были иные планы. Даже выглянувшее из-за облаков солнце только веселило снег, даже не собираясь возвращать на Престол всем надоевшую серую Осень.
     Люди спешили по своим делам, а я, пользуясь правом «свободной женщины»  (пенсионерки), просто пошла туда, куда глаза глядят. Однако в какую бы сторону я ни пошла, останавливаюсь непременно у воды. Любая речушка, вынырнувшая из лесной чащобы – это уже тайна, которая пожелала стать явью. А в день зимнего преобразования, я как можно ближе подошла к воде. Река тихонько несла свои воды, не замутив прибрежные зеркала, в которых отражались простёршие над водою ветки многолетние вербы. На их толстых стволах и на самих ветвях, пышным слоем лежали снежинки, которым желательно было посидеть на возвышенности. В общем-то их можно было понять, ведь если бы они упали в воду, то тут же и сами бы стали водой. А так смотрят на еле заметный туман над рекой, на солнечные блики и, наконец, на своё же отражение в воде и может быть, по-своему радуются
     До чего же красивы заснеженные вербы и их отражения в воде.
     Щедра Природа на подарки.

                ***
     У дождя хмурого весеннего дня есть своё лицо, свой характер и даже своя мелодия.
     Я шла дворами среди домов Ленинградского проспекта, где от девственного леса сохранилось много сосен и берёз. Дорожки присыпаны опавшей хвоей, шишками, тоненькими прутиками и обшелушившейся корой сосен. Но всё это не выглядело мусором и не огорчало взгляд. По другую сторону бордюра – сплошное озеро растаявшего снега с ледяным дном. В воде отражались деревья и от этой кажущейся картины, стоячая вода обретала глубину и значимость. Сама зеркальная картина притягивала взгляд и вызывала раздумные мысли, но на поверхности воды появлялись редкие круги накрапывающего дождя, сдерживаемого кронами деревьев.
     В какой-то миг мне показалось, что я смотрю в окно сквозь заплаканные осенние стёкла. Видимо Весна и Осень в этот день перекликались.
     Я стояла под зонтиком, тепло одетая, но холодная волглая сырость и какая-то безутешная тоска пробиралась под одежду и я ёжилась, даже вздрагивала от озноба. Но крепилась, не уходила. Мне хотелось до конца испытать глубину настроения и какой-то неуловимый смысл, просто необходимость столь мрачного дня и, увы, не находила…

                ***


Рецензии