Круговая порука добра

АНКЛАВ
Enclave
Enklava
Режиссёр Горан Радованович
Сербия, 92’ , 2015
 
Оставшиеся в Косово сербы живут в небольших изолированных общинах – анклавах. Вынужденные ютиться в тесноте, сербы ведут существование в крайне тяжёлых условиях. А что происходит, когда в анклаве умирает человек, а кладбище находится на вражеской территории? 80-летнего старика всё-таки похоронили, но лишь благодаря его десятилетнему внуку, который отважился совершить нечто немыслимое как для сербов, так и для албанцев – он продемонстрировал свою любовь и подружился с чужаками.
Горан Радованович родился в Белграде в 1957 г. С 1977 по 1980 стажировался в Мюнхене как стипендиат Гёте-института. В 1982 г. закончил философский факультет в Белграде, специализировался в области истории искусств. По возвращении из Мюнхена в Белград в 1980 г. работал как кинокритик. С 1984 г. стал писателем и режиссёром художественного и игрового кино.  Член Европейской киноакадемии. В 2009 поставил фильм «Скорая помощь». Ретроспективы его документальных фильмов проходили в Мексике, Испании, Австрии и на Кубе. Его работы удостаивались призов множества международных кинофестивалей.

Круговая порука добра

Все же вы не слабейте душою,
Коль придет испытаний пора —
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
На Московском фестивале этот сербский фильм получил приз зрительских симпатий.  Аплодисменты после фильма не смолкали. Действительно, дети, снимавшиеся в фильме просто очаровательны, их мужеству невозможно не симпатизировать. Особенно мальчику Филиппу, сыгравшему главную роль.
А вот весь мир фильм игнорирует. Его не берут ни  на какие фестивали. Это понятно, кому нужна правда, особенно если она глаза колет. Пожалуй, что вокруг Косово образовалась «круговая порука зла».
Фильм рассказывает о сербском  анклаве в Косово.  Главные герои  - дети.  Трое албанских детей и один - серб. Дети, есть дети, двое албанцев незлобные, они играют с  сербом. Его зовут Ненад, а вот третий албанский мальчик Башким,  ходит с пистолетом, у него убили отца на войне и сербов он ненавидит. Они играют в прятки и злобный Башким заставляет Ненада постоянно водить, хотя ему уже надо идти домой, потому что умер дедушка и надо пригласить священника для отпевания. Но его не отпускают и заставляют силой играть.  Водящий должен встать под колокол, который еще не повесили и считать.  Потом идти искать.  Но мальчик не подчиняется. На него наставляется пистолет. Он стоит под колоколом и не хочет считать. Тогда мальчик стреляет  в озлоблении в колокол.
 - Боишься? - кричит он
 - Нет! - отвечает серб из-под колокола.
Опять стреляет. Серб в Косово должен бояться.
 - Боишься?
 - Нет!
Третья пуля рикошетом попадает в веревку, колокол падает, а следующая пуля рикошетом попадает в ногу албанцу.
В это время в албанском селении идет свадьба. Мулла венчает молодоженов.
 А в соседском сербском селении идут похороны.
Православный священник едет на бричке и на встречает раненого Башкима, который из последних сил выполз на дорогу . Берет его на руки и отвозит родителям. Все это молча. Они враги, это видно. Давно не разговаривают.
Все как в евангельской  притче о добром самарянине. Только на этот раз «ближним» оказался священник.  И вот это доброе дело  рождает  целую череду добрых дел.
 Взрослые спрашивают  своего ребенка, кто тебя ранил?
 Он отвечает, кратко: «Серб». Врет, и от вранья мальчику становится  хуже, чем от раны.
Взрослые берут оружие и  идут мстить. Сцены мести нам к счастью, не показывают.
На следующий день мальчик одумался и сам, на костылях идет  к  колоколу. И под ним живой сербский мальчик.  Он счастливо пережил пожар, который устроили албанские  мстители. Албанец зовет взрослых сербов, мальчика спасают.
А потом, уже в Белграде, в школе, спасенный Ненад пишет сочинение на тему: "Мой лучший друг". Ясно, о чем он напишет
Вот такой замечательный, христианский фильм.
 На фестиваль приехала большая  съемочная группа. Режиссер, художник, актриса с говорящей фамилией Добра, два продюсера. И Филипп, исполнитель главной роли. Филипа мы спросили, а возможна ли в реальности дружба с албанскими  мальчишками. Он кратко ответил – «Невозможна».
И прокат этого фильма  в Косово тоже невозможен.  Албанская сторона  фильм игнорирует. Хотя фильм был показан во всех сербских анклавах и о нем, конечно, всем известно.
Простая история, символичная. Кто-то стравил два народа и теперь они не могут жить вместе.  Слишком горька память о взаимных обидах.  Силы «кейфор» тут бесполезны. В фильме много   реалистичных эпизодов, говорящих о сложившейся атмосфере нетерпимости. В основном страдают сербы. Их меньшинство, они  проигравшие.

Показывается, как из Сербии на территорию Косово, теперь албанского государства, признанного всеми странами, кроме России,  въезжает автобус. Его  встречают камнями. Разбиты все стекла, а водителю камень пробил голову. Никто не заступается  за сербов. Ни  полиция, ни силы «кейфор». Официальные власти нисколько не озабочены, что весь автобус разбит от нападения. С пристрастием проверяют документы, делая все, чтобы эта процедура была как можно более унизительной. И заключительный аккорд: «как вы смеете въезжать на территорию независимого государства в автобусе с разбитыми стеклами?» - спрашивает полицейский. Как будто он не знает, кто разбил стекла. Изощренное издевательство.
Подкупает в фильме, что, несмотря на обилие жестоких сцен, в нем нет истерик, повышенных тонов, присущих голливудскому кино.  Тут все по-настоящему.  Даже в самых острых эпизодах мы не видим истошных криков, слез.
Ненад остался под колоколом на всю ночь. Никто не знает, что он  здесь. Мало того,  деревянную колокольню поджигают албанцы. А мальчик не кричит о помощи, он  все равно спокоен. Вокруг огонь, а он  начинает считать  считалочку. «Уно, буно…» И огонь гаснет у его ног. Как это трогательно, он читает не молитву, (молитвы он, конечно, знает, как это видно из других эпизодов) а считалочку, которую его заставляли говорить, а он отказывался. Она оказывается волшебной считалочкой.
Кстати, у нас тоже есть такая считалочка. Знакома мне с детства. «Эники, беники ели вареники…»  Первые слова, как и в сербской,  это искаженные латинские цифры – «раз, два». Как глубоко по всей Европе засела латынь.  И в России некогда латынь проходили в гимназиях, отсюда и наша русская считалочка.
Филипп, играющий в фильме  Ненада, действительно живет в анклаве.  По сути, он играл самого себя. Хотя  сценарий написан не по реальным событиям. Но все, что в нем  есть – будничная жизнь. Много в фильме деталей будничной  жизни, в которой смерть ходит совсем близко от любого серба. В анклавах, например, нет сербских школ. Поэтому Ненада и везут в Белград.
 Филипп всех очаровал. На открытие фестиваля он пришел в большущем, не по росту фраке,  до колен, ослепительной белой рубашке, бабочке. А вот низ импровизированного костюма являл спортивные брюки и кроссовки.
Кстати, примерно так же он был  одет и в фильме. Одежду Ненада унесло быстрое течение  горной речки. За это он получает розги от папы. Но и это наказание он переносит  со стоическим спокойствием.  Взамен утраченным, он теперь носит  взрослые джинсы, которые с него постоянно сваливаются.


Рецензии