Когда б в Фоминской средней школе

Один из самых загадочных периодов моей жизни – «Фоминский».
Посёлок Фоминский Вилегодского района Архангельской области – поселение лесозаготовителей в 12-ти километрах от другого посёлка – Сорово. Разница между ними в том, что в Сорово есть крошечная площадка для приземления самолётика Ан-2, а в Фоминском на моей памяти ничего подобного не было. Я прибыл в Фоминский в конце августа 1983-его года по направлению из Архангельского облоно для преподавания истории в местной общеобразовательной средней школе. Дорога стандартная: из Архангельска до Котласа самолетом Ан-24, из Котласа по Воркутинской железной дороге до Виледи, далее автобусом до Сорово, далее пешком или попутным транспортом двенадцать километров. Мне сразу выделили служебную однокомнатную квартирку с удобствами далеко на улице на окраине поселка но близко к школе. В пять утра я проснулся. В посёлке висела мёртвая тишина! Я вышел на крылечко обращенное к лесу и обомлел. Мимо моей калитки – метрах в десяти от крылечка – заборчик из штакетника прозрачный – вразвалочку по-хозяйски двигался крупный бурый медведь. На меня он не обратил ни малейшего внимания. Он направился к расположенной неподалёку свалке мусора, прекрасно просматривавшейся с моей позиции, и стал там деловито рыться. Минут десять копался, затем так же неспешно по тому же маршруту степенно удалился в лес.
Едва он скрылся в ельнике, как над поселком раздался лай собак.
Вот в этом медвежьем краю я и стал офицером, получил первый опыт преподавания в школе, привёл в первый класс и Володю и Светлану и своими руками с помощью лучковой пилы и топора попытался возвести здание склада из поведённого бруса. Именно в этом посёлке я получил свой первый и последний коттедж, построил свою первую (но не последнюю!) тепличку и самостоятельно вырастил свою первую картошку. Именно в этом посёлке мне посчастливилось быть уволенным единогласным решением всего педагогического коллектива школы. О чём я ничуть не жалею.
Не случись этого – не было бы ни модульной школы, ни мультиплетного расписания занятий, ни академической группы «Ермак», ни Второго отряда, которому я посвятил свою педагогическую поэму.
Не было бы и Шахматной Шкатулки.
Но мне сказочно повезло.
Меня уволили.
Единогласно.
В том числе голосовала и моя партнерша по драматической сценке на фото.
Прошли годы и вдруг оказалось, что из всего у меня от Фоминского осталась одна вот эта фотография.
А ещё - письмо Павлу, строка из которого стала заголовком этого эскизного наброска мемуара и песня «Где ты, Красный командир»…

Когда б в Фоминской средней школе
Я не был заперт против воли
И ни дровами, ни водой
Не занимал рассудок бедный
Мой друг! Какой бы Всадник  Медный
В душе родился молодой!
И вместо слабого урока
Где нет ни сердцу, ни уму
Ни моему, ни твоему
Поверь! До рокового срока
Я написал бы песен тьму…

Ну вот! Сами видите: написал!


Рецензии