Зойкина чашечка

Самой красивой библиотекаршей в деревне Г. была Зоя. Одно имя этой девушки завораживало. На фоне книг Зоя смотрелась еще лучше. Это была городская цыпочка, которую заслали в деревенскую клубную библиотеку из города отрабатывать практику. Не исключено, что Зоя приехала в деревню Г. "по распределению". Была такая директива в Советском государстве посылать выпускников учебных заведений в разные уголки нашей необъятной родины, и, прежде всего, в деревни, откуда многие из них после трех лет пребывания "на каторге" сбегали обратно в город. Ну, конечно, кто-то и оставался. Но это были единицы.

Зоя была небольшого росточка и все звали её Зойкой. Её определили "на квартиру". Это означало - подселили к одной одинокой бабке, площадь проживания у которой позволяла поставить где-нибудь в чулане лишнюю койку.

Зойка не чувствовала себя одинокой только тогда, когда находилась в библиотеке. Она очень любила книги и как могла, несла литературный свет в темное деревенское царство. Дети и холостые парни были от нее в восторге и просто зачитывались книгами. Зойка была приятнее во всех отношениях, чем предыдущая библиотекарша.

Чаще всего наведывался в библиотеку молодой агроном. Он закончил в городе какие-то краткосрочные аграрные курсы. У него было больше свободного времени, чем у других парней, чтобы приобщиться к культуре. Кроме того, он слыл грамотным человеком. Агроном провожал Зойку до дома, переносил её через непролазную грязь на руках, и вскоре Зойка "выскочила" за него замуж. Агроном жил со своей матерью в просторном пятистенном доме в соседней деревне П., расположенной на горе на берегу большого красивого пруда.

Свадьбу играли всей деревней. Во время свадьбы Зойка сидела, прижавшись к жениху, озиралась на пьяных и наглых мужиков, морщилась от похабных частушек, которые пели пляшущие бабы и мужики, стараясь перекричать друг друга:
"Господи прости! Не стали титечки расти!
В воскресенье согрешила - портяные титьки сшила!"
.........................
"Три я года дома не был, три котомки вшей принёс.
Дома вывалил под лавку, мама думала - овёс.
............................
"Гармонист, гармонист, положи меня на низ...."
............................

Свадьбу Зойка отсидела с достоинством. Парни завидовали агроному и восхищались красотой невесты: "Отхватил такую городскую бабу, просто писанную..."

После свадьбы у "писанной" Зойки началась новая, неизвестная жизнь. Такой жизни позавидовала бы любая деревенская девка.

Зойка ничего не могла делать и её и не заставляли работать по хозяйству. Свекровь не принуждала невестку к деревенской работе. Молодой муж ограждал Зойку от бытовых трудностей. Её берегли и зря не напрягали. На работу в библиотеку муж отвозил ее на лошади. С работы забирал. Дома всегда было что покушать. Свекровь старалась и часто готовила самое вкусненькое - пекла пирожки с мясом, "шаньги" и др. Зойка пробовала всего понемногу, но еда ей откровенно не нравилась. Больше всего Зойка любила пить чай с конфетами. Для этого дела ей купили отдельную фарфоровую чашку с блюдцем. Перед началом чаепития сын часто громко спрашивал: "Мам, а где Зойкина чашечка?" - "Да, куды ей деваться, тут вон стоит", - и мать приносила чашку с блюдцем в "горницу". Народ прослышал об этой прихоти и в деревне зародилось крылатое выражение "Зойкина чашечка".

Счастливая, безмятежная жизнь продолжалась около года. И вдруг Зойка заскучала по городу и "занервничала": "Как можно жить в этой грязи? На улицу выйти невозможно, всюду эти лужи. Я, что всю жизнь буду ходить в сапогах?" и так далее, в таком же духе.

В туалет Зойка ходила в сопровождении мужа и постоянно возмущалась и сетовала на отсутствие комфорта. Особенно она не любила всяких насекомых. Днем на Зойку набрасывались мухи, они начинали ползать по её беленькому личику с самого утра, когда лучи солнца проникали через окно в спальню. Вечером Зойку одолевали комары, они кусали её в тонкие височки и пышные ручки. Ночью Зойку навещали клопы, о существовании которых знала только она, а остальные члены семьи лишь догадывались.

Ходить через ограду Зойке было опасно, её постоянно атаковал петух. Когда муж отрубил петуху голову и угостил Зойку свежей петушатиной, к ней начал приставать гусь. Он пытался ущипнуть Зойку, победно размахивая крыльями. Все, буквально все животные были настроены против Зойки. Деревенские собаки считали своим долгом облаять Зойку, когда она шла по деревне. Колхозный бык с кольцом в ноздрях останавливался при виде Зойки и принимал воинственную позу. Животные, по-видимому, чувствовали Зойкин внутренний страх и становились агрессивными. Даже отвратительные деревенские козлы, проходя мимо Зойки, фыркали и норовили ударить её рогами.

Так долго не могло продолжаться. Терпенью Зойкиному пришел конец. Однажды, когда мужа и свекрови не было дома, Зойка собрала свой чемоданчик, положив  в него свою любимую чашечку. Она уговорила конюха запрячь лошадь и отвести её в районный центр. Оттуда она подалась в свой город. Вернувшийся с работы муж узнал от конюха, что его любимая жена покинула его. Сначала он сильно переживал, но потом не стал "искаться". О Зойке у него сохранились светлые воспоминания. Но что делать - деревенская жизнь не для городских, а переводить свою жизнь на городские рельсы агроном не захотел. Агроном, он привязан к земле, а не к асфальту.


Рецензии