Цели и средства

Дедушка водил Степку в бассейн – три раза в неделю. Уже целый год. Степка плавал почти что лучше всех в группе, и тренер ему говорил: «давай, жми, станешь чемпионом!»
Вот как-то раз шли они домой, и Степка спрашивает:
- Деда, а зачем тренер хочет, чтобы я стал чемпионом?
- А кто больше хочет – ты или он? – дед спрашивает.
- Так нечестно! Я первый спросил! Ну, зачем?
- Ну, наверное, чемпионом быть очень хорошо, и тренеру тоже за это что-то….
- Значит, он ради себя старается? Или ради меня?
- Просто у него такая работа – учить детей плавать, а кто поспособнее – того готовить в чемпионы. Получается, что и ради себя, и ради вас всех.
Помолчали, прошли еще чуток вперед.
- А если у меня не получится чемпионом? Что же я зря старался? Плавать-плавать, много лет, каждый день, и все напрасно?
- Ну почему напрасно, здоровье укрепишь, будешь сильным.
- То есть получится не то, что я хотел?
- Степка, так бывает в жизни, и очень часто. Человек ставит перед собой цель, идет к ней, но по пути достигает не только конечной цели, но и много-много промежуточных. И это хорошо!
- Значит, цель – это не самое главное?
- Цель важная вещь, но важно еще и средства найти правильные. Вот ведь все хотят жить в достатке, но из-за этого же не становятся воришками, или грабителями, - ну, в общем, не берут чужого, не обижают других, чтобы у самого было все, что захотелось.
- Эх, дедуля! Еще как обижают, если хотят разбогатеть!
- Ну, есть такое, конечно. Но вот он, например, разбогател, если нечестно, отнял у других и все себе захапал, а дальше что? Его же люди будут презирать, ненавидеть, а с собой на тот свет всех богатств не забрать. И потом – он купается в роскоши, а другие голодают, - каково ему будет? Вот и получается, что цель у него была, может, и нормальная, а средства – негодные. Вообще, богатство – это ведь тоже не цель, а средство – купить себе что-то, поехать в путешествие, ну, подарить кому-нибудь красивый подарок… Так что богатеть ради богатства – глупо, это значит на место цели ставить средство. Вот так-то, мой дорогой.
Ну, вот они уже у дома, и Степка решил потом как-нибудь на досуге вернуться к этому вопросу.

В школе Степку посадили за одну парту с Настей. Она не вредная, но вот беда! - круглая отличница. Если ей четверку поставят, она просто рыдает от горя. Трояка вообще никогда не получала. Степка не понимает – чего зря стараться? Если тебе, например, нравится русский, или математика – тогда понятно. А ее интересуют не предметы, а пятерки. Но вот если так разобраться, то пятерки – это же не цель? Цель – это хорошие знания, а пятерки – только средство, да и то частенько липовое. Учителя ей натягивают, а если не выучила, или забыла что-то, вообще не ставят оценок. Ну, потом, мол, ответишь.
Степка ее доводит:
- Ты зачем учишься, ради пятерок?
- Да, а тебе-то что?
- А пятерки – это не цель! Ты вместо цели учишься ради средства!
- Какого еще средства, что ты придумываешь? Меня дома ругают за четверки, у меня мама была круглая отличница. Ну, вот она хочет, чтобы я тоже!
- А твоя мама кем работает?
- Дома сидит, у меня же два братика, младшие. С ними и сидит.
- Ну и зачем тогда быть отличницей, дрожать за эти отметки, а потом все равно нигде не работать?
- Вот и спроси у нее сам. – И отвернулась, губы надула.
Но Степка не отстает.
- Настя, а у тебя самой цель есть? Ну, которую ты сама себе выбрала, а не мама с папой?
- Ну чего ты привязался со своими целями? А вот у самого цель есть? Меня подразнить?
Тут Степка и призадумался. Тренер хочет сделать из нас чемпионов. Ладно. Это его цель или наша? Он поставил перед нами цель, а мы просто так ее взяли и приняли? Или вот в школе – нам говорят, учитесь, будете умными. Ну, ладно, не умными. Образованными. То есть опять нам наши цели поставили учителя, а мы взяли их и просто так приняли. Мол, им виднее, они взрослые. Хорошо, но разве взрослые все всегда правильно делают? И понимают? Они воюют друг с другом, а нам говорят – «не деритесь». А сами? Вот у меня - есть у меня своя собственная, только моя цель? Ведь если у тебя чужие цели, то ты же будешь как все, у всех будут  одинаковые цели? Чем ты тогда отличаешься от остальных? Надо будет себе цель выбрать, чтобы ни у кого такой не было! Вот тогда …
Но тут прозвенел звонок, и подумать опять не удалось.
Вечером Степка подстерег дедушку, пока тот еще не стал читать, и спрашивает:
- Деда, а откуда берутся у нас цели?
- Как откуда, в основном от верблюда. – Но спастись не так-то просто, раз уж Степка за дело взялся. Дед вздохнул обреченно, внимательно посмотрел на потолок, и стал объяснять. – Мы живем в обществе, хоть и поотдельности. Поэтому цели у нас есть общие, а есть свои, личные. Общие – поддерживать порядок вокруг себя, не портить природу, не обижать людей, стараться поинтереснее жить – читать интересные книжки, узнавать что-то новенькое, помогать кому-нибудь, кому нужно. Хотя стоп, это уже личные. Ну, в общем, цели бывают разные, а общие и личные трудно отличить. Вот они и возникают из того, как человек понимает свое место в мире, и что бы он хотел в жизни сделать.
- Значит, все зависит от меня, как я это понимаю?
- Ну, может, и не все, но многое.
- А вот у меня все не так. Я не понимаю, зачем я делаю все, что делаю! Я не знаю, что такое быть чемпионам, раз. Я не понимаю, что значит быть образованным человеком,  два. Как я могу это понимать, если я этого еще не знаю? Значит, когда пойму, тогда и будут у меня цели? А вот сейчас у меня их нет, что ли?
Дед встал, походил по комнате, посмотрел в окошко, потом на часы, но эти уловки не сработали. Сел опять на диван, к Степке.
-У тебя, мой дорогой, есть цели, но ты их еще не видишь целиком. Тебе о них говорят взрослые. Родители, учителя, книги, я тоже вот стараюсь тебе помогать. Ну, те, кто о тебе заботится, кто тебя любит и воспитывает. Пока слушай, что тебе говорят, и делай, то, что говорят. Но конечно, и соображай, что к чему.
- А если меня воспитывают, но не любят? Вот в школе что, меня уж так прям и любят? Или по телику – тоже любят?
- Вот уж это точно нет! Но ты же не делаешь о чем тебя попросит первый встречный? Своя голова на плечах есть?
- Значит, не слушать никого все-таки лучше? Дед, я не о том. Я вот думаю, откуда люди берут свои цели? Придумывают или им кто-то «помогает»? А если эти кто-то будут такие цели ставить, которые людям вообще не нужны? А только им самим и нужны? Ну вот как война – кому охота умирать, или убивать, а вот как скажут правители, так все бегут на войну, а?
- Так тоже бывает, к сожалению. Да, ты прав, бывают цели навязанные и совсем человеку не нужные. Почему он подчиняется им – дело очень сложное. Я и сам толком не знаю. Потому, что боится ослушаться, наверное.
- Вот о чем я тебе всегда говорю: слушаться вредно!
- Степан, пожалей старика, не хочешь – не слушайся, только чего ты тогда ко мне все время пристаешь со своими допросами?
- Потому что я тебя слушаюсь, дедуля, и люблю.
Так завершился разговор дедушки и внука. Но откуда все-таки берутся цели? – так и осталось неясно.


Рецензии