Эрос, Оркус и Логос

Одно из важнейших прозрений Шопенгауэра - завершающий пассаж его "Афоризмов житейской мудрости", то, что он выделяет как основу всего непознанного, около чего вся религия и философия, что мыслители, включая него, хотели, да не могут прояснить. Описывая фазы жизни человека сообразно планетам, доходя до Нептуна и отбрасывая Плутон, который по его мнению, должен именоваться Эросом, он пишет: "Я постарался бы показать [если бы мог], как конец соединяется с началом, каким образом Эрос оказывается в тайной связи со смертью и как в силу этой связи подземное царство Оркус или Аментес египтян оказывается не только берущим, отнимающим, но и дающим, так что смерть является творцом жизни. Именно из этого Оркуса рождается все; в нем находится все, что живет ныне; если бы только нам удалось понять фокус, посредством чего это происходит, тогда все на свете стало бы ясным".

Эрос не столько находится в тайной связи с Оркусом, сколько оба эти начала являются двумя ипостасями одного начала, и именно этим замыкается колесо жизни. В сущности, эта идея лежит в основе концепции вечного возвращения индуистских религий.

Фрейд, в свою очередь, говорит - не об Эросе и Оркусе, а об Эросе и Танатосе, что символически примерно то же самое, как о двух укорененных началах душевной жизни, влечениях к жизни и к смерти. По Шопенгауэру, оба этих начала имеют один источник, хотя и борются друг с другом в обычном понимании.

Все религии призывают к разрыву колеса рождения-смерти, указывают выход из цепи вечного возвращения, из майи, побуждают преодолеть принцип индивидуации (термин Шопенгауэра) и выбраться из цепких лап Эроса-Оркуса (Танатоса), гоняющего несчастных по кругу, не соглашаются признавать настоящей жизнью пресмыкание перед Эросом и его смертными ипостасями. Побуждают воскреснуть из мертвых.

Воскресение из мертвых - основа христианства. "Смертью смерть поправ", "Смерть, где твое жало?" - здесь постулируется разрыв цепи перерождений, поражение Эроса-Оркуса-Танатоса. И путь к этому есть Христос.

У Шопенгауэра в его философии ни слова о Христе, а потому и нет решения вопроса об Эросе, который есть смерть, и об Оркусе, который есть Эрос. Вся Библия - о тщете борьбы Эроса с Танатосом и Танатоса с Эросом, о суете сует мира и необходимости высшего смысла, который, в общем-то и несут так или иначе все библейские религии.

Дело в том, что кроме Эроса-Оркуса-Танатоса есть Логос (Слово Божье), тот самый, что создал из Хаоса Космос в первый день творения. Логос и есть победа над циклическим безумием вечного возвращения, необходимое человеку измерение бытия, в котором оно обретает полноту и смысл.

Концепция жизни современного Запада носит компромиссный характер - управляемый хаос. Это одновременно физико-математическая и философская концепция, мировоззренческая парадигма. Мы чувствуем и наблюдаем ее внедрение в политических стратегиях и в чисто научных методах, которые расширяются в когнитивные технологии. Как пример, инсталляция мельницы Лоренца возле естественно-научного музея Немо в Амстердаме.

Доля хаоса неизбежно должна быть в Западном космосе, чтобы и сам космос был управляем в интересах человека Запада (и есть другие человеки, которые погружены в хаос ради их уютного и упорядоченного космоса).

Так, кажется, сам мир устроен - принцип неопределенности устанавливает границы точности измерений в макромире по отношению к микромиру. Но если в мире физики так все и происходит, то не лучше ли именно туда, в мир физики, переместить неизбежный хаос из человеческих отношений, а вместе с этим и устранить противопоставление Восток - Запад? Термодинамика такого не запрещает - была бы свободная энергия и свободная воля. Решение давно известно - Логос, в котором и воля и энергия, а разруха или хаос, управляемый или нет, только в головах.


Рецензии