Разные планеты

«И в этом мире мы все-таки одни…» - под конец сказала ты. Сказала это очень грустно, но улыбаясь, а в глазах мерцал огонек. Сказала уверенно, ничуть не сомневаясь, точно вывод, сделанный уже давно. Но как бы ты ни старалась прикрыться равнодушием, у тебя это не получалось, тебе было не все равно. Ты просто это поняла… Может быть не для других, но для тебя это было правдой. И от этой правды становилось бесконечно грустно…

Эти твои слова, и весь тот наш разговор глубоко засели мне в душу. Возвращаясь тогда от тебя, промокая с головы до ног под дождем, я прокручивал все слова, сказанные тобой и сказанные мной, снова и снова… Всю дорогу как шел, и потом… И еще долго потом…

Права ли была ты?.. Ведь вполне возможно, что нет. Ведь, может быть, это просто поспешный вывод, каких много делают молодые люди в нашем возрасте… И остаются полностью уверенными в своей правоте. Разочарованность в жизни, юношеский максимализм… Все можно объяснить, и вовсе не считать эти слова верными. Почему, собственно, я должен тебе верить? Совсем не должен… И все-таки я верил…

Помню тот день как сейчас. Мы стоим у старых турников, льет дождь, вокруг – непроглядный августовский вечер. И только фонарь рядом освещает наши одинокие фигуры… Не знаю, почему мы остановились  у этих турников. Ты знаешь?.. Конечно, скорей всего, это вышло случайно и не имеет никакой потусторонний смысл. Можешь смеяться, что я придираюсь к мелочам, но сейчас, перекручивая в голове тот важный для меня разговор, мне, на самом деле, кажется важным все… Странно, что мы не стали искать укрытия, а так и остались стоять посреди тротуара, у каких-то ржавых холодных турников, под тусклым светом единственного фонаря… Может быть, мы надеялись, что этот свет нас согреет и защитит от дождя?.. А, может, мы просто знали, что нам предстоит важный разговор, и нам необходимо было видеть глаза друг друга…

Ты стояла передо мной в мокрых от дождя джинсах и кофте, с длинными распущенными волосами, которых тоже покрывали капли дождя… Когда мы подошли к фонарю, ты обернулась ко мне, весело смеясь и улыбаясь. Мы о чем-то болтали, и нам было весело. Я тоже смеялся, но меня немного смутил дождь, хотелось поскорее в укрытии, где было бы тепло и сухо… А ты, казалось бы, и не замечала дождя. Помню я тогда подумал, смотря на тебя, на твои мокрые волосы и одежду: «Надо же… Вокруг так сыро и холодно, и темно… А ты по-прежнему все та же, как будто все еще светит солнце. Как тебе это удается?..». Наверное, ты заметила мой серьезный взгляд,  поэтому спросила:

- Что-то не так?..

- Да нет-нет, все так… Просто, что-то задумался…

Почему-то тогда мне не захотелось говорить тебе о своей минутной мысли. Посчитал ли я, что ты посмеешься над моим философствованием?.. Но ведь ты сама часто любила размышлять на такие темы, и мы часто о чем-нибудь таком говорили… Нет, ты бы меня поняла, я это знал, но… Скорей всего, дело в том, что мне хотелось это понять самому. Я хотел разгадать тебя сам…

- Смотри! – вдруг ты подняла голову и указала на что-то в небе. Я поднял голову вслед за тобой. Там мерцала маленькая далекая звезда, одна в огромном небе.

- Совсем одна… Но, наверное, скоро зажгутся другие… В августе обычно ночи звездные…

- Да, наверное. Но она все равно будет одна.

- Почему? – я слегка улыбнулся, подумав, что мы так серьезно начали говорить о звездочке. Но ты оставалась серьезной и не думала смеяться.

- Потому что это нам только отсюда кажется, что они рядом… А на самом деле они все друг от друга очень-очень далеко.

- Ну… Думаю, что все равно одна звездочка видит свет другой и это ее радует, она знает, что не одна!..

Ты вздохнула и снова посмотрела на небо:

- Может быть, и видит… Но только на один миг, а потом снова отправляется в свой путь… Ведь все они куда-то движутся, и только нам кажутся остановившимися. А они ведь летят так быстро, что им некогда взглянуть друг на друга… Если только совсем на чуть-чуть, а потом – дальше…

Мне хотелось тогда улыбнуться, обратить это все в шутку, очень уж серьезно ты это говорила. И грустно… А я не хотел, чтобы ты расстраивалась, особенно, как я тогда считал сначала, из-за пустяка… Мне хотелось спросить, откуда ты это все знаешь?.. Ведь все могло быть не так, как будто ты лично была знакома со звездами… Но я не спросил и не улыбнулся. Но вскоре понял, что и не нужно быть знакомым со звездами, чтобы это понять…

- Ведь, знаешь, - ты повернулась ко мне и постаралась говорить более бодрым голосом, - и люди такие же звезды. Они так же одиноки и далеки друг от друга… Каждая маленькая звездочка – это целая планета, и каждая вращается по своей орбите, строго придерживаясь своему курсу, не замечая ничего вокруг… Но бывают моменты, когда орбиты двух планет, случайно или нет, сталкиваются… Когда они слишком близко подходят друг к другу… Тогда они летят вместе. Но только на миг. Он может показаться разным, и коротким, и вечным… Смотря в каком часовом поясе находишься, ведь пять минут на одной планете может показаться годами на другой… Но все равно это будет миг – когда будешь смотреть на это из будущего. Только миг – а потом планеты  вновь отталкиваются, разлетаются в разные стороны, и каждая снова движется по своей орбите…

Ты старалась говорить бодро, не хотела наводить грусть. Я знал это, ты никогда не любила грусть, старалась избегать ее, как только можно, не потому что очень боялась или считала слабостью, нет… Просто ты точно была уверена, что ее не нужно призывать, она придет сама и будет вести себя как долгожданная гостья. А тебе не хотелось часто принимать ее, поэтому не выдерживала ты только в редких случаях…

 И поэтому сейчас ты улыбалась, говорила тихо и спокойно. Даже смиренно. Ты просто знала, что так есть…

- Так и люди, понимаешь? Каждый движется по своей орбите, и только на миг орбиты эти сталкиваются, а потом вновь отталкиваются и разлетаются в разные стороны…

- Нет, но почему ты так говоришь?.. – не понимал я. – Не надо, это… Это не так! Иначе это выходит слишком грустно…

 - Мне было очень тяжело это принять, очень… Но это так… - ты смотрела мне прямо в глаза, и мне показалось, что понемногу твоя тихая печаль стала переходить мне, то, что ты хотела мне сказать, я начал понимать…

- Но… Но как же так?.. Зачем же тогда все остальное? Если наперед знать, что все.. напрасно…

- Почему же напрасно?

- А разве когда ты один, то все не напрасно?..

Ты отвела взгляд и снова взглянула на небо. Мы молчали. Мне начинало это не очень нравиться, я не понимал, зачем надо было заводить разговор, который все равно ни к чему хорошему, вообще, ни к какому результату, не приведет. И я уже начал придумывать новую тему, как ты вдруг задумчиво промолвила:

- Но ведь звезды все равно для чего-нибудь светят… Если даже знают, что находятся далеко друг от друга… Если бы каждая погасла, решив, что в одиночку светить напрасно, то тогда бы давно было темно…

- Так что же надо тогда светить в одиночку?.. Ради себя одного?.. Но это ведь неправильно…

- Нет, не ради себя одного…

- Ради чего же тогда?..

- …Ведь, может быть, кто-нибудь увидит твой свет.. как мы сейчас увидели свет этой звезды…

Дождь уже прекратился, а мы все стояли под фонарем, у турников и смотрели на небо. Наверное, было холодно, ведь был уже вечер, но мы ничего не замечали, поглощенные в свои мысли… Может быть, почувствовав, что атмосфера становится совсем грустной, ты повернулась ко мне и весело сказала:

- А представляешь, они тоже сейчас нас видят?

- Звезды?

- Звезды или те, кто живет на них. Наверное, мы тоже кажемся им маленькими и далекими…

- Но мы ведь вместе… То есть они тогда видят, что сейчас мы рядом, и им это не кажется…Мы на самом деле рядом…

Ты посмотрела на меня через плечо и, подняв взгляд, улыбнулась тепло и загадочно:

- Ну… Это, наверное, потому что наши орбиты соприкоснулись…
 
- И только на миг?.. – улыбнулся я.

- Да, - серьезно ответила ты.

…Ты всегда была для меня загадкой. Меня всегда преследовало ощущение, что я за тобой не успевал… Да, мы ни в чем не соревновались, не учились в одной школе, не сидели за одной партой, не интересовались одним и тем же… Мы были очень разными, чтобы нас сравнивать. И все же мне казалось, что я отставал… Не успевал за тобой в чем-то другом… В ощущение мира, что ли… Может, это звучит слишком громко, но не могу сейчас выразить это по-другому… Ты всегда все делала быстро, медлительность была не для тебя. Во всех твоих движениях была скорость, ты, как будто, летела по жизни… На самом деле, как та звездочка… Но только ты успевала все замечать. Ты умела останавливаться. Ведь мне, спокойному от природы, всегда требовалось больше времени, чтобы что-то принять, над чем-то поразмыслить… Ты никогда меня не торопила. А таких вечером, как тот, было много… Мы о многом говорили…

Ведь мы не были парой. Ты знаешь, я не был влюблен в тебя, ты не была влюблена в меня… По крайней мере, тогда нам так казалось… Мы были друзьями. Но сказать «просто» здесь тоже никак… Мы очень хорошо друг друга понимали, хоть и были очень разными. А познакомились мы совершенно случайно: каким-то чудом оказались одним летом, в одном городе, в соседних домах друг от друга… Это было только одно лето, но нам казалось, что знаем мы друг друга с малых лет…

Поэтому когда ты в тот вечер ты так уверенно произнесла «да», я ни за что не поверил.

- Нет, я с этим не согласен. Бывают же исключения… Давай, для нас будет исключение!

Ты снова обернулась ко мне, и в твоих глазах я видел, что ты так не думаешь, хотя очень и хочешь…

- Но зачем же тогда, зачем, люди встречаются, если им все равно суждено потерять друг друга?.. Если это все равно не навсегда?.. Если через какой-то миг они оттолкнуться друг от друга и разлетятся, словно два спутника, в разные стороны?..

- Ради этого мига.

- Но зачем?.. Если даже, живя среди людей, окруженный разными людьми, все равно остаешься один, то для чего тогда все это? Соприкасаться с кем-то близко…

- Можно и не соприкасаться, но тогда и свет твой никому, кроме тебя одного, не нужен будет… Можно так и лететь в темноте все свои жизни, все свои тысячи лет… Но ради одного мига… Мы уже соприкоснулись… Наши орбиты уже летят вместе, понимаешь?.. Теперь я тебя никогда не забуду… И каким коротким не был бы этот миг, он уже был, он уже есть…

- Да, в этой жизни мы все-таки одни. И как далекие звезды в бесконечном небе, каждый вращается для своей планеты… Но наши орбиты могут соприкоснуться. Пусть даже на одно мгновение… Но, может быть, для этого и нужно не терять свой свет…
Я уже соглашался с тобой, понимал, что ты права. Хотя сам раньше никогда об этом не задумывался… Да и не хотелось бы мне о таком думать… Но это было правдой. И не только потому, что это сказала ты, нет. Но, против своей воли, я чувствовал, что это так… «Одно мгновение… Когда наши орбиты сталкиваются и летят вместе… Чтобы потом в конце концов снова разлететься в разные стороны…». Я повторял, словно взвешивал каждое слово… Желая, чтобы каждое проникло глубоко в сознание, чтобы почувствовать каждое…

Помню тот вечер до мельчайших подробностей до сих пор: двое подростков, насквозь промокшие от дождя, стоят посреди тротуара у старых турников. И только слабый свет фонаря брезжит рядом… Вокруг темнота. И на земле, и в небе… И кажется, что нет больше ни единой души рядом. Но они есть друг у друга. И пусть только на один миг. Теперь я это понимаю… Понимаю все то, что ты, девочкой, хотела мне сказать! Ты была права… Следующем летом мы не увиделись, и не увиделись больше никогда. Наши орбиты соприкоснулись лишь на то одно, далекое лето… На тот далекий один миг. Но этот миг теперь всегда будет вечностью…

Ведь, обретя однажды, уже ни за что нельзя потерять…


Рецензии