71. Наследие

Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
Из Библии.

71.1 – 71.14: Просвещённый ум. – Уважение ко всему великому. – Наше единение с умершими. – Литература существует одномоментно. – Русским исключительно повезло. – Братья по духу. – Беседа с отжившими возможна. – В искусстве существует преемственность. – Великих мужей рождают Плутархи. – Бери и иди дальше. – Соревнование с писателями прошлого. – Конкуренция поколений. – Бороться с гипнозом гигантов. – Вернейшая дорога к познанию.


71.1. Просвещённый ум…

Новая литература затмевает старую; полезно по временам оглянуться назад. Лучше всего сохранишь в себе оригинальность, если не потеряешь из виду своих предшественников. Тот, кто духом не проникнет в толщу трёх тысячелетий, к темноте, как крот, привыкнет, век живя на белом свете. Истинно одарённый человек испытывает внутреннюю потребность в общении с великими предшественниками, и эта потребность свидетельствует о его высоких задатках. Иоганн Гете. // Двигаясь вперёд, сохраняй связь с опытом предшествующих поколений. Цени наследство, вклад предтеч. Алексей Окладников. // …чтобы идти вперёд, надо оглянуться назад. Давид Самойлов. // Человечество идёт в будущее со взором, обращённым в прошлое. Гульельмо Ферреро. // Итог знаний и воспоминаний, накопленных поколениями, – вот что такое наша цивилизация. Стать её гражданином можно лишь при одном условии – познакомившись с мыслями поколений, живших до нас. Андре Моруа. // Просвещённый ум, так сказать, складывается из умов всех предшествующих веков. Бернар Фонтенель. // Без традиции у художника возникает иллюзия, что он сам создаёт правила. Альбер Камю. // Работал он очень трудно и, не желая ни от кого принимать помощи, тратил уйму времени на разрешение технических проблем, разработанных ещё предшествующими поколениями. Сомерсет Моэм. // Но я глубоко уверен, что тот никогда не создаст сколько-нибудь прочных поэтических ценностей, кому недоступны (а порой и неведомы) мудрые традиции родной и всемирной культуры. Корней Чуковский. // Поэт, который не знает и не ценит тех высот искусства, которые уже достигнуты, уподобляется наивному изобретателю, который пробует изобрести вечный двигатель или заново открыть Америку. Самуил Маршак. // Тому, кто не знает всего, что сделали поэты прошлого, конечно, кажется, что он-то сам сделал очень много. Каждая мысль, каждый образ кажутся ему найденными в первый раз. Валерий Брюсов. // Если не будешь знать событий, случившихся до твоего рождения, то останешься вечно ребёнком. Цицерон. // Мы писатели. Мы опираемся на многие дальние плечи. Виктор Шкловский. // Писатель должен знать почти всё написанное до него. Чтобы никому и ничего не подражать, всегда идти по новой дороге, быть самим собой в литературе. Это очень трудно. Но без этого невозможно стать настоящим литератором. Нельзя без этого существовать в литературе. И ещё труднее удержаться в ней. Георгий Гулиа. // Пусть человек пользуется прошедшими веками, как материалом, на котором возрастает будущее. Жан Гюйо. // Пушкин горячо любил и превосходно знал всю мировую поэзию.


71.2. Уважение ко всему великому…

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности. Сюнь-Цзы. // Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим. Александр Пушкин. // Большой недостаток журналистов в том, что они говорят только о новых книгах, как будто истина всегда только в новизне. Мне кажется, что пока не прочтёшь всех старых книг, нет никаких оснований предпочитать им новые. Шарль Монтескьё. // Сначала я чуть ли не с упоением плавал в море новой и новейшей литературы и, можно сказать, захлёбывался ею. Но через некоторое время обнаружил, что в духовной области жить лишь сегодняшним днём, новым и новейшим, невыносимо и бессмысленно, что только постоянная связь с прошлым, с историей, стариной и древностью, только она даёт возможность жить духовной жизнью. Герман Гессе. // Изучая старое, узнаешь новое. Японская пословица. // Чем дальше я оглядываюсь в прошлое, тем дальше могу заглянуть в будущее. Уинстон Черчилль. // Меня влечёт старинный слог. Белла Ахмадулина. // В современной литературе нам с одинаковой притягательностью предлагается всё, что производится. Чем дальше назад, тем меньше предлагаемое: большая часть отсеяна временем; ещё дальше – ещё больше. Оттого так важны древние. Лев Толстой. // Какое мне дело до этих греков и римлян? Они умерли, а мы живы. Что они могут мне рассказать, чего бы я не знал не хуже их?.. Я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая в неё скучающий взгляд, словно удочку в реку. И так и замер, друзья мои. Ну и улов!.. Я вытягивал таких карпов, таких щук, неведомых рыб: золотых, серебряных, радужных… И они жили, плясали... А я-то считал их мёртвыми! Ромен Роллан. // Всегда чти следы прошлого. Цецилий Стаций. // Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. Александр Пушкин. // Более достойно хвалы подражание древним, а не современным. Леонардо да Винчи. // Все эти дни по вечерам читаем Софокла («Эдип», «Антигона»). И вот думаю: по сравнению с этими достижениями человеческого творчества, какими ничтожными кажутся все современные! Даже Толстой кажется мне таким маленьким. Лидия Бердяева. // Уважение к прошлому – вот черта, отделяющая образованность от дикости. Неуважение к именам, освящённым славою, первый признак невежества и слабомыслия. Александр Пушкин. // Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермеера и Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме. Сальвадор Дали. // Первое качество в артисте есть уважение ко всему великому, умение преклоняться перед истинно великим. Феликс Мендельсон. // Ибо накопление общей культуры, возможно, самая важная часть работы перед работой. Те, на кого мы сегодня смотрим снизу верх, были, как известно, настоящими энциклопедистами. Леонид Жуховицкий.


71.3. Наше единение с умершими…

Просыпаясь поутру – посмотреть на полку книг с любимыми классиками и думать, как ты мал и ничтожен, и вместо утренней физзарядки заряжаться интеллектуально, чтобы не стать добросовестной посредственностью или умственным лилипутом. Владимир Богомолов. // Если бы я был молодым, я читал бы скорее древних. Вообще следует положить левую руку на Гомера, Библию, Данте и Лоэбовскую серию, прежде чем взять авторучку в правую. Все эти авторы, на мой взгляд, намного важнее, чем наши современники, хотя бы потому, что современная литература – это следствие древней причины. Мы думаем, что раз сегодня мы присутствуем, значит, мы умнее тех, кто отсутствует. Читая древних, понимаешь, что это представление неточно. Иосиф Бродский. // Мы живём больше с мёртвыми, чем с живыми. Огюст Конт. // Умершие, но скипетроносные государи, которые до сих пор из своих могил управляют нашими умами. Самуэль Смайлс. // Лучшие советники – мёртвые. Латинская поговорка. // Человек должен употребить: первую часть своей жизни на то, чтобы беседовать с мёртвыми, вторую – на то, чтобы разговаривать с живыми, а третью – на то, чтобы беседовать с самим собой. Пьер Буаст. // Наше единение с умершими часто большее, чем с живыми. Лев Толстой. // Великое искусство всегда опирается на великих предшественников. Вячеслав Сергеечев. // В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые. Николай Гоголь. // Характерная черта: о Пушкине, Данте любом гении, большом таланте Ахматова всегда говорит так, с такими интонациями, словечками, уменьшительными именами, как будто это её хороший знакомый. Словно нет пространств и веков, словно они члены её семьи. Какая-нибудь строчка, например Данте – восхитит её: «До чего умён старик!» – или: «Молодец Пушняк!» Павел Лукницкий. // …о Мишеле Монтене писатель Андре Моруа всегда говорил как о живом человеке. // Я люблю Марию Башкирцеву с безумной болью. Она для меня также жива, как я сама. Марина Цветаева. // И, как живые, в наших разговорах Есенин, Пушкин, Лермонтов, Вийон. Николай Рубцов. // Для других он мертвец, а для нас с тобой Тютчев (как и Овидий) жив, жив настолько, насколько он был жив на самом деле. Борис Рыжий.


71.4. Литература существует одномоментно…

В нашем настоящем слишком много прошедшего. Василий Ключевский. // В отличие от жизни произведение искусства никогда не принимается как нечто само собой разумеющееся: его всегда рассматривают на фоне предтеч и предшественников. Иосиф Бродский. // Старь новизну  держит. Народное выражение. // Историческое чувство предполагает не только восприятие «прошлости» прошлого, но и его «настоящести». Историческое чувство побуждает человека писать не только от имени своего поколения, но и с ощущением, что вся европейская литература от Гомера до наших дней существует одномоментно, представляет собой единое целое. Томас Элиот. //  Те, кто жили до нас, много свершили, но ничего не завершили. Сенека. // Великий писатель создаёт своих предшественников. Он их создаёт и в какой-то мере оправдывает их существование. Чем был бы Марло без Шекспира? Хорхе Борхес. // Человеку свойственно теряться, когда он не находит способа привести себя в связь с тем, что ему предшествует, и с тем, что за ним следует. Пётр Чаадаев. // Вы, жившие на свете до меня, моя броня и кровная родня от Алигьери до Скиапарелли, спасибо вам, вы хорошо горели. Арсений Тарковский. // Я могу утверждать, что не существует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и не открывало бы логического пути для будущего развития. Каждое произведение – только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего любое изобретение было бы нежизнеспособным. Дариюс Мийо. // Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна. Лукреций. // В литературе всякий ценен не сам по себе, а лишь в своём взаимоотношении с целым. Фридрих Энгельс. // Любой литературный памятник, будучи вынут из исторического контекста, пропадает на две трети. Дмитрий Лихачёв. // Каждый всегда пребывает в диалоге со своими предшественниками; ещё больше, возможно, и сокровеннее – со своими потомками. Мартин Хайдеггер.


71.5. Русским исключительно повезло…

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Александр Пушкин. // Родиться в стране, народ которой в течение веков живёт, овеваемый духом поэзии и является наследником богатейших литературных сокровищ, доставшихся ему из прошлого, – что может быть большим счастьем для художника? Хадльдоур Лакснесс. // Русская литература!!! Какой могучий, развёрнутый, глубокоэшелонированный в веках фронт, наступающий постоянно в одном направлении – к братству, добру, свету. Разрушив первую линию, ещё не окрепшую линию, враг наткнётся на старую, ещё более могучую, удаётся повредить её – он выйдет на ещё более старую, чудовищно могучую. Валерий Гаврилов. // Именно в русской литературе историческое взаимодействие, взаимосвязи и сцепленность явлены как нигде. Великий немец Томас Манн особо указывал на «преемственную связь, объединяющую ту удивительную семью великих умов, что зовётся русской литературой». Николай Скатов. // Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. Как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Александр Пушкин. // И всё время ощущение долга. Отношение к себе как бы со стороны. Я продолжаю то, что создавали великие русские писатели, художники, музыканты. Илья Глазунов. // Следовать примеру великих мастеров прошлого – иного пути для себя в искусстве я не мыслю. Александр Шилов. // Изучение изящных памятников древности, изучение новейших теорий искусства пусть будет приготовлением художнику к священному делу изучения своей родины, пусть с этим запасом входит он в народную жизнь, в её интересы и ожидания. Александр Островский. // Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. Дмитрий Фурманов. // Удивительно, насколько русская культура богата. Национальная культура – это огромный подарок людям в России. Русским исключительно повезло в этом. Далеко не всем в мире так везло. Курт Воннегут. // Гений – завершающий штрих, шпиль на здании культуры народов или целой цивилизации. Естественно, что шпиль не может повисать в воздухе, он опирается на здание, а здание покоится на прочном в плане культуры многовековом основании. Владимир Солоухин. // Если корни уходят глубоко, то и ствол могуч. Китайская пословица.


71.6. Братья по духу…

Нынче ночью был у меня Пушкин. Узок, невелик, в тёмном, в белой рубашке. Я всё ему рассказал. О Лермонтове, о том, что Гоголь всё сделал, о Толстом, Достоевском, Некрасове, Блоке. Он держался холодно, никаких вопросов не задавал, ушёл как-то быстро. Обещал ещё зайти. Ярослав Голованов. // …тот свет достаточно обжит поэтическим воображением. Иосиф Бродский. // История литературы – это большой морг, где всякий отыскивает покойников, которых любит или с которыми состоит в родстве. Генрих Гейне. // У меня с Мусоргским сложились, наверно, «особые отношения». Я у него целую академию прошёл, человеческую, политическую и художественную. Перебирая черту за чертой характер Мусоргского, я поражаюсь, сколько в наших натурах сходного. Дмитрий Шостакович. // Мне всегда казалось, что если бы души великих усопших были обречены, как, возможность, скитаться в этом мире, то они, утомлённые ничтожеством других людей, должны были бы избрать как остров душу одного человека, чтобы отдохнуть и перевоплотиться в ней. Велимир Хлебников. // По однородности умиления, которое я чувствую, читая Андерсена и Карамзина, утверждаю, что они братья по духу. Одна звезда для меня не затмевает другой – других – всех! Да это и правильно. Зачем тогда Богу было бы создавать их – полное небо! Марина Цветаева. // Почти у каждого из писателей есть свой вдохновитель, свой добрый гений, обыкновенно тоже писатель. Константин Паустовский. // Я молод; но кипят на сердце звуки, и Байрона достигнуть я б хотел; у нас одна душа, одни и те же муки, – о, если б одинаков был удел!.. Михаил Лермонтов. // Большой писатель не подражает, но где-то на дне того или иного произведения писателя, внимательно относившегося при начале своей деятельности к кому-либо из уже ушедших писателей, всегда увидишь свет того, ушедшего. Юрий Олеша.


71.7. Беседа с отжившими возможна…

Есть несколько человек на земле, голоса которых я могу легко «услышать» – непостижимым образом они живут во мне. Стоит захотеть, и ясно – до иллюзии – их слышу. Они мне очень нужны и дороги. Василий Шукшин. // Нет, мёртвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, что тени их, незримые для глаз, в полночный час к нам ходят на свиданье. Иван Бунин. // Начатая картина долго не удавалась художнику. Не мог уловить выражение глаз вдовушки; стеснял колорит и иные технические трудности. В частности, двойное освещение от свечи и окна, из которого сочится ранний рассвет. По рассказу приятеля, Павел Федотов отнёс победу над проблемами тому, что увидел во сне своего любимого профессора Брюллова, который указал способ одолеть их. Приятеля не так поразил вид измождённого художника, сколько тот жар, с которым он утверждал, что подобные сновидения вполне возможны. Библиотека Павленкова. // Вы все, господа любители, готовы улыбаться и считать это дело мечтою расстроенного воображения. Но мы, художники, можем дойти до такого состояния духа, когда беседа с отжившими для нас более чем возможна! Павел Федотов. // Леди Хиллари Клинтон проводила воображаемые беседы с бывшей первой леди Элеонорой Рузвельт. Этому она научилась от известной писательницы и учёной Джин Хьюстон. Автор книги «Думай и богатей» проводил воображаемые беседы с «невидимыми консультантами». Наполеон Хилл выбрал девять человек, чья жизнь и деятельность произвели на него наибольшее впечатление, таких как Авраам Линкольн, Эндрю Карнеги, Генри Форд... Перед тем, как лечь спать, он закрывал глаза и представлял группу людей, сидящих с ним за столом совещаний. «Здесь я не просто имею возможность сидеть среди великих для меня людей, но я руковожу этой группой, исполняя роль председателя». Джон Кехо. // Композитор Римский-Корсаков завершил ряд произведений членов «Могучей кучки»: Модеста Мусоргского («Хованщина»), Александра Бородина («Князь Игорь», совместно с А.К.Глазуновым), а также Александра Даргомыжского («Каменный гость», совместно с Ц.А.Кюи). // Преданно любите мастеров, что предшествовали вам. Огюст Роден. // Память о великих людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие. Сенека. // Своей повестью я хотел сказать о нашей беспамятливости. Как мы помним тех, кто жил до нас, так в будущем будут помнить и нас самих. Это закон жизни. Владимир Крупин.


71.8. В искусстве существует преемственность…

Племя одно начинает расти, вымирает другое, и поколенья живущих сменяются в краткое время, в руки из рук отдавая, как в беге, светильники жизни. Лукреций. // Пласты культурных наслоений – планеты гордость и балласт, по мере смены поколений и мы войдём в такой же пласт. Игорь Губерман. // Боязнь влияния, боязнь зависимости – это боязнь – и болезнь – дикаря, но не культуры, которая вся – преемственность, вся – эхо. Иосиф Бродский. // Любая наука – это всегда сумма знаний, достигнутых многими людьми, прошлыми поколениями и современниками; это результат сложного коллективного труда. Сергей Вавилов. // В жизни человечества существует преемство мысли, тянущееся через века. Иван Сеченов. // Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов. Исаак Ньютон. // Смотри с высоких башен и будет видна дорога. Микалоюс Чюрлёнис. // Мы вечно слышим разговоры об оригинальности, но что это, собственно, такое? Мир начинает воздействовать на нас, как только мы родились, и это воздействие продолжается до нашего конца. Так что же мы можем назвать своим собственным, кроме силы, энергии, воли? Начни я перечислять, чем я обязан великим предшественникам и современникам, то от меня, право, мало что останется. Иоганн Гёте. // Никто не может о себе заявить, как пророк Амос, что говорить его учили звёзды. Ян Парандовский. // Потому что писать вообще без всякой формы нельзя. Всякий способ начала литературного произведения есть уже результат опыта тысячи людей до нас. Виктор Шкловский. // Источник всего нового есть старое. Виссарион Белинский. // Чтобы создать что-то новое, мы должны вернуться к источнику, к человечеству в его младенчестве. Поль Гоген. // Любое искусство создаётся только великими мастерами. Когда появляется истинный художник, он берёт всё то, что было постигнуто и открыто в его искусстве до него, а затем идёт дальше того, что было открыто и сделано ранее, и создаёт своё, новое. Эрнест Хемингуэй. // Чтобы сотворить нечто новое, мы пользуемся старым, добавляя к нему придуманные нами новинки. Салман Рушди. // Ростки нового всегда зарождаются внутри старого. Йохан Хейзинга. // Только приняв прошлое, изменишь его значение. Томас Элиот. // Пока существует литература, её творцы всегда будут считаться с уже сложившейся традицией и, прежде чем ставить себе собственные цели, оценят труд предшественников, выяснят, что им оттуда можно взять. Ян Парандовский. // Возжелав премудрости, соблюди заповеди. Древний завет. // Правила поэзии почерпал из сочинений г. Тредиаковского, в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову. Гавриил Державин. // О! вы, по нас идущие потомки… Василий Тредиаковский. // Многим каждый поэт бывает обязан своим предшественникам. Едва ли не три четверти своих тем, образов, выражений поэт заимствует у тех, кто писал до него. Только исключительные таланты решаются выступать на новые пути, касаться тем, не затронутых в поэзии ранее, искать ещё не использованных выражений, сравнений, образов. Валерий Брюсов. // В искусстве существует преемственность. Когда видишь большого мастера, то находишь всегда, что он умел воспользоваться достоинствами своих предшественников и именно благодаря этому сделался великим. Художники, подобные Рафаэлю, не родятся на пустом месте, они опираются на античное искусство и на всё то лучшее, что было создано до них. Если бы они не умели использовать преимущества своего времени, то о них нечего было бы и говорить. Иоганн Гете. // Все мы вышли из гоголевской шинели. Фёдор Достоевский. // Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн». Эрнест Хемингуэй.


71.9. Великих мужей рождают Плутархи…

Живая традиция культуры; именно живая, потому что латинское слово «традиция» обозначает буквальную «передачу из рук в руки». Поэтому для Бунина так важны были встречи с Львом Толстым и Чеховым, для Есенина и Георгия Иванова – с Блоком, для Хемингуэя – с Джойсом. // Покажите мне ваше достижение – и это знание даст мне мужество для моего собственного достижения. Айн Рэнд. // Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение. Оноре Бальзак. // Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск. Никколо Макиавелли. // У всякого великого писателя найдёте вы в прошедшем предшественников в том деле, которое составляет его слово, найдёте явления, которые смело можете назвать формациями его идеи. Аполлон Григорьев. // Я под впечатлением мысли, как-то пронзившей меня. Я вдруг ясно почувствовал себя продолжателем основной русской идеи, выразителями которой являются Толстой, Достоевский, Вл.Соловьёв, Чаадаев, Хомяков, Фёдоров. Основа этой идеи – человечность, вселенскость… И мысль, что я являюсь продолжателем этой русской идеи, меня глубоко радует. Вот сегодня я с какой-то особенной остротой осознал эту свою связь с основной традицией русской литературы. Николай Бердяев. // Легко следовать правильно за тем, кто правильно идёт впереди. Ян Коменский. // Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами либо как хранитель, либо как пример. Сенека. // Возьми себе в образец героя древних времён, иди за ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе! Александр Суворов. // Не знать биографий самых знаменитых людей древности – значит находиться в детском возрасте всю жизнь. Плутарх. // Если я сильный, то лишь тем, что меня воспитывал не дядя Вася у забора, а Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Это в литературе. В музыке – Чайковский, Бородин, Скрябин… В актёрском мастерстве – Шаляпин, в театре – Михаил Чехов, а не какой-то, простите меня, Тютькин. Александр Пороховщиков. // Жюль Верн – мой отец. Герберт Уэллс – мой многомудрый дядя. Эдгар Аллан По – мой кузен. Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои друзья и братья. Теперь вы знакомы с моей роднёй. После всего этого уже совершенно очевидно, что Мэри Шелли, которая написала «Франкенштейна», – моя мать. С такой родословной я мог стать только фантастом, автором самых непостижимых, умопомрачительных сказок, кем же ещё? Рей Брэдбери. // Великих мужей рождают не матери, а Плутархи. Станислав Лец. // Если бы не было Николая Васильевича Гоголя, и меня бы как писателя не было, и в этом не стыдно признаться. Венедикт Ерофеев. // Композитор Танеев родился от отца и матери, но это условно, настоящими его родителями были Чайковский и Бетховен. Ираклий Андроников. // Без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Виссарион Белинский. // Не унывай и не бери в писании за образец новых, а Пушкина и Гоголя… Лев Толстой. // Мало кто из художников интересуется своими современниками. Кто имеет кумиров в сегодняшнем дне, сам принадлежит дню вчерашнему. Айрис Мердок. // Худшее, что может случиться с маленьким человеком, – это быть сыном великого отца. Остин О’Малли.


71.10. Бери и иди дальше…

Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить – меньше ли, чем создавать. Иоганн Гёте. // Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков. Люк Вовенарг. // Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое. Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. В этом сила человечества. У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжение тысячелетий из миллиардов людей. И эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено всё посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное. Каждый человек может и должен пользоваться тем, что выработал совокупный разум человечества. Лев Толстой. // Мы должны знать изобретения наших предков. Цицерон. // Только дураки начинают с начала. Леонардо да Винчи. // Тот, кто совсем не знает древней литературы, пишет ли он прозу или стихи, даже если у него есть талант, всегда останется шаблонным писателем. В живописи именно те художники, которые учатся своему искусству на античных образцах, легче всего избегают подражания. Эдмон Гонкур. // Человек просвещённый открытиями своих отцов получил в наследие их мысли. Клод Гельвеций. // Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Бенджамин Дизраэли. // Подлинными художниками являются те, которые начинают с того места, на котором кончили их предшественники. Гюстав Курбе. // Не считай себя незваным гостем на пиру мудрецов. Займи там уготованное тебе место. И тогда, с глазу на глаз с прекрасными творениями поэтов, учёных, артистов, историков всех времён и народов, ты правильно оценишь свои способности, и твоему взору откроются новые, широкие, неведомые горизонты. Анатоль Франс. // Смело вскочи на плечи старших поколений, то, что они сделали, – только ступени. Оттуда видней! Велимир Хлебников. // Секрет искусства в том, чтобы следовать советам, которые старые мастера дают в своих произведениях, но при этом делать нечто иное, чем делали они. Эдгар Дега. // Для начала научись рисовать и писать как старые мастера. Потом сможешь писать так, как сочтёшь нужным. Сальвадор Дали. // Когда в школе учат таблицу умножения, то ученик до конца жизни запоминает, что дважды два есть четыре. Ему не разрешают писать на доске, что дважды два есть семь, не позволяют таким способом самовыражаться. Прежде чем писать в свободной манере, как душа пожелает, каждый художник обязан уметь рисовать, передавать абсолютное портретное сходство, выражать дух натуры. Но для этого нужно рисовать гипсовые модели, копировать старых мастеров, проходить точно такую же школу, которую проходили Брюллов, Иванов, Репин и другие признанные художники. Илья Глазунов. // Новое должно вырастать из старого. Павел Таранов. // Экономична мудрость бытия – всё новое в нём шьётся из старья. Уильям Шекспир. // Всё, что я делаю, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров; о вдохновении, непосредственности и темпераменте я ничего не знаю. Нужно копировать и снова копировать старых мастеров. Только когда докажешь, что ты хороший копиист, можно будет позволить тебе написать редиску с натуры. Эдгар Дега. // В любое время человек должен уметь повторить то, что делали до него. Олег Куваев.


71.11. Соревнование с писателями прошлого…

Потомки бывают умнее, чем предки, но случаи эти сравнительно редки. Рената Муха. // Что я сделал? Что мы все сделали? Мы получили в наследство замечательную русскую культуру и разменяли её на подёнки и куплеты. Борис Пастернак. // Чтобы художнику создать хорошее, следует глядеть только на самое великое. Илья Репин. // Надо всё время сравнивать то, что ты делаешь, с творениями великих мастеров, чтобы яснее понимать, сколь многого ты ещё не умеешь. Александр Шилов. // С литературой знакомятся и знакомят не через обыкновенных талантов, а через гениев, как истинных её представителей. Виссарион Белинский. // Надо было пережёвывать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века. Карл Брюллов. // Каждый человек стоит ровно столько, сколько остаётся от него жизненного опыта и продолжается в опыте следующих поколений. Дьюла Ийеш. // Те крупицы нового, которые каждый человек добывает из жизни, драгоценны, и это единственное наследство, которое остаётся после него. Каждая правдиво написанная книга – это вклад в общий фонд знаний, предоставленный в распоряжение идущему на смену писателю. Но и этот писатель, в свою очередь, должен внести определённую долю своего опыта, чтобы понять и освоить всё то, что принадлежит ему по праву наследования, – и идти дальше. Эрнест Хемингуэй. // Любой писатель – продукт творчества многих писателей. Иосиф Бродский. // В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идёт своим собственным путём. Михаил Пришвин. // Нужно вооружиться всем честолюбием мира и поставить перед собой великие образцы. В конце концов, учишься писать на великих образцах – для меня это Софокл, Достоевский… Габриель Маркес. // Какой толк писать о том, о чём уже было написано, если не надеешься написать лучше? В наше время писателю надо либо писать о том, о чём ещё не писали, или обскакать писателей прошлого в их же области. И единственный способ понять, на что ты способен, – это соревнование с писателями прошлого. Большинство живых писателей просто не существует. Их слава создана критиками, которым всегда нужен очередной гений, писатель, им всецело понятный, хвалить которого можно безошибочно. Но когда эти дутые гении умирают, от них не остаётся ничего. Для серьёзного автора единственными соперниками являются те писатели прошлого, которых он признает. Всё равно как бегун, который пытается побить собственный рекорд, а не просто соревнуется со своими соперниками в данном забеге. Иначе никогда не узнаешь, на что ты в самом деле способен. Эрнест Хемингуэй.


71.12. Конкуренция поколений…

Прошлое тесно… Пушкин – непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочая, и прочая с Парохода современности. Манифест молодых поэтов. // Каждое поколение по необходимости несправедливо к предыдущему. Стефан Цвейг. // В литературе, как и в жизни, каждый сын имеет своего отца, которого он, однако, не всегда знает или от которого он даже хотел бы отречься. В литературе, как в диких лесах Северной Америки, сыновья убивают отцов, когда те становятся стары и слабы. Генрих Гейне. // Великие не любят предтеч. Юрий Нагибин. // Шекспир обязан своим предшественникам не в большей степени, чем Христос – колодцу, из которого была взята вода, превращённая им в вино. Фридрих Геббель. // Всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов. Юрий Тынянов. // А почему не атакован Пушкин? А прочие генералы-классики? Владимир Маяковский. // Творчество – это конкуренция поколений. Андрей Коряковцев. // Плохое поколение предков хвалит. Чечено-ингушское изречение. // Хорошему из древности нужно следовать, но нужно создавать и современное хорошее. Мо-Цзы. // Хранить наследство – вовсе не значит ещё ограничиваться наследством. Владимир Ленин. // …товарищи, дайте новое искусство. Владимир Маяковский. // Никакой авторитет не должен стоять между учеником и истиной, даже авторитет самого Будды. Ученик должен открыть истину сам и только сам. Основной принцип буддизма. // Будьте сами своими светильниками. Сиддхартха Гаутама. // В литературе существует тот же обычай, что и у жителей Огненной Земли: молодые, подрастая, убивают и съедают стариков. Иван Бунин. // Своеобразная «реакция вытеснения» одного таланта другим. Такая несовместимость известна не только науке, но и искусству. Брамс не признавал Чайковского, Вагнера и Брукнера; Чайковский – Брамса и Мусоргского; Лев Толстой не признавал Шекспира… // Почтительность мне не свойственна. Её и так больше, чем нужно. Лучшая дань, какую мы можем отдать великим людям прошлого – Данте, Тициану, Шекспиру, Спинозе, – это относиться к ним не почтительно, а совсем просто, как если бы они были нашими современниками. Это лучшее, чем мы можем их отблагодарить; такая простота обращения доказывает, что они для нас – живые. Сомерсет Моэм. // Как всегда в жизни и в искусстве идёт скрытая и явная борьба поколений. Задача не в том, чтобы устоять и доказать свою правоту, а чтобы действительно произнести такое слово, которое будет интересно. Андрей Яхонтов. // Настоящий авангард строится на традиции. Алла Демидова. // Мы знаем наверняка: если мы хотим сохранить культуру, то должны продолжить её созидание. Йохан Хейзинга. // Все мы стоим друг у друга на плечах и чувствуем, как пружинят ноги тех, кто готовится, оттолкнувшись от нас, прыгнуть вверх, к невидимой, призрачной трапеции. Чем крепче мышцы, тем удачнее будет прыжок. Но в любом случае поднятые руки никогда не схватят эту летящую опору, потому что, если жизнь прожита хорошо и тебе повезло, ты – второй человек в пирамиде. Если жизнь прожита плохо, ты – третий человек, внизу; первый же всегда разбивается. Скотт Фицджеральд.


71.13. Бороться с гипнозом гигантов…

Хорошо, но очень уж длинно и нескромно. Много претензий. Антон Чехов – о Достоевском. // Читаю Гончарова и удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его «Обломов» совсем неважная штука. Сам Илья Ильич утрированная фигура, не так уж крупён, чтобы из-за него стоило писать целую книгу. А главная беда – во всём романе холод, холод, холод. Вычёркиваю Гончарова из списка моих полубогов. Антон Чехов. // Содержание пьес Шекспира есть самое низменное, пошлое миросозерцание. Нет естественности положений, нет языка действующих лиц, главное, нет чувства меры, без которого произведение не может быть художественным. Лев Толстой. // Шекспир – талантливый варвар, пьяный дикарь. Франсуа Вольтер. (XVIII век груб на выражения). // То, что эти замечания и критика малоубедительны и несправедливы – факт неоспоримый. Но неоспоримо и другое: эти нападки были внутренне необходимы им, чтобы разрушить в своём сознании извечное преклонение («нерассуждающий гипноз») перед именами. // Писатель, не знающий наследия мировой литературы, не может быть настоящим мастером своего дела. Это элементарно. Однако нельзя и утонуть в этом наследии. Наиболее распространённой бедой нашей литературы является чересчур сильное преклонение перед художниками прошлого, которые действительно были очень большими мастерами. Однако если это преклонение отражается на голосе писателя, то оно переходит уже в эпигонство, и такое вот эпигонство, не обязательно в мастерстве слова, но и в мироощущении, воспитании чувств, нередко придаёт староватый оттенок современным произведениям. Надо бороться с гипнозом гигантов; учась у них, пребывать самим собой. Иван Ефремов. // Не только мудрость веков, но и их безумие вспыхивает в нас. Быть наследником – это опасно. Фридрих Ницше. // …от Льва Толстого легко не отмахнёшься. До конца дней своих его ощущаешь возле себя, над собою. Александр Серафимович. // Молодым писателям следует читать стариков придирчиво. Достоинства – как и всё в мире нашем – подлежат исследованию наравне с недостатками. Живёт немало достоинств, слишком изношенных и подлежащих искоренению. Максим Горький. // Любовь Пушкина к искусству сказывалась и в том, что в противоположность большинству новаторов он с большим почтением относился к своим предшественникам, нисколько при этом не скрывая от себя их недостатков. Викентий Вересаев.


71.14. Вернейшая дорога к познанию…

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Френсис Бэкон. // …памятники исчезнувших умов. Уильям Давенант. // Занимайся творческою стороной твоего искусства: читай Гомера, Тита Ливия и сделай твоими собеседниками великих людей древних и средних времён. Джеймс Барри. // Стремись проводить время в приличной компании – а значит, иди в Лувр. Поль Сезанн. // Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира. Лев Толстой. // …взять из прошлого огонь, а не пепел. Жан Жорес. // Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать. Рене Декарт. // Прекрасны мысли великих мудрецов прошлого для осмысления настоящего. Евгений Ханкин. // Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль. Иоганн Гердер. // Книги – то наследие веков, в котором выразилась память человечества. Николай Шелгунов. // Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Михаил Шолохов. // Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду, предназначенный для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся. Джозеф Аддисон. // В настоящее время всякий смышлёный человек, прилежно занявшись несколько лет математикою, может узнать больше, чем знал великий Ньютон после полувековых изучений и размышлений. Томас Маколей. // Всё, что тебе требуется для достижения успеха и светлого будущего, уже записано. Тебе нужно только пойти в библиотеку. Анри Амиель. // Лучшая и вернейшая дорога к познанию состоит в том, чтобы пользоваться трудами других и усваивать себе их опыты. Лорд Кэмз. // Изучая предков, узнаём самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, как и к чему должны стремиться. Василий Ключевский. // Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Максим Горький. // Богатством прошлого и своего времени пользуется каждый стремящийся вперёд человек. Адольф Дистервег. // Мы вопрошаем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Виссарион Белинский. // Мы должны быть владетелями искусства всех времён и всех стран. Константин Паустовский. // Суть, очевидно, в том, чтобы все средства, весь опыт предыдущей литературы использовать для того, чтобы с наибольшей полнотой выразить самого себя и тем самым создать нечто новое в поэзии. Николай Рубцов. // Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Конфуций. // Ты помнил тех, далёких, но живых, ты победил косноязычье мира, и в наши дни ты поднял лиру их, хоть тяжела классическая лира! Анатолий Передреев. ///


Рецензии
Анатолий, спасибо за такой труд. Здесь собрано столько талантов и их мыслей.Можно идти с этим дальше...
С добринками.

Елена Светова   14.07.2015 16:04     Заявить о нарушении
Елена, признателен Вам за отзывы.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Анатолий Шуклецов   14.07.2015 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.