Как я работал подсобником

Прошло дня три, как я вернулся из армии. Собрав учебники по истории, литературе и русскому языку, я стал готовиться к поступлению на юридический факультет.
Был жаркий июньский день, я сидел у открытого окна, выходящего во двор дома и неистово готовился к вступительным экзаменам.  Вдруг появился отец с буханками хлеба подмышкой и принялся кормить собак. Потом окликнул младшую сестру Минаханум:
- Где Хасбулат?
Она ответила:
- Он готовиться к поступлению в институт.
- Скажи этому сукину сыну, что на поступление не получит ни копейки, у меня таких денег нет!
Меня будто облили кипятком! До вступительных экзаменов оставалось чуть более  двух месяцев.
Всю ночь под воздействием этих слов я не мог заснуть. Рано утром встал и пошел искать работу, где можно было бы подзаработать на дорогу денег.
Я не знал, куда я иду, глядел по сторонам, если видел, что строится дом, подходил  к каменщикам и предлагал себя в подсобники.
К моей радости  со второй попытки каменщики меня наняли за 10 рублей в день. В тот же день я  приступил к работе. Во время службы я  упорно  занимался тяжелой атлетикой, боевым самбо, великолепно бегал на короткие и длинные дистанции. Физические данные для подсобника у меня были отменные.
Я должен был от зари до зари обеспечивать раствором и камнями двух энергичных каменщиков, возводящих стены второго этажа дома.
Кто хоть мало-мальски знаком со спецификой этой работы, тот знает, что это неимоверно тяжкий труд. Надо было беспрерывно таскать два ведра раствора и камни по лестнице на  второй этаж, затем месить раствор.
На работу утром я уходил, не позавтракав. Около 10 часов хозяин строящегося дома угощал нас чаем. Этот шанс я использовал для того,  чтобы хоть как-то утолить голод. Со сладким чаем съедал половину буханки хлеба. Спустя 2-3 часа нас угощали обедом, я ел так сытно, чтобы не ужинать дома. Явившись после работы домой, до 22 часов я, скрипя зубами, готовился  к экзаменам. В это время я с отцом и мачехой не общался. Младшая сестра, видя бешеный ритм моей жизни, украдкой плакала.
Незаметно прошел месяц. Каменщики мне  выплатили за работу 300 рублей, поблагодарили, обняли по-отцовски и пожелали удачи. Домой с деньгами я явился как герой и сразу же стал готовился к отъезду. Свои поношенные вещи уложил  в невзрачный чемодан, попрощался с сестрой и вышел  из дома.  Отец в это время на соседней улице также строил частный дом, заметив меня, идущего с чемоданом, ничего не сказал. Соседи по улице зная, что я еду далеко учиться, крепко пожимали мне руку и благословляли. 
Накануне я долго листал пособие для поступающих, перед  глазами мелькали университеты г. Москвы, Ленинграда, Ростова, Саратова и других городов. Но как только я прочитал «Воронежский государственный университет»,  я не стал дальше перебирать   учебные заведения. Душа моя звала  меня в г. Воронеж.
От одного названия этого города веяло теплом, какой-то удивительной добротой.


Рецензии