Две жизни

Записано
со слов моей матери,
Марты Васильевны Андреевой

Недавно к моей маме обратились журналисты из Вологодской железнодорожной газеты и попросили её, как участника ВОВ и ветерана труда, написать о себе небольшую статью по случаю Дня Победы.  Мама написала заметки, мы их обсудили, записали и назвали:

ДВЕ ЖИЗНИ

     Недавно я была на приеме у лечащего врача.  «На что жалуетесь?», спрашивает она.  – «Да, ни на что не жалуюсь.  Что толку в жалобах?»  На днях у меня был юбилейный день рождения, мне исполнилось 85 лет.  Поздравляли родные и близкие, коллеги по прошлой работе, знакомые, даже Глава города Вологды неожиданно прислал мне поздравление с наилучшими пожеланиями.  Он благодарил меня за проявленное мужество в годы войны и за самоотверженный труд на благо Родины, а на конверте было написано: «Ветерану Великой Отечественной Войны Андреевой Марте Васильевне».    Получается, что меня и помнят в основном, как ветерана войны.   
     Война, как у большинства людей моего поколения, оставила во мне глубокий след, разделивший по значимости всю мою жизнь пополам, на то, что было во время войны и после нее.  Так и делю ее на две части: первая – военная, вторая – мирная.  Война – это тяжкое бремя, и тяжесть ее не только в боях, в бомбежках и длительных переходах.  Подчас труднее  терпеть голод и жажду, мерзнуть на ночевках под открытым небом осенью и зимой, мокнуть во время дождей.  На фронте никто не делает различий между мужчинами и женщинами, спрос с тех и других одинаковый, одежда, кормежка и удобства, вернее их отсутствие, одни на всех.  Война – это еще и тяжелый физический труд, и страх неожиданной смерти, да много чего еще. Тогда нас спасала молодость и бесшабашность. 
      Первая, военная моя жизнь началась в 1941 году, когда мне исполнилось 15 лет.  В то время я окончила первый курс Николаевского кораблестроительного техникума.  Уже все знали, что война будет и молодежь, как могла, готовилась к ней: мы рыли окопы во дворе техникума, ходили с противогазами, носили значки «Ворошиловский стрелок» на лацкане форменного пиджачка…  22 июня, точно, как пелось тогда в простенькой песне, вышедшей из самых народных глубин: «Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война»!  Сразу развернулась эвакуация Николаевских кораблестроительных заводов, вместе с техникой по железной дороге вывозили инженеров и рабочих.  Мы ехали на Волгу в город Горький.  Эшелоны в пути постоянно бомбили немцы, но через две недели мы все-таки добрались до места.  Мой брат и я работали в прокатном цеху в пригороде города Сормова.  Завод срочно переоборудовался под выпуск танков.
     24 января мне исполнилось 16 лет, и я по путевке райкома ВЛКСМ стала красноармейцем.  Через два с половиной месяца военной подготовки я уже умела ходить в строю, стрелять из карабина и выучилась на радиста-оператора второго класса.  Мне присвоили звание сержанта.  Работа радиста очень ответственная, особенно, когда ищешь в эфире среди сотен других сигналов нужную тебе радиостанцию, чтобы не пропустить передаваемый именно тебе сигнал.  По принятым сообщениям командир решал судьбы солдат и судьбу боя – идти в атаку, ждать помощи танкистов или авиации, а может быть, нужно направить батальон в помощь рядом воюющей части.  Если нужно, то радист передавал сообщения своего командира другому радисту, который слушал и может быть, ждал далеко, где-нибудь в пятидесяти или трехстах километрах, там, где эта информация была нужна.  Такую работу я уже вела в Горьком, где немцы каждую ночь бомбили наши заводы.  В 1942 году я служила в войсках противовоздушной обороны, защищавших Москву.  1943 год прошел в боях за Белоруссию.  В 1944 году с войсками прошла от Вильнюса до Пруссии.  Победный май 1945 года встречала в освобожденной нашими войсками Польше.
     Вот всего три случая из моей военной жизни (больше в короткой статье не уместишь).  Они - не героические, но поразившие меня тогда, неопытную в жизни и в ратном деле девчонку. 
      Помню, где-то под Смоленском подали состав с пополнением.  Выгрузился, построился и сразу пошел в бой полк, солдаты – одни восемнадцатилетние мальчишки.  К вечеру от полка осталось двенадцать человек… 
      Один раз осколок артиллерийского снаряда (смотрели, задрав головы вверх, как идет ночной бой в небе), задел мне кончик носа и врезался в ботинок на ноге...
     Однажды, немецкая двухсоткилограммовая бомба, просверлив дом, в котором мы ночевали, прошла через четыре этажа, упала в подвал и не взорвалась. 
      Всего три случая.  За одним стоят жизни почти девятисот человек, за двумя другими моя собственная жизнь и мое везение.  Кстати, ранений я тоже не получила, Бог миловал, хотя из трех с половиной лет, которые я была на войне, два чистых года, по сведениям военкомата, я находилась во фронтовых войсках, и случиться могло всякое. 
      Но даже, если вы уцелели, и у вас не осталось видимых увечий, война переворачивает всю вашу последующую жизнь, она входит в вас и остается навсегда - болью, воспоминаниями, ночными кошмарами, болезнями, другим будущим, не тем, о котором вы мечтали. Навсегда остается «водораздел» до и после, и ничего с этим не поделаешь.
      В мирной, во второй моей жизни было все просто: муж - военный, (мы все время переезжали с места на место), родила троих детей, вырастила и, как говорится, вывела их в люди.  Заочно окончила педагогическое училище, затем педагогический институт, отработала 34 года в школах страны, пройдя путь от пионерской вожатой в 1947 году до директора средней школы.  Старалась трудиться так же, как все в то время.  Последние двадцать пять лет работала в железнодорожных школах города Вологды.  Была заведующей швейной мастерской в интернате № 1 СЖД, воспитателем, старшим воспитателем, учительницей истории, директором школы № 8 СЖД. 
     Служба в Советской Армии и педагогическое образование дали мне многое: понимание общей обстановки в стране, умение найти главное в своей работе, умение твердо идти к цели и доводить дело до конца, всегда брать на себя ответственность за порученное дело и за людей.  Будучи директором школы, всегда считала нужным воспитывать у детей любовь к своей малой родине, учить их быть патриотами своей страны.  Поэтому большое место в моей работе занимала профессиональная ориентация детей на получение железнодорожных профессий в Вологодском железнодорожном техникуме и в московских вузах.  В школе были организованы группы девушек, которые в течение учебного года получали профессии кассиров, проводников, связистов.  Совместно с военруком мы закладывали в школе навыки военной подготовки.  Считаю, что именно вследствие этой работы, сейчас в нашей школе работают кадетские классы, где девушек и юношей готовят к поступлению в Череповецкое высшее училище связи.
     В 85 лет я продолжаю трудиться там, где могу - на любимой даче.  Работаю на своих четырех сотках, выращиваю овощи, ягоды, яблоки.  Все делаю сама: ремонтирую дачный домик и забор, убираю мусор, да, мало ли работы на даче!  А еще я дружу с окружающими меня людьми и всегда готова поделиться с ними своими знаниями, опытом и воспоминаниями, то есть всем, что у меня есть.

Ваша,
Марта Васильевна Андреева,
участник Великой Отечественной Войны,
бывший директор железнодорожной школы № 8, города Вологды.   

P.S.

Сейчас моей маме девяносто лет, но она по-прежнему, хоть и с палочкой,  ходит на дачу, работает там по мере сил, делает заготовки овощей и ягод на зиму, а потом раздаёт это всё соседям, друзьям и просто старым людям, которым, как она считает, живётся хуже, чем ей самой.               


Рецензии
А мама ещё жива?

Стефа Рейо   06.08.2023 17:56     Заявить о нарушении
К сожалению, мама ушла в прошлом году, когда ей исполнилось 97 лет. Причём сделала это совершенно сознательно - ей надоело быть во всём зависимой от родственников (она уже полгода была лежачей больной) и она сначала перестала принимать лекарства, потом пищу и наконец воду...
До сих пор не могу смириться с тем, что её нет в живых.

С уважением, ТА

Татьяна Александровна Андреева   07.08.2023 16:12   Заявить о нарушении
Очень сочувствую.
Я тоже долго переживала смерть своей мамы. В тот период я ненавидела всех старушек за то, что они ещё будут жить, а моей мамы скоро не станет. И плакала о том, что через совсем короткое время в этом мире перестанет звучать её имя.

Стефа Рейо   07.08.2023 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.