Рецепция макиавеллизма. Аристотелизм
«Познание начинается с удивления…
Одни живут для того, чтобы есть, а я ем для того чтобы жить…
Глупец не испытывает огорчения от скудости своего ума, подобно
тому, как пьяница не чувствует шипа, который вонзился ему в руку».
Аристотель
Но начнём от непосредственного ученика Платона – Аристотеля (384-322 до н.э.). Кому, как не ученикам быть продолжателями великих идей Учителя? И следует отметить, что Аристотель был достойнейшим среди учеников. Ибо именно его взяли Учителем - воспитателем Александра Филипповича Македонского. В своих трудах Аристотель, так же как и его учитель, Платон, никак не мог применять такое понятие, как «государство», являющееся окончательно сформировавшимся понятием в исключительно российском этносе на русском языке времён заката династии Рюриковичей (http://www.proza.ru/2012/05/29/789) и означающее «принадлежащее государю», так же, как «хозяйство» - «принадлежащее хозяину». Наличие государства в трудах Аристотеля – это заслуга переводчиков на русский. Аристотель, также как и Платон, писал на древнегреческом о Полисе - полисе, то есть о городе, но не в смысле территориального сооружения, а в смысле общественной системы, но не пределах данного территориального сооружения, но и в пределах прилегающих территорий. Аристотелю, как и Платону, было с чего списывать. Ведь со времени образования Аттики с центральной властью в Афинах прошло уже более 150-ти лет.
Вполне естественно, что, будучи прилежным учеником, Аристотель углядел разницу между существующими реалиями жизни семей горожан в Полисе и устройством из трёх сословий идеального Полиса Платона. Поэтому, надо полагать, Аристотель и подверг критике учение Платона о совершенном Полисе. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению Полиса. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи,
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству»… Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Согласно Аристотелю Полис возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами.
Отождествив гражданское общество с общественной системой - Полисом Аристотель допустил ошибку отождествления элементов системы – подсистем материализации, обеспечения, защиты, управления – с самой системой. Что вполне понятно, с учётом постулата Аристотеля, что "Важность целого превыше важности его составляющих". И прошло тысячелетие, пока этот постулат Аристотеля, с развитием философской мысли, сменился на новый постулат Галилея (1564-1642 н.э.) : "Целое объясняется свойствами его составляющих". Поэтому Аристотель был вынужден, в своё время, определить иные критерии для анализа общественных отношений в Полисе - заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей в зависимости от их имущественного положения. Что вполне понятно, так как разница в имущественном положении – это наиболее заметный признак. Аристотель и использовал этот критерий для разделения общества на различные слои и дал им соответствующие характеристики.
Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые оказываются в Полисе элементами, диаметрально противоположными друг другу. Отсюда, наилучший Полис — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те Полисы имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение в общественной жизни Полиса по сравнению с обоими крайними элементами.
Аристотель написал труды "Политика", "Законы", где создал систему законодательно - правовых актов. Аристотель определял три формы Полиса - монархическая, аристократическая и конституционная, а так же соответствующие каждой форме их извращения - тирания, олигархия и демократия. Он считал, что наилучший вариант Полиса, создается в обществе, где преобладает средний, по имущественному положению, класс. В противном случае Полис скатится или к олигархии, власти кучки богатых, или демократии, отражающей интересы городской бедноты. Но далее обе формы скатываются к тирании.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители Полиса, Аристотель различал правильные и неправильные устройства Полиса. Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал Политию ( http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/7671/Афинская ) . Аристотель ошибочно полагал, что «она встречается крайне «редко и у немногих» ( http://abzads.livejournal.com/17202.html ; http://ponjatija.ru/node/713 ). В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития, по Аристотелю, — «средняя» форма Полиса, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Полис, состоящий из средних людей, будет иметь и наилучший Полисный строй».
Аристотель подчёркивал, что главное в Полисе — гражданин. Но кто это и сколько их в Полисе? Аристотель считал и это так было, что это есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения. Оценим исторически практически современную Аристотелю социальную систему - Аттику, социальный состав которой изложен в «Происхождении…» Энгельса (http://www.proza.ru/2012/05/07/1131 ). Граждан всего 6 процентов от общего числа лиц, населявших Аттику. Из них, участвующих в суде и управлении, несущих военную службу и выполняющих жреческие функции и того меньше.
Отсюда следует, что о любом режиме можно толковать, как о наилучшем политическом строе, при соответствующем определении понятия «гражданин» – это тот, кто обладает способностью и возможностью осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.
Его теория взаимодействия естественного права и волеустановленного закона в дальнейшем становится фундаментом для развития ведущих естественноправовых доктрин в европейской философии (http://www.psyoffice.ru/6-183-estestvenoe-pravo.htm ).
Исследователи наследия Аристотеля отмечают, что концепция Аристотеля, что "власть закона, предпочтительнее власти личности" легла в основу современного правового сознания. Однако учтём, что «предпочтительнее» - это из набора пожеланий, а не из существующих реалий; там же и «современное правовое сознание», что и рядом не стояло с правоприменительной практикой (http://www.proza.ru/2012/08/11/957 ).
Следует отметить, что рассмотренные выше моменты политических воззрений Аристотеля составляют малую толику его философского наследия, породившего мощнейшие течения общемировой философской мысли, (http://reale_antiseri.academic.ru/189/аристотелизм ; http://enc-dic.com/phyantich/Aristotelizm-329/ ;
http://www.terme.ru/dictionary/1019362/word/aristotelizm ; ) имеющей наименование АРИСТОТЕЛИЗМ.
Свидетельство о публикации №215070801458