три смерти
Три смерти
Кладбище – книга судеб, библиотечная сумеречность и тишина. Дух тлена и палых листьев – как запах раскрытого фолианта. Имена, эпитафии… Вот фото доброй старушки в платочке, вот испуганно смотрит кадыкастый мужчина, вытаращил глаза, будто приставили к стенке, а вот брюнетка с распущенными волосами, обернулась через плечо, улыбается из-за листвы, будто зовет за собой…
Когда-то я писал о казанском некрополе, о монастырских захоронениях, о могиле семи девиц… Моя набожная бабка, жившая недалеко от зирата, водила меня к этой святыне. Полуистлевший штакетник, кусты сирени да кол древесный. Теперь на могиле камень, на камне имена… Семь родных сестер утопились в здешнем озере, воспротивились насильственному крещению. Озеро нынче высохло. Лишь по весне разлив: памятники торчат из воды, как остовы затонувших кораблей.
Как могли разом семь девочек принять мученическую смерть? - и никто не сробел в последнюю минуту. Существует версия, что их изнасиловали и убили стрельцы. Список имен принес неведомый старик, назвавшийся их потомком. Об этом рассказал мне гравер по имени Рафаэль. Гравер с голливудским торсом и профилем был еще и поэтом, сочинял стихи и эпитафии (книжицу неуклюжих стихов он подарил мне на память). Главный редактор журнала «Идель» Фаиз Зулькарнай, когда я поехал на кладбище собирать материал о сестрах, дал мне фотографа. Не помню его имени. Это был веселый молодой человек. Он как-то сходу сошелся с гравером. Они смеялись и шутили. Фотографировались возле святыни. Я не помню, снимался ли я. Но отчетливо помню ощущение, мне не очень нравилось это позирование на фоне.
То, что случилось потом, – ни больше, ни меньше чем мистика.
Вскоре мы привезли на это кладбище Фаиза Зулькарная, он погиб в автомобильной катастрофе. Мы возвращались с похорон с фотографом, он был потрясен этой смертью.
Через месяц не стало фотографа.
Он умер от внезапной болезни (саркома в области голени, и одновременно печень) в возрасте двадцати семи лет.
Той же осенью я пришел навестить могилу родственника. Зашел в мастерскую, спросил Рафаэля. Мне сказали, что его уже нет, «он ушел». «Могила у аллеи, тут рядом. Увидишь барельеф. Вычурный такой, – объясняли граверы. – Да, да сам себе… заранее». У меня колотилось сердце. Я поспешил и нашел аллею. В квадрате старой опалубки – еще рыхлая непроросшая земля, сбоку ввинченный в большой семейный памятник барельеф. Это был он: крутая грудь и римский профиль республиканского полководца.
Три смерти подряд совершенно здоровых и нестарых людей. Что это? Случайное совпадение? Или все же проклятье: если ислам прощает изображение человека, то на фоне святыни – никогда? Я сам – степной волжский язычник, у меня своя религия. Но тут инстинкт самосохранения сробел перед духом предков, и я насторожился, стал наблюдать за своей участью. Но прошел год, два, восемь… В конце концов во мне стала крепнуть уверенность: нет, тогда я не фотографировался.
Октябрь 2006
Свидетельство о публикации №215070802129
Айдар Сахибзадинов 25.05.2017 03:50 Заявить о нарушении