Крах миссии евреев

Евреи: историческая неудача народа-мессии

Бог создал Мир, то есть всё, что реально существует: как материальное, так и нематериальное. Однако Его Творение не завершено.
Это связано не с тем, что Он его ещё не завершил: так сказать, не успел. Причина незавершённости Творения – в самом Его Замысле.
Замысел состоит в том, что в конце Творения Бог создал человека – Венец Творения. Это особое – Богоподобное – существо, природно-сверхприродное. Человек, с одной стороны, животное (природное существо). С другой стороны, он наделён внутренней свободой и способностью к творчеству, как и сам Создатель.
Вот именно это существо и призвано завершить Творение.
Что такое «внутренняя свобода» человека (часто говорят – «свобода выбора»)? Это, в том числе, возможность – и даже необходимость - самому определять, каким ему быть.
Что такое «способность к творчеству»? Это вовсе не только способность создавать нечто вовне себя – но и способность (и необходимость) создать себя самого.
*  *  *
Итак, сейчас мы наблюдаем завершающий этап Творения. Правда, он только начался.
Суть этого этапа – в том, что активная роль от Бога перешла к людям. Таков Его Замысел.
Человек станет тем, кем его хочет видеть Бог, только тогда, когда примет Его Замысел как свой собственный и начнёт трудиться ради его воплощения.
Чего хочет Бог от нас, людей? Чтобы мы очеловечились. То есть стали не противоречивыми природно-сверхприродными существами, которые мечутся, иногда совершая человеческие поступки, но гораздо чаще – ведут себя как животные. А стали однозначно Людьми, духовными существами: образом и подобием своего Создателя.
Но каким образом может быть достигнута эта цель?
Если бы Бог создал человека – подобно животным – таким образом, чтобы у человека не было выбора, каким ему стать, а всё было бы предопределено для него изначально, от рождения, - то тогда Его Замысел потерял бы смысл. Ему ведь нужно СВОБОДНОЕ существо. А это было бы существо несвободное.
Свободное существо ДОЛЖНО САМО СЕБЯ СОЗДАТЬ. Стать СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ТВОРЦОМ.
Вот почему правильно говорят, что человек не рождается Человеком, но призван им стать при жизни. Для этого ему и даётся тот краткий срок, который мы проживаем на Земле.
Бог создал нас существами природными, т.е. - животными, но при этом со способностью стать существами совершенно иными, духовными, - если мы этого сами захотим.
*   *   *
Итак, Бог, так сказать, «отошёл в сторону» и уже не участвует в собственном Творении, в воплощении своего Замысла. Всё, что Он должен был сделать, Он уже сделал. Теперь – дело за человеком.
Однако человеку гораздо легче не становиться Человеком, что очень трудно, а идти другим путём: пытаться стать самым могущественным и самым благополучным животным. «Супершимпанзе» - так назвал такой замысел человека о самом себе русский философ В.Губин.
Легче – игнорировать Замысел нашего Творца, а сделать вид, что Его (и этого Замысла, и самого Творца) нет. И мы сами хозяева Земли и всего, что есть на ней. И наша задача – просто обустроиться на ней с наибольшим комфортом.
Это свойство человека нашему Создателю, конечно же, было изначально понятно. Он понимал, что в этом состоит главная трудность завершающего этапа Творения. Чтобы человек стал Человеком, он должен САМ ЭТОГО ЗАХОТЕТЬ, ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ.
Но как это сделать?
И вот тогда Он решил, что должен быть на Земле один какой-то народ, который будет совершенно особым. Его миссия будет состоять в том, что он должен будет показать всем остальным людям, всем прочим народам, как хорошо служить Богу, то есть – быть Людьми. Как прекрасно делать то, что Он, Бог, хочет от человека.
Этот народ должен стать примером для других народов, которые пока не понимают, в чём их призвание на Земле, и стремятся исключительно к чисто земному процветанию.
Этим избранным на особое служение народом и стал еврейский народ.
Евреев избрал на это служение, на эту миссию сам Бог.
Однако евреи СОГЛАСИЛИСЬ на это, заключив договор – Завет – с Богом. Могли и не согласиться. Но они согласились. Это было их самостоятельное решение.
С этого момента – а это было примерно 4 тысячи лет тому назад, - евреи стали совершенно особым народом, с уникальной миссией. «Царством священников и народом святым», как сказано в Торе (Библии).
*  *  *
Чтобы евреи стали такими, какими они должны были стать, они должны были быть особым образом воспитаны.
Для этого они были изгнаны из своей страны, то есть перестали заниматься государственным управлением (при котором одни люди подавляют других), войной (в языке европейских евреев-ашкеназов вообще отсутствовали слова, называющие военные действия и виды оружия, то есть даже говорить о войне эти евреи не могли, хотя все окружающие их народы непрерывно воевали друг с другом) и т.п. делами, уродующими душу человека и мешающими ему очеловечиться.
Для этого была создана особая религия и особая культура – иудаизм. Эта культура, с одной стороны, отличается беспрецедентной во всей истории человечества тенденцией к изоляции. Знаменитые 613 мицвот – заповедей – нужны были, чтобы отделить евреев от других народов. Очень высокие нравственные требования также служили целям воспитания «народа святого».
Этой же цели служило особое образование, основанное на чтении Торы и обсуждении её. Еврейская религия – единственная в истории человечества -  почти не имеет догм. Почти всё – кроме собственно существования Бога и Его завета с еврейским народом – можно было и нужно было подвергать сомнению.
Детей обучали посредством постоянных споров. Т.н. «талмуд» (это не книга, а целая библиотека, занимающая довольно большую комнату со стеллажами по всем стенам) – это и есть зафиксированные споры учёных евреев (учителей, раввинов) о смысле заповедей Торы. При этом один говорит одно, другой другое, третий третье, четвёртый – ещё что-то – и всё это записано – а что верно, непонятно. Нет догм, нет заранее заданной истины, которую можно прочесть и запомнить.
Каждый еврей должен сам, своим умом, дойти до истины, открыть её.
После разрушения 2-го Храма у евреев больше нет священников – и каждый еврей сам себе священник. От еврея требовалось установить личные отношения с Богом. Он должен был строить эти отношения сам, без посредников.
*   *   *
Итак.
Народ был изолирован от других своей особой культурой и религией, особым образом жизни. Он был освобождён от необходимости строить своё государство, тем самым – управлять им, что неизбежно означало бы угнетение одних евреев другими, тоже евреями, а также постоянно воевать. Благодаря этому евреи могли сосредоточиться на своей религиозной жизни.
Это было необходимо для воспитания народа.
*  *  *
В то же время смысл галута (изгнания – на иврите) заключается ещё и в другом. Раз миссия евреев – свидетельствовать самим своим существованием, что Бог есть и что хорошо для человека – служить ему, то лучше, удобнее для достижения этой цели – жить среди других народов.
Вот почему евреи были отправлены в изгнание и стали народом без своей земли и без своей страны, народом диаспоры.
Как видим, Замысел Бога о еврейском народе – своём особом избранном народе – это изначально предусматривал. Как нельзя быть чистым, постоянно купаясь в грязи, так невозможно было воспитать из обычного народа «Царство священников и народ святой».
Не отделившись, не изолировавшись от других, евреи не смогли бы стать такими, какими они призваны были стать.
Однако этот Замысел потерпел неудачу.
Почему?
*  *  *
Когда один человек, живущий среди других, честный и добрый, а множество других – лживые и злые, то вряд ли эти другие, посмотрев на этого одного, подумают: «Вот как хорошо быть таким честным и добрым! А станем-ка мы тоже такими!»
Чаще всего, они думают: «Ах ты, гад! Как бы убить тебя!»
Евреи, лишившись своей страны, стали беззащитными в земном смысле слова. В то же время они оказались единственным народом на Земле, который действительно, не на словах, а на самом деле, соблюдал заповеди, нравственные нормы.
То есть я не хочу сказать, что все евреи их соблюдали: это невозможно. Разумеется, среди евреев было немало безнравственных. Однако в целом как народ – евреи действительно постепенно во многих отношениях очеловечились.
И это страшно раздражало те народы, среди которых евреи жили.
Так возник антисемитизм: ненависть к евреям, гонения на евреев. Особенно в этом смысле отличились европейцы, увенчавшие многовековые гонения на евреев грандиозным геноцидом – т.н. «Холокостом» (или на иврите – Шоа), когда в середине 20 в. за несколько лет было физически уничтожено несколько миллионов европейских евреев.
В таких условиях человеку жить мучительно тяжело. И вот так у евреев возникла идея, что галут (изнание) – это НАКАЗАНИЕ за грехи. Вот мы очистимся от грехов – и нас Бог вернёт в Землю Обетованную, текущую молоком и мёдом.
Это совершенно ошибочное представление. Как мы видели, галут – не наказание. Он прямо вытекает из особой миссии евреев.
«Идите к другим народам и самой своей жизнью свидетельствуйте, что Я есть и хорошо быть в союзе со Мной», - как бы сказал евреям Бог.
Евреи не поняли Его.
Они решили, что галут – результат случайных ошибок. Когда они их исправят, то придёт Мессия (посланец Бога к евреям) и выведет их обратно в Израиль, и там они снова будут благополучными в чисто земном смысле слова.
То есть цель всё-таки виделась в земном благополучии. А служение Богу понималось – как средство для достижения этой цели.
Это первая причина краха Его Замысла о еврейском народе.
*  *  *
Изоляция евреев, их совершенно особый образ жизни, при котором они не принимали никакого участия в жизни всего остального человечества и жизнь каждого отдельного еврея имела значение исключительно и только для других евреев, но абсолютно ничего не значила для «гоев» (гой – это нееврей, причём это слово означает также «непросветлённый, тёмный человек, не знающий Бога» и имеет презрительный оттенок) привела не только к положительным последствиям ( к тому, что евреи не «пачкались» о другие народы с их животными интересами и целями, избегали многих соблазнов, благодаря чему стало возможно духовное взращивание, воспитание еврейского народа), но и к одному, очень страшному, чрезвычайно отрицательному последствию. Евреи стали эгоистами.
Никогда за всю свою жизнь я не видел таких эгоистичных людей, как евреи. Это самый эгоистичный народ на нашей планете.
Почему евреи стали эгоистами? Потому что жили ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ. Эгоист – это и есть человек, который живёт лишь для себя.
Других евреев рассматривали как расширенное Я. Гои же, фактически, не считались людьми. От них исходила угроза. С ними можно было торговать, наживаться за их счёт. Но как люди, равные евреям, они не воспринимались.
Однако эгоизм – животное качество. В чистом виде эгоизм присущ именно животным. Мы не называем животных «эгоистами» лишь потому, что они никакими другими и не могут быть и мы от них ничего иного не ждём.
То есть, став духовными в каких-то других отношениях (например, научившись все самые сложные вопросы бытия, философские, религиозные и т.п., решать самостоятельно; научившись предъявлять себе и другим высокие нравственные требования), в этом отношении евреи стали максимально бездуховными.
Это вторая причина краха Его Замысла о еврейском народе.
Наконец, результатом специфических условий жизни в галуте стало весьма одностороннее развитие евреев. Да, их интеллектуальное и нравственное развитие, в большинстве случаев, не вызывает вопросов. Однако у евреев, например, очень часто женщины - настырные, волевые, практичные, житейски сильные. Потому что все практические вопросы традиционно решали они, на них держались семьи. И это - в тяжелейших условиях существования. А мужчины - сидели над книгами. Вот почему еврейские мужчины часто сильны только в интеллектуальной сфере и в творчестве. В остальном, это слабые, неприспособленные люди, которые стремятся опереться на своих близких женщин. Я это хорошо знаю, потому что и сам был таким.
Но это совершенно неестественно и ненормально: наоборот, женщина должна опираться на своего близкого мужчину.
Конечно, все эти слабости и недостатки были очевидны для других народов, среди которых жили евреи, потому что люди обладают феноменальным мастерством в выискивании мельчайших соринок в глазе брата своего: именно для того, чтобы иметь возможность не заметить большие толстые брёвна в своём собственном глазу. Евреи казались всем бессильными и слабыми, не способными защитить себя.
Видя такие несовершенства "избранного народа", "гои" теряли к ним уважение. А как может быть привлекательным тот, кого ты не уважаешь?
*  *  *
Итак, галут, изоляция еврейского народа были нужны для воспитания. Оно в значительной мере оказалось успешным, этого нельзя не признать. Среди евреев немало замечательных, именно высокодуховных, людей. Их – в процентном отношении – так много, как не было и нет ни в одном другом народе. Это так.
Однако миссия евреев была в том, чтобы, так сказать, завлечь своей духовностью другие народы, понравиться им.
Этого евреи не сделали – и даже не стремились сделать.
Они решили, что духовными они стали ДЛЯ СЕБЯ. Чтобы Бог снова вернул их в Израиль. Чтобы снова стать благополучными и довольными.
Почему-то Бог так и не послал Мессию и не вернул Свой народ в Землю Обетованную. Религиозные евреи ждут Мессию по сей день, что дико нелепо, так как значительная часть этнических евреев уже вернулась в Израиль безо всякого Мессии – по воле США и Англии, и по мандату ООН. И по собственной инициативе, в конце концов.
На самом деле не нужно было ждать Мессию потому, что сами евреи и есть Мессия. Только посланный не к самим себе – а к другим народам.
Этого они не поняли. До сих пор.
Эгоист не может понять, как можно жить не для себя, а для кого-то другого.
*   *   *
Чтобы успешно выполнить свою миссию, евреям нужно было отказать от эгоистического мировоззрения. Признать, что их миссия – не для них самих, не исключительно для их, евреев, блага – а для всего человечества.
Мы не для самих себя должны быть преданы Богу, а для всех людей: чтобы показать им, как это хорошо. Или – для того, чтобы стать Людьми, потому что хорошо человеку, когда он вполне Человек. Или – для Бога: чтобы помочь Ему завершить Творение, сотворив самих себя.
Все эти три цели совпадают: это три стороны одного и того же процесса.
Но – ждать за преданность Ему особой награды, в виде ли водворения обратно в Святую Землю, или пришествия Мессии, или чего-то ещё – это ошибка.
Награда человеку, живущему по-человечески, уже дана: она в том, что он ощущает себя Человеком, Высшим Существом, в каком-то смысле равным Богу. Она – в тех духовных возможностях, которые ему этим даются. Она – в ощущении единства с Богом, и тем самым – преодолении смерти, потому что Земля – материнская утроба, где созревает – в отличие от утробы матери – не тело, но душа – и если душа созрела, то она потом рождается для какой-то иной жизни, о которой здесь, на Земле, мы ничего не можем знать, как не может ничего знать ребёнок в утробе матери о нашей, земной, жизни.
То, что мы называем «смертью», действительно может быть смертью, то есть – уничтожением, исчезновением навсегда того, кто раньше был – и теперь его больше нет. Нигде нет.
Но смерть – это смерть – только тогда, когда душа НЕДОРАЗВИТА. Это будет выкидыш.
Дети тоже иногда рождаются физиологически незрелыми до такой степени, что не могут жить в нашем мире – и умирают.
Так и незрелая душа – не может родиться, не может жить в том мире, куда нам предстоит уйти из этого мира. И это будет и в самом деле смерть.
Но не все же люди такие.
А «смерть» зрелого, духовно развитого, человека – это на самом деле РОЖДЕНИЕ.
Как и рождение ребёнка – это переход из одного мира в другой.
Вот это и есть награда.
Другой ожидать бессмысленно, потому что больше этой награды ничего не может быть.
*  *  *
Итак, в галуте евреи ничего не дали другим народам, потому что и не стремились ничего им дать.
Но вот галут кончился. Сейчас у евреев, с одной стороны, есть своя страна – Израиль. С другой стороны, евреи во всех странах живут уже не своей особой, изолированной, еврейской жизнью – а точно так же, как и другие народы.
В результате евреи полностью утратили свою культуру, свои ценности – и «ассимилировались» (или «абсорбировались», как говорят в Израиле, где есть Министерство Абсорбции. Можно уточнить: «абсорбция» - химический термин, означает «поглощение одного вещества другим, при котором поглощаемое перестаёт существовать как самостоятельная сущность). То есть – перестали быть евреями. Потому что народ – это общность людей, объединённых одной культурой. Её больше нет.
Есть американцы, французы, израильтяне (новый народ, очень похожий на американцев) и пр. – еврейского происхождения.
То есть – еврейский вопрос удалось-таки решить окончательно.
Уточню: т.н. «Холокост» - не немецкий только, а общеевропейский, общехристианский проект. Евреев не пускала к себе ни одна страна, включая и США, хотя было прекрасно известно, что делает с евреями Гитлер.
Гитлер – лишь исполнитель, а заказчик – вся Евроатлантическая цивилизация.
Но уничтожить всех евреев не удалось.
И тогда их очень легко соблазнили, и они САМИ отказались быть евреями.
То есть окончательно решили еврейский вопрос сами евреи.
Окончательное утопление утопающих – дело рук самих утопающих.
*   *   *
Итак, в настоящее время можно констатировать, что еврейского народа больше не существует и миссию свою он не выполнил. Хотя при этом добился немалых успехов в своём развитии, интеллектуальном и отчасти – духовном.
Никого евреи не убедили, не «соблазнили» - и состояние, духовное и нравственное, человечества сейчас не только не лучше, чем было 4 тысячи лет назад, а даже хуже.
Это и есть результат. Замысел потерпел крах.
*   *   *
Означает ли это, что Бог может ошибаться?
Да, конечно.
Бог – это личность. Более того, это творческая личность. Не может творческая личность, которая идёт неизведанными путями, создавая прежде не бывшее, никогда не ошибаться.
Утверждение, что Бог не совершает ошибок, - проявление рабства. И просто глупость.
Бог – действительно невероятно, непостижимо для человека могущественное, обладающее огромным творческим потенциалом существо.
Но он ошибается.
Он ошибся, создав динозавров, и от них пришлось отказаться. Он ошибся, создав неандертальцев, и от них пришлось отказаться.
И в данном случае он также совершил целый ряд довольно грубых ошибок.
Во-первых, для меня как педагога совершенно очевидно то, что один народ не может быть примером для других народов, как не может и отдельный человек быть примером для всех остальных людей. Это очень наивно.
Люди, безусловно, обладают способностью влиять друг на друга, однако наивно надеяться, что кто-то один может повлиять сразу на всех.
Наивно было думать, что, живя в чудовищных условиях постоянных преследований, люди, земные существа, не будут мечтать об их прекращении, о том, чтобы жить «как все».
Наивно было думать, что изоляция есть только положительный фактор – и не несёт с собой ничего отрицательного.
Этот Замысел был обречён изначально.
И я пишу это слово с большой буквы не потому, что считаю его таким замечательным, а только потому, что этого требуют правила русской грамматики. Бог – один. А все единичные существительные должны писаться с большой буквы. И Замысел его – единственный, уникальный.
Но он был неудачным.
Если Бог ошибается, то, может быть, Он и учится на своих ошибках?
Да, именно так.
*   *   *
Чему же его научил крах Его Замысла относительно еврейского народа и его особой миссии?
Я не знаю.
Могу предположить. Например, возможно, тому, что вместо искусственного взращивания «царства священников» из одного народа лучше пойти по пути увеличения числа высокодуховных людей У ВСЕХ НАРОДОВ или, по крайней мере, их большинства.
Правда, это – не Его задача. Не Бога. Это – наша задача. Задача людей.
Так что, весьма вероятно, его эта неудача научила ещё и быть последовательным – и не вмешиваться. Никогда.
Раз Замысел должны завершить мы – то за нами и дело стало.
А тут всё-таки работали именно Его задумки. Увы, неудачные.
Замысел о евреях был ещё потому обречён на неудачу, что это был не человеческий, а именно Его замысел.
Это тоже было ошибкой.
*  *  *
Один мой знакомый как-то сказал мне, что путь развития человечества напоминает ему знаменитую Потёмкинскую лестницу в Одессе, в которой 200 ступеней. Мы сейчас – примерно на 4-5 ступеньке. И не очень торопимся подняться на следующую. Всё больше – топчемся на месте, стараясь обустроиться именно на этой самой ступеньке. Как будто собираемся тут остаться навсегда. Странное поведение!
На самом деле настоящая человеческая жизнь людей начнётся тогда, когда они поднимутся на самый верх лестницы – по всем 200 ступенькам – и «выйдут в город».
Правда, это будет, наверняка, не через 4 тысячи лет, а побольше. Если будет.
Потому что это тоже – наша задача. И, разумеется, не предопределено, решим мы её или нет. Может быть, и нет.
Задача-то трудная, очень трудная.
Но если решим – вот тогда всё и начнётся. Тогда люди станут Людьми – и только тогда они будут жить на Земле по-настоящему.
*   *   *
Джулиано Хаксли как-то сказал, что жизнь людей будущего, по его мнению, будет отличаться от нашей жизни так же сильно, как наша отличается от образа жизни синантропа. Думаю, он прав.
Да, с евреями – не получилось.
Но это ничего не значит.
Замысел Бога о человеке остаётся.
Человек (с большой буквы) – это, собственно, и есть Его Замысел. Изначально он существует именно как задумка, как замысел.
Тот, кого мы называем «человеком» (любой представитель биологического вида Homo Sapiens), - лишь своего рода «заготовка», из которой возможно сделать Человека.
Но самое интересное, что сделать из этой заготовки Человека должна… САМА ЖЕ ЭТА ЗАГОТОВКА!
Вот такой у Него Замысел. Оригинальный, нельзя не признать.
Это трудно.
Но именно ради этого мы и живём на Земле.
Да, пока не получается.
Но цель – остаётся.


Рецензии