Калейдоскоп Спектр Сероватый Фильм Пассажиропоток
Заметки на коленке о фильме «Пассажиропоток» / A passenger stream (2014, 30 мин., реж. Анна Драницына, Россия) показанном на Российском фестивале антропологических фильмов, 2015 год, г.Екатеринбург
Никогда, слышите, никогда не уезжайте жить в большой город!
Особенно с метро!
Купите себе резиновые сапоги, шапку-ушанку из кролика, ходите пешком в мороз на работу за три километра, только не уезжайте из маленьких родных городков!
На этом, вообще-то, можно бы и закончить, но уж слишком богатая палитра серого цвета в этом фильме!
Люди – шестеренки. Стена Пинк Флойд:
We don't need no education.
We don't need no thought control…
Hey! Teachers! Leave them kids alone!
(Нам не нужно никакого образования
Нам не нужен мыслей контроль…
Эй! Учитель! Оставь детей в покое!)
Ответственный обслуживающий персонал. Властитель не дум человеческих, а эскалатора! Демиург. Каждый час он лично отвечает за перемещение 28 тысяч человек по конвейеру. Наверное, иначе не выжить в этом райке шестеренок – только представлять себя властителем маленькой вселенной.
Сон про эскалатор без ступеней… «Ролики, ролики на меня катятся, преследуют!» Это что, человек уже зомби, или он еще способен пофилософствовать? Чаю попить с баранками?
Каменные джунгли.
Жить в большом городе и иметь человеческие чувства вредно для жизни. Антропология как отрава рассеяна в серой дымке подземки. Сел в вагон – перед тобой – живое кино, непридуманное. Сиди, анализируй. Или не смотри. Не думай. Не сопереживай худой желтой бабушке, честно продающей старые сокровища – плетеных уточек на счастье, вязаные слабыми руками коврики. Свобода выбора. Глаза только отключи. И душу. Сходи в Икею. Там тоже коврики. Ручные. Без напоминания о нищей старушке.
Лего. Лего из людей.
И да, кстати, кто-нибудь озаботился провести интернет-опрос, зачем нужны эти загадочные тетечки в стеклянных будках перед эскалатором?
По меткому выражению гуру российской антропологии г-на Губогло, постмодернистский экзистенциальный протест в России сейчас происходит в виде повсеместной карнавализации. Народ стосковался по празднику, заплутал в пятидесяти оттенках ярко-сероватого. Отсюда и наивные нелепые клоуны Онижедети, и стихийный танец по вагону. А что? Жизнь идет, в подземелье тоже хотят радости и света. Бунт радости.
Выйти из сферы коллективного обыденного сознания, просто ради иллюзии, сказки, городского фарса. Мифа о свободе.
Подсчитали – человек в мегаполисе проводит год жизни в метро. А по фильму ощущение, что человек живет именно в метро, а наверх выбегает на подзарядку.
Спит в метро. Ест в метро. Плачет или выслушивает случайного соседа. Завидует. Хочет познакомиться и не может. Страдает…
И даже свой секс у турникета. Теперь мне, антропологу, не владеющему представлениями об основных пространственно-ситуативных континиумах урбанистической среды мегаполиса, стало понятно, откуда в большом городе может быть столько геев. Это ж половина мужиков турникет этим местом отирает! Он так за весь день столько наоткрывается, что из метро и выходить не захочет.
Жизнь в дымке. Стильный серо-фиолетовый. Серо-розовый. Мертвецкий серо-сероватый. Серо-железный.
Крошечные кассирши смотрят из окошечек музыкальной табакерки на нас, а мы на них: А вот, почтеннейшая публика, извольте посмотреть! Здравствуйте, господа разные, дельные и праздные, и трезвые, и пьяные, и скромные, и рьяные, и молодые, и старые, и полные, и сухопарые! - Балаганный раек в преисподней.
Эпизод с очисткой рельсового пути от хлама:"Чей туфля?" И невольно сразу задаешь себе вопрос – поскольку уже всему веришь в этой серой фантасмагории – а где остальное? Это что - все, что осталось от милой девочки?
Всё.
Никогда, слышите, никогда не уезжайте жить в большой город!
Особенно с метро!
С уважением ко всем, возрождающийся кинокритик, антрополог и этнопедагог, педагог высшей категории Логунова Елена Валентиновна, Тюменский государственный университет.
Свидетельство о публикации №215070800590
Анна Дикая 27.07.2015 08:19 Заявить о нарушении
Логунова Елена 24.08.2015 18:24 Заявить о нарушении