Космопорт Плесецк. Глава пятая. Архангельск

Космопорт Плесецк. Глава пятая. Архангельск.

До Архангельска рукой подать, какие-то четыре часа, Но, гулять, так гулять, беру место в мягком вагоне. Все равно оплатят.
Где-то под вечер сажусь в мягкий вагон ростовского поезда дальнего следования. Мягким он называется по недоразумению, жесткий он, как и все прочие. Зато купе на двоих, чисто, тихо, вежливые, предупредительные проводники. Мой спутник не старый мужчина южного вида, скорее всего армянин. Коротенький, пухленький, синенькие от от вчерашней щетины щечки, торчат в стороны, легкая плешь, яркая улыбка на двадцать четыре зуба, дружески протянутая рука. "Здравствуй, дорогой, совсем скучно еду!" Маленькая рука неожиданно теплая и сильная.
-Микаэл, Миша, значит. Пить будешь?
На столике трясется початая бутылка без этикетки и стоит открытая литровая банка красной икры. У меня ничего нет, чтобы ответить взаимностью и я отказываюсь.
-Зря, зря, дорогой, хороший коньяк! А закусь!
Я не сомневаюсь в качестве коньяка и закуси. Но, кроме икры, на столе ничего нет и , вообще пить в трясущемся вагоне не хочется. Он без смущения плеснул себе в стакан из бутылки коричневую жидкость и с аппетитом выпил, Затем столовой ложкой набрал икру и отправил её в рот. Вторая ложка не просматривалась и я подумал, что в лучшем случае, мне пришлось бы пользоваться его ложкой. Перспектива не впечатляла. Микаэл продолжал.
"-Я в Ростове работаю директором Центрального гастронома. Ты понимашь, что это значит в наше время?"
Время было такое, что за мясом и колбасой ездили в Москву. Поэтому я с сомнением посмотрел на Микаэла и решил, что максимум он тянет на снабженца. Но спросил:"И куда же ты едешь?" Он обрадовался вопросу и увлеченно стал рассказывать о своих связях в пределах Союза. В Архангельске огромный рыбокомбинат, где его уже ждала партия рыбных деликатесов. Я подумал, что врет, как он будет их вывозить?
Он продолжал:"Ко мне приходят все. Вот третьего дня был Секретарь обкома. Миша, говорит, срочно надо пять килограмм мяса на шашлыки!" Боже мой, какие шашлыки в ноябре месяце? Но я промолчал. "У меня всегда есть мясо. Говядину нв Украине покупаю, баранину на Кавказе. Проще всего у меня со свининой. Брат у меня на мясокомбинате под Адлером работает." Я усмехаюсь. не слишком вежливо. "Ну, и что мясокомбинат свинину производит?" Он уже смеётся во всю:"Нет, дорогой, брат мой свинину производит. И комбинату продаёт и мне достаётся."
Он рассказывает удивительную историю. У его брата договор с комбинатом. Ему за бесценок отдают отбросы производства и вся семья варит котлами пойло и выкармливает десятки свиней для комбината. Я начинаю его уважать. Времена то советские, того и гляди спекуляцию пришьют. Он продолжает:" Конечно, приходится крутиться, то сё, взятки давать." Все так просто и спокойно, взятки.
"Вот и сажусь я в сочинский поезд..." Что-то мне режет слух. Ах, да, сочинский! Спрашиваю его. Он опять смеётся. "Интересная история"- говорит. Да этот человек набит интересными историями! "Еду -говорит- один, вот в таком купе, часов одинадцать проводник приводит безбилетника. Так уважительно, товарищ майор, пожалуйста, только постель не разбирайте. Что за черт, это почему же? А этот майор в гражданке поясняет. Я, говорит, работник линейного отделения милиции. Был тут в местной командировке. Следующая станция моя. А там перегоны длинные, может это часа два. Ну, мы с ним выпили, из этой банки закусили, потрындели за жизнь. Дал ему свой телефон в Ростове, ручку дал записать. А ручка у меня с голой бабой. Стриптиз. И пошел спать. Ночью просыпаюсь, его нет. Гляжу, нет моей ручки на столе. Что ручка, ерунда, у меня другие подозрения. Деньги у меня крупные с собой всегда. От того и стараюсь в мягких ездить. Хвать за пиджак, вроде на месте. На всякий случай решил пересчитать. А он, б..ь, вытащил из 10 тысячной пачки около тысячи рублей. И без боязни. Решил, что даже если увижу, то не рискну против милиции. Кстати и икры вынул часть. Но не на такого нарвался. Я выхожу на следующей станции и заявление в линейное отделение милиции. Брать не хотят. Я звоню в Ростов с их телефона своим милицейским друзьям, побоялись, дали позвонить, и завели дело. Этот начальник мне и говорит, что если ты, падло, врешь, убьем. Но я не из пугливых. Сели с сопрвождающим на встречный и вернулись к утру на его станцию. И тут же в отделение. Ну, думаю, если их предупредили, то дохлое дело. Но нет. Тот же выпендреж, да мы тебя, да если что.. Наконец отправились к нему домой. Он в доме один, спит. На столе моя ручка и икра в вощенной бумаге. А в боковом кармане пиджака мои деньги. Мне все вернули и на поезд этот посадили, а его, видел, волокли в отделение и, по моему, лупили"
История показалась мне фантастической, но что не бывает на просторах Родины чудесной? На прощанье я все же решаюсь спросить:"Слушай, Микаэл, а как же все таки ты доставляешь продукты?" Он торжествует, это его звездный час:" А у меня есть личный авторефрижератор. Как договорюсь, мой водитель тут же и приезжает!" Все понятно, зачем ему лично трястись тысячи километров в фургоне! Наверное, не врет.
Часам к двенадцати ночи прибываем в Архангельск. Тепло прощаюсь с Микаэлом. Он мне нравится.
Погода опять испортилась. Ураганный ветер и пронизывающий холод.
Архангельский вокзал деликатное строение в два этажа, современное, стекло, металл, немного бетона. Красиво, просторно. Иду в кассу аэрофлота. Ни на Киев, ни на Москву билетов нет и не предвидится. Зато есть билеты на Москву поездом. Покупаю билет в купированный вагон и иду в зал. Кресла удобные для сидения но лежать невозможно. Народу много, дети, все располагаются на полу,  на мешках и баулах. Путешествуя по России, я всегда удивляюсь, куда это их, сердешных, несет да еще с детьми и скарбом? Нахожу свободное кресло и собираюсь покемарить. Слово такое, означает ни спать, ни бодоствовать, дремать. Не успеваю закрыть глаза раздаётся гитарный перебор и несколько аккордов. Играет профессионал. Очи черные, Бессаме мучо. Затем идет грандиозное представление латино американских мелодий. Многих я раньше не слышал. Играет молодой парень, почти пацан. Вид уголовника, только что выпущеного из тюрьмы. Несмотря на север и мороз, а он только что пришел, он полураздет, без шапки в драном пиджаке с поднятым воротником, прихваченным у горла булавкой. Буйные курчавые волосы, вывернутые пунцовые губы, широкий приплюснутый нос, серый цвет лица. Глаз не видно, они целиком сосредоточены на струнах, по которым носятся беспокойные, длинные пальцы. Собралась приличная толпа, а люди все прибывали и прибывали. Через толпу с трудом протискивается милицейский старшина. Граждне расходитесь, держите ваши чемоданы. "А ты- он обращается к парню- пошли со мной". Теперь я увидел его глаза, черные, чуть раскосые, ненавидящие. Он без единого слова заворачиват гитару в невообразимую тряпку и они уходят. Настроение испорчено, спать негде и до поезда еще далеко. Иду в ресторан. Народу немного, в основном полуночники, желающие выпить. За столиком капитан с лётными крылышками на погонах, почти спит. "Можно? -я обращаюсь к нему - У вас свободно?" Капитан какое-то время смотрит на меня, как будто стараясь вспомнить, где он находится, затем очень дружелюбно говорит: "Да, да, пожалуйста присаживайтесь!" Пока я делаю заказ, он изучающе смотрит на меня затем неожиданно спрашивает:"Вот ты откуда?"
-Из Киева я.
-А что здесь делаешь?
Рассказываю про свои приключения. Он горестно качает головой, затем неожиданно спрашивает: "У тебя там что, квартира, семья?" Меня удивляет вопрос. Мне кажется, что если есть семья, то про квартиру можно не спрашивать. Но я, как обычно, ошибаюсь. "Да, квартира кооперативная, жена, двое детей." Услышав про кооперативную квартиру, он оживляется и начинает выяснять подробности. Планировка, стоимость, этажность. Наконец мне это надоедает и я задаю вопрс:"Слушай, капитан, тебя как звать?" "Владимир." "А меня Александр. Так вот, Володя, зачем тебе это надо знать?" "Да, черт побери, я ж строю кооперативную квартиру на массиве. У вас сколько квадратный метр стоил?" Я сказал. "Вот видишь, а у нас вдвое лороже. Изначально. А потом, как начали строить, то уже цена два раза поднималась.. Понимаешь, болото здесь. Сваи забивают, а они тонут и тонут." Я был удивлен, узнав, что в Архангельске вообще существует кооперативное строительство, тем более такое дорогое. "Кто ж строится?" "По разному. Много сельских. Ты не думай, что север. У них хозяйства, скот, парники, богатейшие люди. Так они и в городе квартиру хотят иметь. Вон майор, мой начальник, дочку замуж выдает." Я был удивлен. "Он что, хочет её на постоянно здесь поселить?" "Не знаю, что он хочет, ему скоро на пенсию идти, похоже, что он не против остаться здесь." Мы помолчали. Ну, а ты что? Сам то откуда?" "Из Тамбовской области я. Ехать некуда. Там в селе дом, так брат и две сестры никак его не поделят. Чо мне в этом гадючнике делать?" "А сейчас где живешь?" Он совсем помрачнел. "Жена у меня местная. У нее частный дом. И мы с ней в контрах, разводимся." "Ну, и чего не поделили?" "Все не поделили!" Он почти кричал. Лицо его покраснело, курносый нос покрылся испариной. "Сука она, сука!" Я уже жалел, что задавал ему вопросы. "Он внезапно успокоился и почти равнодушно сказал:" Молодой был, а она тут буфетчицей работала. Взял её с ребенком. Хорошая девочка, как дочка мне. Она еще одну дочку родила. А потом все пошло наперекосяк. Ростом, видишь ли я не вышел и зарабатываю мало. Я ведь в аэродромной команде а ей летуна подавай. Они герои, вояки. Вот и строю квартиру." "А она что? Может наладится, а квартиру дочке отдашь." Он на какое-то мгновение задумался и сказал: "Когда жизнь проклятая, то ничего не наладится!"  Дело шло к утру, надо было собираться я грустно попрощался с капитаном и пошел к поезду. Мне до слез было его жалко но чем я мог ему помочь?
В купе я ехал один. Спрашиваю проводника:"Это что, до Москвы так ехать будем?" Он рассмеялся:"Ты что, все билеты до Москвы в Плесецк продали, счас набьются выше крыши." И вот Плесецкая, такая родная. И в купе входит...Кто бы аы думали? Ну, конечно он, мой любимый напарник, Юрочка. Он,как всегда, оптимист и шутник:"Саня, специально тебя ждал, чтобы вместе приехать!"


Рецензии
Воодушевлённо прочитала пять глав про космодром, и… : «Саня, а дальше…?» Рассказчик ты хороший, было интересно. Физиономии и характеры человеческие (плюс погодные финтиклюшки) шикарно описываешь, колоритные образы так и встают перед глазами… В голосе рассказчика чувствуется задор… Как говорится, жизнь везде по-своему хороша :). Народ приспосабливается как может.

Ирина Петал   13.06.2016 14:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.