Этнопедагогика и неоязычество современные проблемы

Доклад «Неоязыческие объединения г.Тюмени»
14.05.15 Круглый стол «Современный экстремизм: вопросы теории и практики», состоявшийся  в Тюменском государственном университете

Здравствуйте! В период с 2005 по 2011годы я являлась руководителем объединения молодых семей Дворянский клуб, которое  не далее как вчера на административном совещании было названо «национал-патриотическим».
 На основании чего сделан подобный вывод, сказать сложно, так как на странице Дворянский клуб в социальной сети ВКонтакте любой желающий может увидеть материалы по разделам этнография, антропология, культурология, история повседневностей.
 Основной состав данного объединения  - молодые семьи, которые изучали вопросы обустройства жилых усадеб, садов и лесополос на наделах земли в 1 гектар, уже давно разъехались по своим участкам, построились и родили – первого, второго а кто и третьего ребенка.  Последующие группы молодежи, пришедшие ко мне как к педагогу на занятия, совсем не одобрили идею переезда в фермерские хозяйства и предпочли организоваться в молодежное объединение «Творческая мастерская этнопедагогики»,  первый выпуск которого уже 2 года как самостоятельно, без моего участия реализует ряд творческих проектов.
Группа Вконтакте выполняет роль информационного ресурса.
Непонятно поэтому,  почему некоторые специалисты в оценке современных социокультурных реалий используют как устаревшие данные, так и устаревшую политическую терминологию, вводя в заблуждение и работников силовых структур, и истинных нац-патриотов, которые сильно недовольны моим полным несоответствием их высочайшим требованиям.

Хотя, может быть, это вызвано общим недопониманием сегодняшней ситуации, когда во всем мире, не только в России и в сопредельных государствах происходит бурный процесс поиска, формирования этнической идентификации. 
Этническая идентификация как психологический процесс носит сложный, многокомпонентный характер, образует много типов.
Как, например, на основе карт обследования участников объединения «Творческая мастерская этнопедгогики» мы совместно выявили наличие множественной идентификации. Причем критерии по  самоопределению респондентов довольно любопытны. Так, Иван, когда продает квартиру – представляется русским, а когда  продает  доставленную с Ямала оптовую партию оленины – то он коми-зырянин.

В идеале этническая самоидентификация, по оценкам большого числа исследователей, должна проходить не менее чем в три этапа и формирование позитивной этнической идентификации требует аутентичной, естественной этнографической среды. Вне этнографически и исторически достоверного контекста уже начинается мифотворчество.

Также надо отметить, что в условиях постмодерна наметилась тенденция фундаментализации морали, когда тенденция  постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции вызвало реакцию на этот процесс  - усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

При этом нельзя не упомянуть, что уже во ФГОС второго поколения была поставлена задача формирования самоидентификации младших школьников и как ее составляющей – этнической идентификации. Но как это делать, по каким учебным планам, точных рекомендаций нет, и сейчас как раз идет осмысление, оценка опыта работы различных этнопедагогов в системе общего и дополнительного образования.

И как выяснилось  в результате бесед и конференций на различных фольклорных фестивалях,  этнопедагоги, этнографы, фольклористы повсеместно сталкиваются с острейшей проблемой усиления идей неоязычества среди молодежи. Можно даже сказать, что многие признают это зоной своего профессионального риска.

 С трудом привлекаешь ребенка, воспитываешь его, качественно обучаешь фольклору, а при беседе с родителями выявляется, что его отец, или очень влиятельный знакомый  – родновер, например. И дома у них целая библиотека изданий соответствующего содержания.  Мальчик подрастает и отец радостно начинает его везде возить с собой по неоязыческим мероприятиям – поскольку тот много знает, умеет костюм носить, поет. И подросток потерян. А женщина-педагог никогда ему не заменит восторженного признания со стороны мужского круга – родноверов, инглингов, казаков-язычников и прочего разнообразия.

Тем более что глубокое постижение этнической культуры требует труда, критического мышления, работы с достоверными источниками, многократных репетиций выступлений.

В неоязычестве процесс  массовой самоидентификации происходит на основе мифов горожан, работников «пера и бумаги»,  о мифах неких воинствующих славян - Славяно-арийских ведах или фальсификате сер.19 века так называемой «Велесовой книге» ( общий тираж этих изданий уже превысил 2 млн экземпляров).
 Неких загадочных знаний, которые достаточно «ведать», или художественной литературы типа произведений Михаила Задорнова, Марии Семеновой или Сергея Алексеева.

 Главный образ для самоидентификации у мужчин – голубоглазый богатырь в кольчужном оголовье на русых кудрях и кольчуге 1 к 6 на голой  волосатой груди или вышитой льняной рубахе. ( И тут все реконструкторы  дружно начинают хихикать). Для девушек – сексуально распущенные русые волосы и белая обтягивающая длинная рубаха с разрезами до бедра. Да, и павловопосадский платочек.  Раньше девки так даже в баню не ходили, поскольку такой одежды и не нашивали. Правда, в последние 5 лет уровень этнографических представлений неоязычников повысился в связи с увеличением доступности интернета. Также как и количество сторонников неоязычества.

Даже при общем ознакомлении поражают цифры количества групп и сайтов неоязыческого характера. Наиболее основательные объединения создают свой цикл обрядов, праздников, активно вовлекая в это детей. Так, например, пресловутый обряд – херославие.  Празднование Масленицы с факельным шествием. Надо обратить при этом внимание на основных организаторов – как правило, мужчины старше 40 лет.

В Тюмени  такого уровня еще не достигли, но работа идет. В областном центре можно выявить такие объединения, как: «Русский образ», группа инглингов – учеников из Академии  духовного развития, г.Омск, «Академия семейного благополучия» - руководителем является  член Общественной палаты Тюменской  области,  мать 5 детей, Заватская Марина, «Мастерская природного голоса», «Клуб «Славяночка» Татьяны Долгушиной, а также Школа Бабы Яги Раисы Поповой – вторая по России. Первая -  в С.-Петербурге. Руководители этой школы за умеренную плату научат любого летать на метле. Даже детей. Данное событие обязательно для мероприятия «Цветок папоротника», проводимого «Академией семейного благополучия» при поддержке городских националистов, что отражено в группе ВКонтакте.

Объединение «Схорон Еж Словен» - последователи Волхва всея Руси Богумила 2 Голяка – каждую субботу проводят обряд служения своим богам на святилище на Верхнем бору в окрестностях Тюмени. Надо признать, что эти объединения очень патриотичны,   9 мая прошлого года Схорон Еж проводил обряд Славы героям на мемориале в центре города, «ковали венок победы». Использовали ритуальные топорики, напоминающие орудия пастухов Закарпатья.
Надо признать, что часть из этих взрослых какое-то время появлялась на моих занятиях,  пыталась вести «просветительскую» в кавычках деятельность.  Не обнаружив необходимый им ведический, славяно-арийский мифологический контекст, исчезали из поля зрения, а затем начинали скрытно обрабатывать молодежь, вычисляя их по интернет-подпискам, аватаркам,  по объявлениям о предстоящих встречах, приходили – якобы с поддержкой – на открытые общегородские молодежные мероприятия. (Молодежь им даже дала позывной – «Бабушки на выданье»).  Поощряли молодых забияк орать на всю площадь «Слава Руси».  Затем начали настраивать молодых против педагога, из-за чего возникали конфликты с ними – опять же в зоне интернет-общения, крайне безрезультатные.

На сегодняшний день оставшаяся небольшая группа участников объединения «Творческая мастерская этнопедагогики» занимается как изучением устного народного творчества русского этноса, так и осмыслением роли неоязычества в последних событиях на Украине.

По словам Отрешко Натальи Борисовны, кандидата социологических наук  Национального педагогического университета, Украина, «Неоязычество – первый этап формирования неонацистских, экстремистских  молодежных  группировок», представляет собой идеологическую их базу.

 Их идеология базируется на трех столпах: национализм, антисемитизм, антихристианство. Играя на чувствах национальной гордости, Православию противопоставляется т.н. «родная вера», хотя эта вера сталкивает лбами прежде всего самих русских людей. Если в 90-е годы сторонники русского  неоязычества во многом опирались на трактаты, созданные  украинскими  апологетами  движения, то сейчас наоборот, их идеологические концепции опираются на российское неоязычество.

Если на Украине в 90-х к неоязычникам относились как к забавным маргиналам, не имеющим социального или политического веса, то затем в процессе предвыборных кампаний началось заигрывание политиков с неоязычниками, избранные президенты участвовали в их праздненствах. Сейчас представители неоязыческих общин стали боевыми командирами, избираются в украинский парламент. Многие участники движения «Правый сектор» также относят себя к неоязычникам.

Что же можем противопоставить этому мы – как педагоги? Достоверный курс отечественной истории, взвешенные методики по этновоспитанию, выработанные этнопедагогикой в практике работы с детьми начиная с дошкольного возраста, а в разделе семейной педагогики – с младенческого.

Но подчеркиваю, нам придется учитывать возможный процент риска в своей работе.  Широкая доступность печатных и интернет-ресурсов неоязыческих объединений, их активная деятельность по вовлечению новичков, молодежи, представляют все большую опасность. Так, на прошедшей в апреле этого года студенческой конференции в ТГУ один из 10 пришедших с докладами курсантов ТВВИКУ открыто провозгласил себя инглингом.  Когда я проводила Урок мужества в 10-11 классах 20 школы, подростки дружно кивнули на одного ученика – родновера.  Прошлогоднее мероприятие, на котором тюменская Школа бабы Яги обучала детей летать на метле, проводилось на аппаратуре клуба им.Кижеватова при участии специалиста по работе с молодежью с ведома зам.директора по УВР.

В отношении неформальных молодежных объединений неоязыческого толка нельзя применять однозначный оценочный подход только на основании внешних атрибутов, например, использования символики, «похожей» на нацистскую свастику.
 Но вместе с тем, с антропологической точки зрения,  формы приветствия со вскинутой вверх рукой,  использование флагов с дизайном, копирующим флаги нацистской Германии, в каких-то случаях ношение формы гитлеровской армии – не просто ролевые игры взрослых людей, а одно из проявлений поиска образа идентичности. Каково вам будет иметь в качестве сограждан людей, создавших для себя образ фашистской самоидентификации, я даже и предположить боюсь.

Необходимо глубоко иссследовать идеологическую базу и формирующиеся в результате этническую идентичность и социально-психологический портрет личности.

Осуждение, наклеивание ярлыков может быть контрпродуктивным в отношении молодежи в возрасте 20-30 лет. В современных условиях реализации этнических паттернов вне аутентичной традиционной, аграрной среды личность развивается, пробует, экспериментирует со своей этнической идентификацией. И вот этот процесс познания должен быть прозрачным, свободным от влияния идей нацизма, превосходства одного этноса над другим, или, в случае неоязычников – малой группы одного этноса над остальной его частью.

Очень заманчиво навестить ярлыки на основе внешних признаков, на основе понятийного аппарата, сформированного еще 70-100 лет назад.

 Реалии жизни современного общества меняются стремительно, и оценка  степени  их синергетического взаимодействия с наследием традиционной культуры требует тщательных и взвешенных подходов, а не огульного обвинения и написания нового «Молота ведьм».

Вместе с тем, нельзя не замечать проявления двойственной, релятивистской морали постмодернизма в идеологии и действиях современного неоязычества. 

Традиционная мораль базируется на прочной  системе четких понятий: что есть добро, что есть зло, что нравственно, что безнравственно, как необходимо реализовывать методы и приемы этнопедагогики в повседневности семьи и общины.

Современная мораль неоязычества повсеместно акцентирует тему «низа», плотского эротизма по отношению ко всем возрастам, с чем никак нельзя согласиться.  Вовлечение несовершеннолетних детей – в основном девочек, в подготовку и проведение неоязыческих ритуалов – например, раскрашивание ярко-красным цветом имитации фаллических детородных органов на чучеле, изображающем  бога –солнца, бога плодородия ( Ярило),  обучение девочек полетам на метле , присутствие детей и подростков на оргиях взрослых людей – якобы с целью повышения плодородия – являются аморальными действиями, по сути, растлевающими сознание несовершеннолетних детей.

Неоязыческие лидеры побеждают в дискуссиях в силу своей наглости, морального подавления, оскорблений собеседника, использования силлогизмов, подмены одних понятий другими. И в этих случаях необходимо вести очень аргументированный, выверенный эмоционально и фактологически разговор, опираясь на свободу выбора, а не жесткие ограничения и категоричное тотальное осуждение.

Вместе с тем, у каждого гражданина РФ в рамках его конституционных прав и свобод должна быть возможность видеть реализацию матриц своей этнической идентификации в реальной, повседневной жизни. Естественные условия для формирования этнической идентичности должны быть в каждом населенном пункте, независимо от его масштабов, процесс формирования этнической идентичности должен быть понимаем в первую очередь органами законодательной и исполнительной власти, административными структурами, работниками культуры и образования всех уровней.

И в первую очередь важность формирования позитивной этнической идентичности в условиях семьи, большой группы кровных родственников должны осознавать сами люди – граждане РФ, которые идентифицируют себя как русских.

В конце концов, до сих пор в процессе исследований не ставился напрямую вопрос: Почему я русский? Почему ты считаешь себя русским? Ни одна группа респондентов в процессе анкетирования не выделяла какой-либо унифицированный признак – на основании которого человек идентифицирует себя как представителя русского этноса. В каждом случае выбор критериев был сугубо индивидуальным, они отличались даже в составе малых групп, которые пытались обсуждать в процессе заполнения анкет этот животрепещущий для них вопрос – какой критерий может быть основным для определения своей идентичности.


Рецензии