Гульмира, или По следу одного воспоминания

               


                …Все  на этом свете  либо испытание,либо   наказание,
                либо награда, либо  предвозвестие.
                Вольтер.







Злой на весь мир я  сидел  скамейке, ожидая троллейбус.  Тут  смешалось  все:  и  работа, где я только
проводил время  ( а можно было сделать из этой государственной конторы «конфетку»  с хорошей  работой и
хорошей зарплатой),благодаря   маленькому женскому коллективу, моему «гарему» (как однажды окрестила
Карамат), который  понимал и терпел  мою  вздорную и  противоречивую, но все же добрую,как мне кажется,
личность;  и почти нищая, как  у  большинства, жизнь на зарплате; и неопределенность с квартирой ( нужно было
выселяться из квартиры  родственников жены); и семейные  раздоры все из-за тех же денег, которых едва хватало
на  пропитание; и свои литературные амбиции, которые не позволяли ( а может ,  в этом  я искренне заблуждался)
жить другой жизнью, чем та, которую  я вел.
                Дорога была разбита небольшим каналом  с бетонными плитами по краям  на две  асфальтированные
части, по  которым  осуществлялось двухстороннее движение. Свисая ветвями и  ветками с нанизанными на них
узкими длинными листочками, перед каналом зеленой лохматой   цепью располагались деревья  мажрумтала
 с корявыми стволами внизу. Чуть правее остановки через канал был перекинут железный пешеходный мостик.
                Троллейбус  наконец подкатил. Когда открылась задняя дверь, там, опираясь о поручни, посередине
входа, стоял пацан лет десяти, слева же , и тоже прикрывая часть прохода, стоял неопределенного вида
 мужчина (то ли алкаш, то ли бомж). Я прошел между ними, задев  пацана  и на ходу  буркнув: « Отодвинься ! »
                Несколько остановок  я стоял .Потом освободилось место возле меня . Я сел. Оглядывая  время от
 времени  людей в салоне, я краем глаза  заметил, что  рядом сидит довольно недурная женщина. Специально
  оглянуться я не решался. Но потом все же интерес к ней взял верх и я несколько раз посмотрел в ее сторону.
Да, это была  недурная женщина – девушка-студентка первого курса колледжа, будущий инженер-программист,
 как я выяснил позже.
                Женщинам почти всегда приятно внимание мужчин, приятна сама по себе возможность пококетничать.
  Только  этим я объяснил то,что она вдруг спросила время.  Я ей  сказал,а сам ( я не отличаюсь большой скромностью)
решил, что это приглашение к разговору.
                - Ты ,наверное, студентка,- спросил я.
                - Да,- ответила она.
                Я то и дело задавал вопросы. Она, не торопясь, обстоятельно отвечала, как примерная студентка. Сам же
я  больше рассматривал ее,любовался ею. Было чем любоваться. Еще гладкое,сочное, чуть вытянутое личико,
открытый лоб, чуточку заостренный носик ,тонкие нежные губы и светло-зеленые зрачки, смотрящих на тебя лучистых   глаз . И, как  сказали бы русские писатели, волосы цвета  спелой ржи (более точного определения мне не найти),   были собраны сзади в маленький  « конский хвостик».
                Когда троллейбус  остановился  на  конечной  остановке, я подождал, пока она встанет, пропустил ее
вперед. Она поправила юбку  из  темно-серого драпа, приспустила низ коричневого джемпера. К выходу пошли
вместе. Она вышла, показав проездной билет. Я же задержался, пока мне давали сдачу. Она ждала. Когда я подо-
шел, она тепло попрощалась (мне кажется, ей не хотелось расставаться с тем вниманием со  стороны  мужчины,
которое было ей приятно), мол, у нее дела и она должна пойти в сторону базарчика, а не через дорогу домой,
где она  проживала у родственников в седьмом доме по улице Касымбекова.Я не стал ее задерживать. Перейдя
дорогу,я увидел,как она миновала базарчик и пошла вверх по тротуару,который тянулся вдоль дороги.
                Придя домой , я невольно вспомнил мою Гульмиру. Эта девушка была поразительно похожа на нее
(даже приходила мысль: не сестренка ли?..) Да , она была похожа на мою Гульмиру, на которой я не женился и
которая не требовала этого, а  только, еле сдерживая себя, чтобы не расплакаться от обиды и презрения к моей
бесхарактерности, ответила:
                -Ну, что поделаешь, если ты не можешь ослушаться  родителей, и должен жениться на той,которую
они  тебе предлагают, а не на мне, - когда я  говорил  ей  о скорой женитьбе, а сам был уже женат два месяца.
                Познакомился я с ней  1 января 1982 г. В  тот день я почему-то оказался в районе магазина « Тысяча
мелочей» . Не помню, наверное, что-то искал и ли просто гулял. День выдался ясный, под ногами приятно похрусты-
вал снег. Напротив магазина меня обогнала девушка. Она была в черных сапожках,джинсах и в синей куртке-полу-
пальто из ткани «болонья». Синтетический мех желтой окраски пушистым ободком очерчивал края куртки. Я увидел
 только глаза(нижняя часть лица и нос  были закрыты одним концом шерстяного платка), которые на  мгновение
улыбнулись мне и ли чему-то своему. Не знаю, как было на самом деле, но мне  очень захотелось познакомиться
с девушкой и увидеть ее  лицо.  Я пошел за ней. Так мы шли минут пять, пока я не остановил ее:
                -Девушка, можно  вас на минуту?
                Лучистые глаза со светло-зелеными зрачками,улыбаясь, вопросительно уставились на меня. Конечно,
она знала, зачем я  остановил ее… (скромно замечу, что улыбалась она еще  потому,что было  1 января: радостный
почти для всех день, когда все казались тебе родными. По крайней мере  тогда было так). И мне  не трудно было
продолжить почти в лоб:
                -Говорят, с кем познакомишься 1 января , с тем будешь счастлив…поэтому,если вы не против,может
мы  познакомимся?
                Конечно, я еще  много чего в  свое  оправдание типа: « я вас абсолютно не заставляю», «только на ваше
усмотрение», «я прошу не отказываться сразу от знакомства» и т.д. ,что обычно  говорится в таких случаях. Словом,
я со своей задачей справился. Она согласилась. И даже тоже где-то слышала про такое поверье,которое я выдумал
пять минут назад. А впрочем, может ,действительно, существует такое поверье?..Затем я уговорил ее пойти в кино
 на дневной сеанс, но прежде она хотела зайти домой. Мы  свернули в один из переулков в районе,который тогда
назывался «Токолдош». Возле какого-то столба и старого забора она меня остановила и попросила дальше не идти.
Все время ,пока мы шли, я шутя упрашивал ее показать лицо, а она, улыбаясь, отказывалась. Прошло минут пятнад-
цать.Ее все не было. Во мне  уже  начинали появляться сомнения, что вообще придет ли она,не разыграла ли меня
со знакомством? В этот момент кто-то сзади закрыл  ладонями мои глаза. Мягко освободившись от ладоней, я
обернулся и был приятно поражен: Гульмира  оказалась красивой девушкой.
                -Что, не нравлюсь? -кокетничала она.
                Потом  как-то я привел ее домой. Я одно время  в студенческие годы жил один. Дело в том, что брат с
женой снимали квартиру в седьмом микрорайоне, а потом получили квартиру в центре города и я остался один
в двухкомнатной квартире.
                Каждый раз,когда я приводил ее домой,она сопротивлялась,плакала… После же опять улыбалась:
быстро  проходит обидчивость женщины, которая  любит тебя.
                Утром,после первой  ночи ,проводив ее и вернувшись назад,домой, я увидел на простыне небольшое пятно крови.
                Вспомнилась ночь: как она, лежа подо мною, упираясь руками  в мои  плечи, отталкивала меня, а я все
 крепче  прижимался к ней и мой пенис,будто натягивая стенку воздушного шарика, продвигался все дальше.
Очнулись от борьбы мы уже  на  паласе. Наши головы находились под телевизором ,который стоял на  четырех
длинных ножках. Лишь только наши ноги находились на постели,которая была расстелена на  полу на красном
в полоску паласе.
                Я не получал того удовлетворения, которое бы мог получать от взрослой женщины. Всегда над ней
довлел  страх… Но ,несмотря на  это, встречи с Гульмирой  превращались для меня в праздники. Мне было  приятно
следить за ней ,за ее фигурой, за ее движениями,за тем , как она возилась у плиты, готовя что-нибудь для нас; за тем,
как она закрывалась с сумочкой в ванной комнате, чтобы еще более красивой и желанной  выйти оттуда. Вообще она
была  ужасная чистюля. Есть такие женщины.Есть и другие. Помнится, как в Нарыне, мой приятель решил устроить
мне  «подарок». Мы поехали к его знакомым. Они были вожатыми у школьников на сенокосе.Жили они в вагончике
с двумя отсеками. Вчетвером мы изрядно выпили. Я проснулся среди ночи. Рядом лежал «подарок». Спала она
беспробудным сном: никакой реакции на мои прикосновения. Недолго  думая, я принялся стягивать с нее спортивные
бриджи и нижнее белье. При этом я невольно нагнулся к ее телу. И тут произошло то, что мне запомнилось на всю
жизнь и отбило  охоту искать встреч со случайными женщинами. Из под бридж и нижнего белья,которые я схватил
одновременно, дунуло таким смрадом, что я тут же непроизвольно закрыл ее прелести и больше не возвращался
к ним в ту ночь.
                Да, я любил Гульмиру, но я уже был конченым мужчиной, как выразился бы Хемингуэй,т.е. уже не терял
себя  из-за женщин, свободу и независимость ставил выше любой женщины.
                И эта ущербная любовь, на которую только и способны конченые мужчины,заставляла ее с поздним
сожалением вспоминать о парне ,который боготворил ее ,любил,как никто другой, и … поплатился,как многие  за
это. Действительно, женщины,особенно в молодости, легко пренебрегают теми ,о которых им позже приходится
сожалеть.
                Он  был ее одноклассником.  У него был целый  альбом  с ее  фотографиями. Для него из всех девушек
в классе и в школе существовала только  она. К остальным же  он  относился почти с презрением.  Из-за нее он
поехал учиться во Фрунзе, в то время,как его родители хотели, чтобы он поступал в    Ошский пединститут(там у
них были знакомые). И  ,конечно, провалился. Во Фрунзе из Оша вылетали разными рейсами. Договорились, кто
прилетит первым  тот будет ждать в  аэропорту или возле гостиницы «Ала-Тоо». Он прилетел первым. Обошел раза
два весь аэропорт, сбегал до троллейбусной остановки, немного постоял возле нового подземного туалета, пост-
роенного в углу уютного скверика, справа от аэропорта. Нигде ее не было. Начала вкрадываться тревога, что  может
она  прилетела, пока он ее искал,и ,не найдя его, уехала к гостинице. И ,боясь разминуться с ней, он  поехал туда,
но и там ее не было. А она прилетела позже, села в такси, подъехала к гостинице… Парень ждал  ее возле своих
чемоданов недалеко от входа в  гостиницу. Лицо  его осветилось радостью, как только он увидел ее. Дальше пере-
даю ее словами: « Я  сидела в нерешительности: выходить или нет. Если выйду, то  надо будет заказывать новую
машину,  а этого  мне делать не хотелось, хотелось побыстрей добраться до квартиры родственников. Водитель
 заметил мою нерешительность и сказал: «Девушка,ты или сходи,или поехали!» Я ответила: “Поехали”. »  А парень
остался… Вот  такая история.
                Что  еще помню о ней? Помню,что она работала на картографической фабрике , говорила что чертит карты. Фабрика находилась в районе  БЧКа.
                Помню,как она  рассказывала о том, как ее учила сестра отвечать на  письма ребят  из армии. Ничего своего. Просто надо соглашаться со  всем ,что будет написано в письме.Везде писать  только «да». Чему только не научат сестры?.. Впрочем, и братья т оже…
                Помню еще сон, о  котором  она рассказывала, и который   я отнес на свой счет. Во сне  они с сестрой
ловят  зайцев и снимают с них  шкуры. И вот  Гульмире попался заяц, у  которого, как только  она снимала шкуру,
из-под нее появлялась новая. Гульмира ,устав , обращается к сестре, а та отвечает: «Значит , тебе такой заяц попался.
Такие  тоже бывают.»
                Женился же я вполне сознательно и  никто  меня не заставлял, никто не влиял на мой выбор. Только
уже после развода с первой женой , я натолкнулся на мысль Чехова, что мужчина гораздо серьезней относится к
покупке сапог, чем к выбору  спутницы жизни, которая мне показалась удивительно верной. Правда, потом приходила
и  другая  мысль, которая тоже казалась не менее верной. Это  мысль о том, что  счастье или несчастье приходят к нам
 почти независимо от нас, а  нам  только  остается радоваться счастью или  терпеть несчастье. Впрочем, я не ломаю
голову над всем этим, я просто  живу…
                На улице непрестанно капает: идет дождь. Большая треугольная лужа под окном. В ней круги от капель.
Они возникают, увеличиваются и исчезают, образуя на поверхности лужи изображение сетки, сплетенной из разных
 по  размеру колец. Сразу почерневший от дождя ствол дерева, мокрые светло-зеленые, зеленые и темно-зеленые
листья. На улице холодно. Холодно и в моей душе.
                Заирбек Саша, писатель, г. Ош, тел. : (03222)4-21-08, (0778)047327,   +996778047327.
               
               
   















Рецензии