Калейдоскоп. Спектр Красный. Фильм Волкодав

Мозаика. Красный.

Заметки на коленке о фильме  «Волкодав / The Wolfhound (2014, 44 мин., реж. Сергей Ястржембский, Россия) показанном на Российском  фестивале антропологических фильмов, 2015 год,  г.Екатеринбург

Чтобы понять и принять этот фильм, мне потребовалось какое-то время.

Потребовалось опуститься вглубь, в те времена, где скрываются корни традиции. Где существовало четкое разделение миров женского и мужского пространства. Мир внутренний, «внутри  ограды», мягкий, домашний, женский – чтобы сохранять и возрождать. И мир внешнего – «за оградой», мужского, жесткого, даже жестокого – чтобы выжить. И чтобы сохранить внутренний мир в гармонии, зрелый мужчина говорил женщине – или девушке незамужней – «ЭТО тебе знать не надо».

Сергей Ястржембский скупо и доверчиво открывает нам пространство мужского мира, дикого, сурового. Там, где есть враг и его нужно убить.

Многие женщины  при этом на просмотре вжимаются в кресла – да, да! Честно признайтесь себе в этом! Кажется, что это не волчицу на экране, а меня палками забивают.  Злые, жестокие мужчины!

Но это тот редкий фильм, когда мужчина говорит о себе и своей жизни сам – лаконично и осознанно. Вот стоит только отвернуться от экрана, забыть, что речь идет о звере, и слышишь, как мужчина рассказывает собственную жизнь: «Одинокий волк – он к стае негодный. Его из стаи выгоняют.  И битого его продавать – он никому не нужен» 

Сам главный герой – Афанасьич - открыто признает: «Уважение у меня к нему, к волку. Иной раз жалко его бить. У них характеры, как у людей, разные. Но умные они!  Вот, смотри – проволоку открутил и ушел с капканом на лапе…  Лапу потеряет, будет на культе ходить.  А самку – нет, самку он не бросит, будет выручать, будет с капканом тянуть, подальше от охотника» Девушки, мы про каждого из наших мужчин можем такое сказать?

Автор фильма нам не торопясь показывает нехитрые сборы охотника в дорогу, его снаряжение, и начинаешь проникаться уважением и к охотнику тоже. Он пытается быть честным в схватке со зверем. Он сетует на то, что сейчас широко используют яды, и вместо волков гибнет множество других животных – лис, медведей, барсуков, ворон. Они умирают мучительной смертью,  разрывая связь всего живого в этом хрупком природном мире.

«Чтобы убить волка, надо самому быть волком», - говорит Афанасьич.  И из рассказа о его жизни ты понимаешь, что милые просвещенные люди сами постарались, чтобы этот человек стал именно таким.
Ребенок из семьи двух «врагов народа», лишенный всех прав на человеческое существование, он смог выжить и поставить на ноги своих младших братьев и сестер. И вместе с тем он не стал «отморозком», у него простые человеческие радости и мечты, понятные каждому.

И когда он ловил беременных волчиц, то он их отпускал, хотя сам стесняется об этом говорить. А потому что в человеческом мужском мире не было принято в прошедшие  25 лет женщин жалеть – ни беременных, ни с детьми. А он беременных маток жалел – потому что таковы законы природы – и охотник, такой циничный, жестокий на первый взгляд, их хорошо знает. И соблюдает – вдали от людского сообщества.

Не надо, наверное, этот фильм хорошим девушкам смотреть. Это я как антрополог говорю. И женщинам, наверное, тоже. Старухам только можно. Только в этом возрасте женщина может реально оценить ценность своей и чужой жизни – с точки зрения традиционной культуры.

На просторах нашей страны есть еще территории, на которых человек и природа сосуществуют так, как до этого происходило на протяжении тысячелетий. И женщине там, если она хочет выжить и сохранить своих детей, нужно просто довериться мужчине – потому что есть то, что он знает. И не надо знать ей. Он мужчина, и он обеспечивает безопасность. А чтобы она была уверена в его милосердии, ей нужно рожать ангелов, а не волчат.

С уважением ко всем, кинокритик, антрополог и этнопедагог, педагог высшей категории Логунова Елена Валентиновна, Тюменский государственный университет.

P.S.   С точки зрения этнографии, к слову сказать, этот фильм замечательно показывает уходящие из нашей жизни мужские промыслы и ремесла русского населения Сибири. Исключительно мужские. С вызывающей восхищение своим лаконизмом достоверностью. Это надо самому изнутри проникнуться, прожить,  и не раз! - промысел, которым, кстати, еще два поколения назад кормились целые семьи сибиряков. Это уникальный пласт уходящей этно-антропологической составляющей философии выживания русских в суровых, жестких для  первопоселенцев  условиях сибирской тайги.


Рецензии