Калейдоскоп. Спектр Оранжевый. Фильм Мы - цыгане

Мозаика. Оранжевый.

Заметки на коленке о фильме  «Сэм Рома: Мы цыгане / Sam Roma. We are Gypsies (2014, 39 мин., реж. Марина Данези, Греция)  показанном на Российском  фестивале антропологических фильмов, 2015 год, г.Екатеринбург

Вот фильм, который можно использовать на лекциях любому антропологу и этнографу в качестве хрестоматийного образца конструирования целым народом собственной суперпозитивной этнической самоидентификации.

А вот этнопедагогам – нет, нет, не советую. Давайте-таки сеять «разумное, доброе, вечное» в сознании подрастающего поколения!  В рамках Гражданского, Административного  и Уголовного кодекса Российской Федерации. А то лихие девяностые вам детским садиком покажутся.

Нет, ну правда, просто сшибает с ног харизматичное обаяние этого народа!  И ведь всю правду говорят: «Мы можем быть кем угодно. Мы способны и на лучшее, и на худшее. Мы – умны и убедительны, мы – торговцы». 

Это же просто образец сохранения родовой исторической памяти, когда люди, сидя в дощатых сарайчиках или дырявых палатках, начинают перебирать свою родословную, исчисляя ее не иначе как от Александра Великого. Да что там, берите выше, все цыгане на 100% уверены, что произошли от Адама и Евы. А поэтому они истинные, правоверные христиане. И ведь какие простые механизмы самоидентификации: «Я хочу верить, что цыгане, также как и греки, возникли в Греции и только потом расселились по миру! Что? Какая еще Индия???»

Мы, русские, мучаемся когнитивным диссонансом, никак не можем осознать собственные этнические паттерны, ломаем голову, каким может быть образ типичного этнического русского, если мы так расползлись по всему земному шару?

 Вот! Учитесь! «Мы, цыгане – загадочный народ! Мы есть везде!» - при этом надо принять преисполненную достоинства позу, гордо закурить сигарету  и подобрать под стул ноги в изодранных тапках. И никакого самоуничижения или негативизма.
 И далее по стенограмме: «Мы всегда всех прощаем. Мы – сентиментальны. Мы помогаем другим, а вот грек – никогда!» Только посмотрите, с каким изяществом расставлены акценты «свой - чужой»!

А как же культура, спросите вы? Ооо, ну что вы, это же краеугольный камень любой самоидентификации! «Цыгане любят все красивое, любят танцевать. У нас богатые традиции. Мы – люди праздника. Нам мало одной молодости, и совсем не нужна старость!» Обратите внимание на это непоколебимое «Мы»!

Любому народу нужны свои легендарные персоналии, образцы для построения образа идентичности. Пожалуйста!  «Самые лучшие музыканты в мире – это цыгане. Элвис Пресли был цыганом. Мать Чарли Чаплина цыганка».   Всё! И крыть вам нечем!

Нет, ну нельзя же быть настолько нарциссичными  и самовлюбленными, скажете вы. Любой этнос неизбежно ассимилирует с более сильными, агрессивными и здравомыслящими народами, будь он настолько самоуверен в себе.
Щас! Ага! Только не цыгане. Тысячелетия кочевой жизни и гонений выработали у этого этноса навыки несгибаемой самооптимизации на уровне рефлексов. «Мы обманем и оберем до нитки. Для людей без образования мы достаточно хорошо устроились. Тот, кто растет на улице, знает больше, чем образованный. Да, мы безграмотны, и поэтому иногда мы не понимаем, что делаем». А получи туза бубнового! И на тебе с козырной: « Государство виновато в том, что мы воры и грабители. Работы-то нет»

Да, пассионарности этого народа можно только позавидовать.

Самое главное, надо вовремя честно признаться: «Я училась гадать у своей бабушки. Из четырех – пяти мужских имен хоть одно, но покажется тебе знакомым! И вот она начинает гадать! И ты ей веришь! Вот так мы начали врать по-крупному»
А что делать? Жизнь такова, какова она какова! «Мы шли и обманывали. Это было моей работой».

Когда твои дети просят молока, ты сделаешь все, чтобы их накормить. Ну да, нормальный природный инстинкт.  «Мы воровали куриц, заходили во дворы, хватали их в наволочки, большие сумки, несли домой и готовили детям».  Все правильно, курица плюс дети равняется сытая семья. Они не ждут милостыни, они крадут, чтобы прокормить детей и сумеют обвинить всякого в собственных бедах. «Греция, ты устала!» - и поэтому никто не покупает свежих овощей, все идут в супермаркеты. «Люди, вы забыли свои корни!» - и поэтому никто не покупает лошадей. «А мы всю жизнь проводим с лошадьми. Да я с ними обращаюсь лучше, чем с собой!» Ах, мы такие экологи!

Да, они убедительны. И очень естественно приносят в жертву своему празднику овцу, перерезая ей глотку и щедро поя сухую землю свежей кровью.  Жизнь за жизнь.  И они умеют радоваться любой мелочи – просто тому, что костер горит, нет дождя и песок сухой – и поэтому на нем удобно танцевать.  И как здорово праздновать день рождения каждому человечку из большой семьи. И тогда действительно каждый день тебя ожидает праздник.

Честно говоря, я уже устала от буйства вызывающе оранжевого цвета. А ведь там еще солнечно-желтый. И рыжий. И гнедой. И алый от пролитой крови.

Это действительно люди праздника. Наверное, поэтому Европа - стосковавшаяся по натуральному, не натужному веселью, карнавалу не для распродажи сезонных товаров, а для души – выделяет грантовые средства на съемку подобных фильмов.

Есть и в спектре загадочной русской ментальности яркая краска цыганской удали и бесшабашности.  Но мы – другие.  В гостях хорошо, а дома лучше. Вот только где он, наш русский дом?

С уважением ко всем, кинокритик, антрополог и этнопедагог, педагог высшей категории Логунова Елена Валентиновна, Тюменский государственный университет.


Рецензии