Честь имею! Часть 47. Современная УМБ

Учебно-материальная база

Подготовка высококвалифицированных специалистов требовала постоянной заботы о совершенствовании учебно-материальной базы. Под руководством начальника училища генерал-лейтенанта В. Ульянова развернулась напряженная работа по приведению учебно-материальной базы училища в соответствие с современными требованиями.
Всего в 1979—1980 гг. по предметам обучения было оборудовано 6 классов. С приходом же Героя Советского Союза генерал-лейтенанта В.А. Ульянова на должность начальника ввуза эта работа значительно активизировалась.
Так, под руководством подполковника Х.М. Хабибуллина были переоборудованы лекционные залы кафедры, за что последний был награжден начальником училища именными часами.
Много инициативы, выдумки и трудолюбия проявляли начальник кафедры огневой подготовки полковник И.М. Соколинский, преподаватели майоры В.Н. Киверов, А.А. Борисов, И.М. Реплюк, начальник лаборатории старший лейтенант В.Д. Панфилов, прапорщик Б.М. Слугин, создавая зал отечественного оружия.
В нем можно было ознакомиться с биографиями выдающихся русских и советских конструкторов-оружейников, историей развития боевой техники, образцами стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны и современным вооружением мотострелковых подразделений, с отдельными образцами артиллерийских и ракетных систем. В зале были широко представлены исторические данные о приоритете и превосходстве русского и советского оружия над иностранным.
В это же время на кафедре тактики был оборудован зал истории войн и военного искусства. Возглавлял работы начальник кафедры тактики кандидат военных наук полковник В.В. Котов. В создании экспозиции участвовали полковник А.М. Малахов, подполковники С.П. Трипольский, П.М. Николенко, Н.М. Кривоносов, Л.А. Буйневич, прапорщик Г.З. Туаев и др.
На кафедре марксизма-ленинизма усилиями начальника кафедры кандидата исторических наук, доцента полковника И.В. Чистозвонова, преподавателей полковников В.И. Голясова и Е.П. Усова, кандидата исторических наук А.А. Гальперина и других был создан Ленинский зал. В нем был собран богатый исторический материал: документы, фотографии, макеты ленинских мест, подобраны картины с эпизодами из жизни вождя пролетарской революции.
Преобразились и другие кафедры училища. В этот же период завершилось строительство и оборудование классов общенаучных дисциплин. С большим старанием и инициативой в этой работе участвовали заведующие кафедрами служащие Советской армии А.П. Бутенко, Е.И. Озернова, преподаватели И.Т. Спиряев, Н.С. Шумаков, В.В. Герасимова, А.Т. Костенко и многие др.
Сложные задачи по выработке мер, направленных на реализацию новых программ обучения курсантов, решал учебный отдел училища во главе с полковником С.Г. Хажеевым. Офицеры этого отдела А.Г. Белозор, В.И. Вороненко, А.В. Лукин, П.С. Назаренко, Д.М. Сазонов, И.В. Тиссов и другие стремились в ходе выполнения возложенных на них служебных обязанностей проявлять разумную, творческую инициативу, активнее влиять на ход учебного процесса.
Осуществление перестройки образовательного процесса во многом зависело от боевитости партийных и комсомольских организаций. Начальник политического отдела училища полковник В.Н. Беланов, офицеры политотдела В.И. Блохин, В.А. Глинка, М.А. Дядиченко, И.Е. Кульбин, Л.М. Науменко, В.А. Шубин нацеливали актив на расширение в первичных организациях демократии, обеспечение личной примерности в укреплении воинской дисциплины и повышении уровня учебы.
Уровень профессиональной подготовки будущего командира во многом определялся тем, как он усвоит тактические, тактико-специальные дисциплины. Коллектив кафедры, возглавляемый полковником Б.И. Меркушевым, в практической деятельности по обучению и воспитанию курсантов стремился реализовать принцип «Учить тому, что необходимо на войне». На занятиях лучших преподавателей кафедры офицеров Л.А. Буйневича, А.А. Германа, В.В. Демика, А.А. Дорошенко А.А. Сидорова, В.П. Смирнова царил дух творческого поиска, рационального использования каждой учебной минуты. Занятия были насыщены нестандартной тактической обстановкой, курсантам предоставлялась полная самостоятельность и инициатива в действиях. При отработке тактических задач активно использовался опыт Великой Отечественной войны, ведения боевых действий в Афганистане, проведения учений передовых частей и подразделений округа.
Нацеленностью на практическую направленность в подготовке курсантов отличалась и кафедра огневой подготовки, руководимая полковником Ю.П. Чайковским. Здесь значительно обновилась материальная база, были усовершенствованы директриса, войсковое стрельбище, павильон и классы тренажеров. Преподавателями А.А. Борисовым, А.Н. Зинченко, В.Н. Киверовым, Ю.Ф. Омельченко, А.Ф. Редкозубовым, А.Ф. Шабалиным, В.Г. Шалыгиным, Р.В. Шешерой активно внедрялись прогрессивные формы обучения курсантов, которым прививались прочные практические навыки. Значительный вклад в совершенствование учебного процесса вносили лучшие рационализаторы училища подполковник И.И. Федоров, майор О.П. Будниченко, старший прапорщик В.Д. Устинов.
Под руководством начальника кафедры полковника А.Д. Медведева продолжался процесс наращивания учебно-материальной базы совершенствования уровня технической подготовки курсантов. На кафедре были созданы классы электронно-вычислительных машин, материальной части. Преподавателями-новаторами К.Л. Леонгардтом, П.А. Солдатенко, В.П. Пантюховым, В.Г. Чепигой были опробованы и внедрены в учебный процесс новые методы осуществления педагогического контроля за качеством усвоения курсантами учебного материала.
Высоким методическим и педагогическим мастерством обладал старший преподаватель полковник К. Л. Леонгардт. Имея богатый практический опыт службы в войсках, более чем десятилетнего обучения будущих офицеров, он особенно тщательно готовился к проведению практических занятий. С целью интенсификации учебного процесса им заранее назначались и инструктировались в качестве помощников 5—6 наиболее подготовленных курсантов, будущих руководителей учебных мест, которым в ходе занятий отводилась ключевая роль.
Кандидат технических наук подполковник А.М. Купцов нацеливал работу коллектива кафедры на вооружение курсантов прочными, глубокими знаниями и твердыми навыками. Офицеры Э.В. Матуленко, Ю.Ф. Фесак, служащий Советской армии кандидат технических наук Н.В. Лазарев, используя опорные конспекты по отдельным темам, добивались сокращения учебного времени, выделяемого на изучение нового материала и увеличения его доли, необходимой для самостоятельной работы, приобретения новых практических навыков. Активно использовались на кафедре тренажеры. С этой целью была разработана методика закрепления практических навыков путем многократного повторения наиболее сложных операций.
На кафедре общетехнических дисциплин, которой руководил кандидат технических наук Л.Д. Ковальчук, особое внимание уделялось формированию у курсантов прочной теоретической базы для освоения ими образцов новой военной техники. Реализация этой задачи на основе передовых методик обучения и разработок успешно осуществлялась преподавателями В.В. Герасимовой, Б.Г. Луневым, кандидатом технических наук С.А. Наумовой.
Постоянно совершенствовалась и методика преподавания учебных дисциплин. Старший преподаватель кафедры высшей математики и теоретической механики Орджоникидзевского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени Маршала Советского Союза А.И. Еременко Н.Н. Кирилюк вспоминает: «В “Литературной газете” я прочла статью С. Соловейчика “Логика Шаталова” о работе донецкого учителя-новатора В.Ф. Шаталова. Была удивлена. Но не поверила. Потом в той же “Литературке” вышла статья Н. Логиновой “«Капкан» для лодыря”.
Я задумалась и показала обе газеты начальнику училища Герою Советского Союза генерал-лейтенанту В.А. Ульянову. С его легкой руки я на долгие годы стала поклонницей и активной последовательницей идей и методов работы этого учителя».
Интенсивно шло строительство полевой учебно-материальной базы. На тактическом учебном поле были созданы взводные опорные пункты, осуществлена их электрификация, построены препятствия на трассе для вождения боевых машин, завершено строительство огневого городка и директрисы боевых машин пехоты. Большую помощь в создании и совершенствовании учебно-материальной базы училищу оказывали предприятия г. Орджоникидзе и республики.
Развитие учебно-материальной базы способствовало дальнейшему росту качества теоретической подготовки, полевой выучки курсантов, выработке у них практических навыков и умений.


Рецензии