Росслау

                Часть 1. Туман.

          Росслау - небольшой город в Германии, который на пять лет с 1969 по 1974 годы стал мне очень близким и родным. Что у меня с этим местом сразу ассоциируется? Это, пожалуй, две основные вещи - туман и карусели (ежегодные народные гулянья).
         
            Сначала расскажу про туман. Стояла осень 1970-го года. Такого атмосферного явления в своей жизни я больше никогда и нигде не видел. В тот день я сам отправился в город. А было мне на то время всего то десять лет - второй год пошёл, как мы жили в Германии.  Город я знал ещё плохо - бывал с родителями пару раз. А тут без спроса пошёл один. Интересовали меня там две вещи - почтовые марки и рыболовные принадлежности. Город Росслау, если его можно так назвать, совсем небольшой. Вдоль чистенькой центральной улицы с одно-двухэтажными аккуратными домиками располагались небольшие магазинчики.
          
             Первым делом я купил серию редких и красивых почтовых марок на тему театра. Всю жизнь я хранил эту серию. Как ни уговаривали меня продать её на встречах филателистов, я устоял. А совсем недавно принял решение и подарил всю свою коллекцию, включая и эту памятную серию, моей старшей внученьке Настеньке. Радует, что ей это интересно. Потом я пошёл в маленький рыболовный магазин за леской и крючками. В то время очень ценилась немецкая леска и крючки. Леска была круглая, очень прочная и разных размеров, и окрасок, даже с переливами. Диаметром в 0,2 миллиметра могла выдержать рыбину до 3-х килограмм. А крючки золотые! Ну, не в прямом смысле этого слова, конечно. Цвета золотистого. Такого добра в Союзе не было. Это были самые хорошие подарки любителям рыбной ловли.   
            
              Сейчас немного отвлекусь и расскажу, что ещё ценилось в то время.  Итак, рыболовные принадлежности - я уже сказал. Жевательные резинки - их в Союзе тогда ещё не выпускали, наклейки. На переводных картинках изображались, в основном, красивые девушки, или города Германии. Опускали такую наклейку на пару минут в ёмкость с тёплой водой, вынимали, прикладывали к чему-то и вытаскивали снизу бумагу, а наклейка прижималась к поверхности. В Союзе этого не было. Были детские переводки, которые замачивались и потом стирались сверху пальцем. Но это было не то! Наши же портфели-чемоданы, мотоциклы-велосипеды украшали красивые немецкие девушки в разных позах и ракурсах. Стоила такая картинка 20 пфеннигов с девушками и 15 - с городами. Это был неплохой и дешёвый подарок из Германии. Ещё были в диковинку складывающиеся пластмассовые стаканчики, превращающиеся в пепельницу и, пожалуй, бензиновые зажигалки.
          
                Дальше. При приближении Рождества и Нового года Росслау преображалось. Практически во всех магазинчиках и лавках начинали продавать всякую всячину для веселья. Это игрушки, хлопушки, ленточки и дождики. Конечно, похожее было и в Союзе, но вот такой пиротехники, как у нас, не было. Там ограничивались простыми хлопушками и бенгальскими огнями. И то, надо было побегать, поискать, да в очередях постоять. В Германии, же, такого добра было навалом. Первое и самое распространённое - это взрыв спички. Были большие - посильней и подороже и обыкновенные, типа обычных, только немного утолщённые. Помню, в Союзе прикалывались - давали прикурить. Доставали спичку, чиркали об коробок и кидали под ноги. Иногда незаметно подбрасывали - делали сюрприз. Раздавался довольно оглушительный взрыв. Однажды такая штуковина разорвалась у меня в руке! Я чиркнул, и мне показалось, что спичка не сработала - не услышал своеобразного шипения, зазевался чего-то, и тут, кааак бахнет в руке! Ладонь онемела и покрылась копотью. Но, не смертельно, через некоторое время всё прошло. Ещё были, так называемые, чесночки. Это небольшая круглая коробочка с опилками, а в ней обёрнутые в фольгу серебристые шарики, размером с небольшую горошину. Достаёшь такой шарик и резко кидаешь кому-то под ноги. Бах! Тоже неплохой эффект, но взрыв спички, всё же, были покруче.
          
                Резиновые индейцы нам, приехавшим с Союза, тоже были в диковинку. Красивые, с перьями и томагавками, были, наверное, у каждого пацана. Они продавались и по одному и наборами вместе с вигвамами, вождями и конями. Такого тоже в бывшем СССР не было. Это вам не оловянные солдатики. Это Чинганчгук - Большой Змей! Как раз тогда шли захватывающие фильмы про индейцев с Гойко Митич в главной роли. Игрушечная железная дорога -мечта детства! Немецкая со всеми прибамбасами - домиками, фигурками, стрелками, считалась самой лучшей в мире и поставлялась в Союз. Но, цена!.. Родители мне так и не купили.
          
                Это я перечислил, что интересовало детвору. А взрослых?  Особенно ценились в то время немецкие ковры и чайные сервизы. До сих пор (более сорока лет) у меня хранится подарок родителей - перламутровый сервиз “Мадонны” на двенадцать персон. Я им пользуюсь только по особым, торжественным случаям. У сестры большой настенный ковёр “Тройка”, тоже подарок родителей, висит и по сей день! Можете хоть сейчас придти ко мне домой и попить чайку с раритетных “Мадонн”, а у сестры полюбоваться на вытканную несущуюся тройку коней. Ещё был ковёр “Розы”. Он достался папиной сестре Лиде.
               
                Помню наш немецкий аккордеон “Weltmeister” (Вельтмейстер) с шестью регистрами. Аккордеон красивый, с красной перламутровой панелью, не лежал у нас без дела. Папа играл, я научился изображать несколько мелодий, потом сестра Алла и её сын Денис неплохо освоили этот инструмент. Было ещё и пианино с Германии! Что ни говори, любили мы музыку. Пианино отец купил с рук, но звучание было это что-то! Потом, годы берут своё, отец раздобыл ключик и сам пытался подстроить струны.  Но, настройка пианино, это дело очень сложное и кропотливое. Я помню, когда отец открыл крышку и настраивал, я смотрел из-за плеча. Хоть устройство узнал и до сих пор имею понятия. Всему и всегда я учился у своего отца. Извините, мои дорогие читатели, но, не могу здесь не вставить стих, который я посвятил своему отцу. Вот он.

Как и у всех людей
Отец есть у меня
И на планете всей
Такого нет, друзья.

Бывает, строг, бывает груб,
Бывает, добр и чуток
И крепок он, как крепок дуб,
Скажу я вам без шуток.

Охотник он заядлый и рыбак,
Автомобилист - ну, первоклассный!
И если кто попал впросак,
К нему бежит несчастный.

О матерях писали много,
А я решил, вдруг, про отца...
Люблю тебя! Не надо мне другого!
И верен буду до конца!

             Ещё у нас была воздушка - воздушная винтовка с затвором и обоймой на шесть или двенадцать стальных шариков. Обойма вставлялась снизу в цевьё, а затвор взводился после каждого выстрела. Я невольно сравнивал нашу воздушку с ковбойским Винчестером. Сначала я стрелял я из неё дома. Бедная мамина книга! Была у нас такая толстенная инструкция по домоводству с рецептами и всякими полезными советами - подарок дедушки Лёни на свадьбу. Однажды, ничего не найдя подходящего, я использовал эту книгу как щит.  Перед ней укреплял всякие мелкие предметы - карандаши, горошины и палил, отойдя в дальний конец комнаты. Здорово я тогда получил от мамы за своё изобретение! Дробинки пробивали листы почти насквозь. Эта памятная книга у нас ещё долго хранилась. Мама ею пользовалась и после Германии, до самой пенсии.
         
              Потом я переключился на воробьёв. Я открывал форточку высовывал свой “Винчестер” и стрелял уже по живым целям. Воробьи, бедненькие, падали, наповал сражённые моей пулей, вниз, а вот голуби не всегда. То ли расстояние далековато, то ли крылья крепковаты. Убивал я птичек и, тут же, очень жалел их. Но, страсть оказалась сильнее жалости. Ничего не придумав лучшего, стал хоронить свои жертвы. У меня около дома образовалось целое кладбище. С могилками и маленькими крестиками - как положено! Долго моя воздушка была со мной. Только, когда я уезжал в Израиль, мне пришлось с ней расстаться - я её променял на золотые серёжки, которые подарил дочке Олесе. Сейчас я их у неё не вижу. Жаль, очень жаль, что не сохранила память.
      
             Не могу не сказать здесь про магнитофонную ленту. Думаю, в то время это дефицитом не было, но если, как говорят, на халяву, - то почему бы и нет? Недалеко от Росслау, в Вольфене, находился крупный завод ORWO (бывший AGFA) по производству магнитной ленты.  В СССР экспортировался весь ассортимент ORWO: от киноплёнок для советских киностудий, до фотоплёнок, которые всегда остаются остродефицитными, так как считаются лучшими фотоплёнками на советском рынке. Большим спросом пользуются и бобины с магнитными лентами. И, представьте, на этом заводе у папы были свои какие-то подвязки. Я в суть не вникал, но ленты у нас дома было завались. Одно плохо - без бобин. Отец соорудил специальную машинку и вручную перематывал плёнку на пустые кассеты (их приходилось покупать). Каждый отпуск папа рулонами возил магнитную ленту своему отцу - моему дедушке Ване. А тот уже, в свободное время, занимался её перемоткой и последующей нелегальной продажей. Такая вот своеобразная финансовая помощь получилась.
         
                Ладно. Что из Германии везли, я вам, как мог, рассказал. А что же везли назад в Германию? Челноков тогда ещё не было, но похожий процесс уже существовал. Итак, ценилась, прежде всего, русская водка! В Германии и своя была неплохая - помню красивые фигурные бутылки, но русскую немцы уважали больше. Ценилось кофе в зёрнах. Да, да! Именно в зёрнах. Не знаю, что в Германии это был дефицит? Но, помню хорошо, папа каждый отпуск вёз эти подарки своим знакомым немцам. У нас дома была небольшая красная ручная кофемолка. Отец, время от времени, заваривал себе кофе. Тогда по всей квартире разносился специфический треск перемалываемых зёрен и приятный кофейный аромат. Мне же на то время кока-кола была вкусней всего.  А советские радиоприёмники типа “ВЭФ” или “Океан” были самым лучшим и дорогим подарком из Союза и пользовались большим спросом у немцев.
         
               Однако, дорогие друзья, я немного отвлёкся. Вернёмся в Росслау. После филателистического магазинчика я направился в рыболовный. Там я купил набор крючков и леску. И вот, выходя на улицу, я, вдруг, попадаю в густой туман. Откуда он взялся ни с того, ни с сего за те 15-20 минут, что я провёл в магазине? Я заволновался. Город и так плохо знаю, а тут - вообще ничего не видать. Я и не представлял, что может быть такой туман! Буквально на вытянутую руку ничего не было видно. Машины не ходили, а на отдельных прохожих можно было напороться прямо лоб в лоб. Делать нечего, надо идти. Потихонечку, смотря только под ноги и, растопырив перед собой руки, я двинулся домой. Дошёл, можно сказать, на ощупь. Трухнул я тогда, конечно, здорово, но никому об этом, естественно, не сказал.
 
                Часть 2. Ярмарка.

           Теперь немного расскажу про местную ярмарку с каруселями и развлечениями. Это был настоящий праздник. Раз в год к нам в Росслау приезжал балаган, если можно это так назвать. На небольшой площадке устраивались всевозможные карусели и качели, устанавливались палатки с разными закусками и лакомствами.
       
            Мы, обычно, ходили всей семьёй. Папа надевал гражданку, что не очень-то любил - всё время ходил в форме. Но это мероприятие - святое! И нас с сестрой, соответственно, переодевали во всё самое красивое. Аллочка тогда была ещё маленькая, года 3-4 от роду, но и для неё находилось достаточно развлечений.
         
            Больше всего мне нравились электромобили. Главное, что на них можно было кататься не по кругу, а как тебе вздумается. Конечно же, случались столкновения, а некоторые шустряки специально таранили друг друга.
         
             На втором месте по удовольствию - тир! Выстрел с винтовки, кстати, точно такой, как у меня дома, стоил 10 пфеннигов. Впереди на полках располагались всякие интересные вещи - от искусственного цветка, до бутылки хорошего коньяка. А под ними, на подставках со стальными штырями - белые фарфоровые макаронины. Чем дороже подарок, тем больше макаронин. Ну, например, чтобы получить цветок, нужно было сбить всего одну макаронину, а, например, большую мягкую игрушку - десять. Но, бывало, одного выстрела было недостаточно - макаронина просто трескалась или отлетала только какая-нибудь её часть. Надо было знать куда бить - не в середину, а чуть-чуть ниже. У меня неплохо получалось, и я почти всегда разбивал эти штуковины с одного выстрела.   
       
             Был ещё такой аттракцион. На четырёхугольных подставочках устанавливались всякие призы. А играющий должен был на них накинуть кольцо, которое покупал тоже за десять пфеннигов, как в тире. И не просто накинуть, а что бы оно легло ровно на подставку. Здесь мне было трудней. Кольцом на цель я попадал, но оно почти всегда не ложилось как надо.
         
               Ещё помню небольшие тряпочные мячики, которыми нужно было попасть по банкам, сложенным в пирамиды. В зависимости, сколько пирамид собьёшь, такой и получишь приз.
            
              Много чего было! Музыка, веселье и сладкая вата - моё любимое лакомство! И никто никого не обижал и не толкал. Это действительно был добрый и красивый народный праздник.
      
               Уезжая из Германии, я набрал в коробочку из-под пулек к воздушке землю. Если бы вы знали, как мне не хотелось уезжать!
      
                И ещё. Я обратил внимание, что даже сейчас, через много лет, все мы, жившие там, до сих пор любим и помним свой маленький и уютный городок. Хочется сказать большое спасибо организатору группы “Росслау на Эльбе” Евгению Алмазову, который на просторах интернета сблизил нас и вернул в те далёкие и добрые времена.
 
      

                9.07.15.




 


Рецензии