Обзор фильма Citizenfour. Правда Сноудена
Телеканал "24_DOC" совместно с ВГТРК представил в российских кинотеатрах документальный фильм, посвящённый самому разыскиваемому американскими спецслужбами человеку - Эдварду Сноудену - бывшему сотруднику АНБ, слившему СМИ документы о многочисленных программах тотальной слежки за гражданами США и других государств.
Конечно, смотреть такой фильм в кинотеатре было достаточно необычно - на развлекаловку лента не тянет, а манера повествования и съёмки совсем не похожи на присущие художественному кинематографу. Тем не менее - фильм, в целом, понравился. Единственное - фильмом как таковым его назвать, всё же, немного сложно. Это, скорее, качественно сделанный репортаж, журналистское расследование, чем кино. Я не уверен, что Лора Пойтрас изначально задумывала материал как основу для фильма - все интервью со Сноуденом сняты откровенно криво, невыставленно и как будто случайным образом - словом, камера просто присутствовала в номере для записи. И никаким приписываемым фильму "cinema verite" здесь и не пахнет. Похоже, что Пойтрас в какой-то момент решила, что материала набирается на полнометражную ленту и начала уже доснимать недостающие моменты и монтировать то, что есть. Поэтому, за картинку и её качество, постановку кадра и операторскую работу фильм, конечно, похвалить не получится - в этом плане искать здесь нечего. Монтаж также вызывает множество вопросов и выполнен не самым лучшим образом. На уровне телепередачи. Так что в художественной ценности фильма заслуги Пойтрас, в общем-то, и нет. Но вся суть фильма - в содержании и эмоциональном воздействии, нагнетании атмосферы тревоги и напряжения. Здесь режиссёр справилась "на отлично" - сказался опыт её прошлых работ, из-за которых, к слову, Пойтрас уже находилась "под колпаком" ФБР. С каждой минутой ситуация накаляется, вводя зрителя в состояние чуть ли не паранойи, и когда начинаешь думать, что напряжённей-то уже некуда, атмосфера снова сгущается ещё больше. Большой плюс ленты - словно смотришь настоящий шпионский триллер.
Что действительно понравилось - что фильм не о Сноудене, а, скорее, об одном из самых громких конфликтов последних лет. Нет никакого культа личности, попытки сделать из разоблачителя героя или как-то акцентировать внимание на его самоотверженности. Сноуден показан обычным человеком - живым, настоящим, переживающим, немного сконфуженным. Нерд, к которому вдруг пришла сомнительная слава и теперь он вынужден с ней жить.
Кадры интервью Гринвальда и Пойтрас со Сноуденом перемежаются с документальными вставками из новостей, телепередач и выступлений представителей спецслужб, то и дело проскакивают фрагменты разоблачительных документов или материалов.
В целом, тематика интересная, актуальная и весьма животрепещущая. И не только для США - любая держава старается укрепить свою власть и положение путём ограничения свободы своих граждан и контроля их жизней. Диктатура подпитывается тотальной слежкой. Приход в нашу жизнь "Большого Брата", о котором писал Оруэлл, уже состоялся - но в куда более гигантских масштабах, чем этим может похвастать "1984". И во многом, в погружение в мир антиутопии и лишении себя приватной жизни виноваты мы сами - смартфоны, всевозможные аккаунты в социальных сетях, привязки карт к сотовому номеру - спецслужбам даже напрягаться сильно не надо, чтобы контролировать нас.
Акцент фильма сделан на том, что, исходя из постоянного и неусыпного контроля, мы априори виновны перед государством и не заслуживаем доверия. Любая попытка возмущения ситуацией нарушений прав граждан тут же пресекается напоминанием о теракте 11 сентября, а откровенная ложь чиновников с экрана ТВ вызывает скорее усмешку, чем негодование. И чем дальше - тем больше.
Отдельно хочу отметить очень сильную и интересную речь основателя недавно закрытого сервиса анонимной почты Lavabit Ладара Левисона - один из самых эмоциональных моментов картины.
Но назвать фильм чем-то сенсационным - язык не поворачивается. Сноуден не раскрыл ничего нового, неожиданного. Все давно уже отлично знают о прослушке и контроле, на эту тему постоянно снимается множество фильмов и сериалов. Сноуден лишь "добил" тех, кто откровенно не хотел замечать очевидное, сунув им под самый нос голые факты и документальное подтверждение "заботы" правительств о своих гражданах. Как он хорошо отметил, власть вам доверяет, но на всякий случай держит у вашего виска дуло пистолета и всегда готово нажать на спуск.
И поэтому очень сложно назвать людей, подобных Сноудену, Эллсбергу или Мэннинг (фигуранты других подобных дел) предателями. Но первопроходцами, инициаторами новой борьбы с произволом властей - однозначно.
Что не понравилось - Московский финал. Он, хоть и логично завершённый, какой-то чересчур искусственный, словно постановочный и здорово перечёркивает все труды журналистов. А вот последние кадры и текст - шикарны и полностью отвечают атмосфере и мотиву фильма!
Единственный вопрос, который у меня до сих пор остаётся, и фильм лишь усилил его - действительно ли Сноуден здесь, в Москве? Нет ни одной подтверждающей это записи, выступления. Да, он разыскивается, но, при желании, мог быть ликвидирован и в Гонконге, и по дороге в Россию. И - опять же - выбирая убежище в стране, поддерживающей свободу слова, выбрать место, где постоянный произвол чиновников уже стал практически нормой - решение сомнительное и должно быть чем-то аргументировано. Чего в фильме нет. Так что согласиться с присвоением ленте "Оскара" за лучший документальный фильм прошлого года я ну никак не могу - хорошая репортажная работа. Но не более того. И политическая премия. 7/10, а я пошёл качать Tor.
"Наша общая проблема"
Свидетельство о публикации №215070900564