Эрлик - Верблюд - Дракон

В царстве Эрлика живут два верблюда. Эрлик – создатель верблюда. В предании телеутов небесный бог создал прекрасного аргамака (коня). Эрлик же сотворил подобное существо, сделал шею дугой, только по ошибке приставил ее наоборот – так получился верблюд. В монгольских вариантах мифа про прикованного к скале в подземном царстве шамана-кузнеца-сына неба на его месте стоит – верблюд. В других же сказаниях сам «старик-Эрлик» распятый к земле на четыре кола. Эрлик-хан = Верблюд.

В руке у Эрлика черная змея вместо плети. Змееподобен трехглазый хозяин подземного мира Мангыс, Манги/Эрлик. Мангни со змеями на руках. Злой дух змееподобный Ибыр и Абырган - дракон-змея (боБырган=Эрлик). Эрлик-Хан = Змей.

Эрлик = Верблюд = Змей.

У башкирского рода аи тамга - S-образный символ, который трактуется как «шея верблюда» S или «змейка» S.

Использование символа верблюда в культовом прикладном искусстве народов Центральной Азии имеет глубокие корни. Верблюд на протяжении нескольких тысячелетий являлся одним из объектов почитания. Изображения верблюдов встречаются на металлических пряжках из Сибири, Приуралья, Западного Казахстана. В середине I тыс. до н.э. металлические пряжки с верблюдами являлись одним из атрибутов захоронений социальной элиты. В погребении усуньской жрицы из Каргалы среди культовых предметов были два золотых перстня со скульптурными фигурками верблюдов, инкрустированных бирюзовыми вставками. Образ животного присутствует и на таких культовых предметах, как курильницы, которые использовались для обрядовых действий во время церемоний. Шествующие друг за другом верблюды изображены по бортикам и в центре двух курильниц, представляющих круглые блюда на конической подставке.

В тюркский период верблюд по-прежнему являлся одним из излюбленных персонажей наскального искусства, и его изображения повсеместно встречаются на территории Казахстана: в горах Улытау, Каратау, Хантау, почти во всех святилищах с петроглифами.

По результатам исследования наскальных рисунков Каратау отмечено, что «в петроглифах эпохи бронзы и раннего железного века верблюд является центральным персонажем многих картин, вокруг которого развиваются все события. Культовый характер многих сцен с участием верблюда подчеркивается огромными размерами этого животного и непропорционально мелкими изображениями других действующих лиц».

К эпохе раннего Средневековья относятся новые скопления рисунков, открытые в Минусинской котловине, среди которых «довольно большое количество изображений верблюдов с всадниками и без них, бегущие свободно или ведомые всадниками на конях». На одной из сцен в местности Улазы рядом с рисунками всадников на верблюде и лошади изображены тамги.

Ромбовидная тамга, высеченная на одной плоскости с изображениями всадников на верблюде и лошади в композиции из Улазы, имеет сходство с тамгами на скалах святилища Жайсан. Такие тамги, напоминающие по форме ромб, свисающий на овальной подвеске, близки к ромбовидным подвескам, изображенным на груди тюркских каменных статуй. Ромбовидной амулет изображен на груди трехрогой скульптуры, из местности Кегеты в долине реки Шу/Чу. Это позволяет подтвердить предположение о сакральном характере знаков в форме ромбов, которые изображались на статуях и скалах. На денежном чекане VII–VIII вв. в Шашском оазисе ромбовидные знаки на подвесках сопровождают монеты с верблюдами на аверсе с номиналом и надписью на согдийском языке «Благодатный божественный каган» на реверсе монеты.

В казахской этнографии до современности сохранилась традиция ношения тумара – оберега, напоминающего ромбовидную или треугольную тамгу. Тамгой рода ошакты племени шапрашты является тумар/оберег (ошакты / хозяева очага – с казах. яз.). Ромбовидные тамги, высеченные на скалах, могли служить для маркировки границы сакральной зоны святилища Жайсан. Однако присутствие аналогичной тамги на тюркских монетах Южного Казахстана, Шашского оазиса VII–VIII вв. позволяет признать такие знаки одним из этнокультурных эталонов тюркских народов данной эпохи, центральные владения которых локализовались на землях в бассейне долины реки Шу. Сочетание ромбовидной тамги с изображением верблюда говорит о том, данный образ использовался и в области идеологии.

В Ценральной Азии почитают верблюда и монголы. В монгольских языках бактриан верблюд обозначается как «хоер бохтэй тэмээ» (двугорбый верблюд), «хойр харуулта» (досл. двухмачтовый). Последнее определение является одним из табуированных обозначений этого животного. Как считает Э. П. Бакаева, у некоторых субэтнических подразделений калмыков почитание верблюда выражалось в запрете называть это животное его названием тэмээ. Говоря о верблюде, называли его «двухмачтовым», «дурноголосым бадильяном». В монгольском языке одногорбого верблюда называют ганц бохтэй тэмээ (букв. «верблюд с одним горбом»), имеет место и более редкое определение – наран тэмээ. Дословный перевод – «солнечный верблюд». Вспомним, что у езидов Ангел-Люцифер, правитель Ада - «Малак Тавус» также понимается как солнечное божество, «око солнца». Правитель подземного Ада «солнечный верблюд/Эрлик», «солнечный Малак Тавус». Под солнцем здесь надо понимать подземное солнце Полой Земли или Черное Солнце.

Дэрбэты считали, что верблюд имеет одинаковое происхождение с человеком. В бурятском предании о верблюде говорится, что прежде это животное было женщиной, шаманкой, которая решила испугать небесного бога, тем самым бросив ему вызов. «Для этого она отрезала себе груди, приклеила их на спину, сделалась верблюдом и в этом виде явилась к богу. Тогда бог осердился и оставил ее навсегда верблюдом. Потому что это был прежде человек, плач верблюда похож на человеческий».

Монголы для доставки тела умершего к месту захоронения чаще всего используют верблюда. На верблюде покойника увозят, положив его голову на задний горб животного. Буряты и узумчины Монголии увозят покойника на телеге. После похорон верблюда не используют в хозяйственной работе 49 дней, пока душа все еще находится на земле и, возможно, пользуется этим животным.
Монголы предпринимали целую систему мер, ограждавших их от контактов с умершим. В числе таких мер был перенос жилища, в котором умер человек в другое «хорошее» место. Туда же, где прежде стояла юрта, рядом с покойником отпускают верблюда, на которого возлагается обязанность доставить умершего к месту погребения. Необходимо отметить, что в верованиях монголов место, где умер человек, является запретным: на него нельзя было наступать ни человеку, ни скоту. Тот факт, что в запретной для всех живых зоне может находиться верблюд, возможно, указывает на то, что вступление в контакт с умершим и его душой не таит для него угрозы, поскольку это животное связано с миром царя мертвых Эрлик-ханом.

В древности верблюд у протомонгольских племен наряду с такими животными как волк, медведь входил в число животных охранителей. В калмыцкой мифологии белый верблюд является небесным существом, громовержцем, образ которого сливается с образом другого мифического существа – луу (дракона). «В представлениях донских калмыков лу-дракон – это живое существо, напоминающее верблюжонка, с большими добрыми глазами, длинной с изгибом шеей». Как и у башкирского рода аи. Верблюд = Дракон [Змей] = Эрлик.

У тувинцев недалеко от Самагалтая, старейшего населенного пункта Тывы, где располагалась резиденция Камбы-ламы имеется скала «Каменный Верблюд» (Теве-Хая). Профессор, доктор исторических наук Н.В. Абаев, а также писатель Чооду Кара-Куске считают, что эта скала сочетает в себе Верблюда и Дракона-Змея. Профессор Н.В. Абаев говорит, что эта скала Верблюд есть несомненный Дракон, тотемный предок древнейших уйгурских и урянхайских родов тувинцев, каким его изображали на древних и средневековых рисунках, а также на знаменитых драконьих тамгах аристократических родов теле-уйгуров и уйгур-урянхов, господствовавших во всей центральной части Евразии:
«… Именно в долине реки Тес-Хем находится знаменитая «Тесинская Стела» с драконьими тамгами уйгурских каганов, среди которых наиболее впечатляющими для меня является тамга «трехглавый огненный Змей-Дракон», общеевразийский символ царской власти, который у древних монголов и уйгур-урянхов был также тотемным покровителем тайных воинских союзов, и тамга «Олень-Дракон», которая была родовой тамгой «царских скифов», т.е. саков, и одновременно – тамгой правящего рода уйгуров… Многие тувинские роды и племена скифского и уйгурского происхождения имеют «драконьи тамги» и, более того, согласно культурологической реконструкции древнейшего этногонического мифа, сделанной А. Соскалом, Мировой Змей-Дракон Амырга-Моос (монг. АваргаМогой) считается прародителем всех тувинцев и творцом Матери-Земли и всей Вселенной».

Эрлик = Верблюд = Змей = Дракон. Центральная Азия и её народы - царство Эрлика-Змея-Дракона.

Литература

- Абаев Н.В. «В гостях у тувинского дракона» // Тувинская правда, № 89, 21.08.2012.
- Досымбаева А.М. «Археологические источники в этнографических реконструкциях истории тюрков» // Вестник Томского государственного университета. История, № 3, 2013.
- Потанин Г. Н. «Очерки Северо-Западной Монголии».
- Содномпилова М.М. «Путь в иной мир в мифоритуальной традиции монгольских народов» // «Сибирский сборник — 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга I.» // СПб: МАЭ РАН. 2009.
- Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. «Табан хошуу мал»: верблюд в традиционных представлениях монгольских народов» // Вестник БНЦ СО РАН, № 4, 2013.
- Хисамитдинова Ф.Г. «История и культура Башкортостана: Хрестоматия». Москва: Изд-во «МДС», 1997.


Рецензии