300 спартанцев, ау!

Нет смысла философствовать о том, что кино призвано, как просвещать людей о каких-либо событиях, так и искажать их суть. Это давно ясно. Фильм "300 спартанцев" входит в число тех многих фильмов, которые в немалой степени искажают реальность происходивших событий. Сам фильм снят в совершенно новой манере: фантастические спецэффекты, произведённые в студии; удивительный фон местности, достигнутый с помощью компьютерной техники; цветовые контрасты, в основном света и темноты; многочисленные визуальные эффекты – плод усилий полторы тысячи художников. Говорит ли всё это в пользу фильма или нет – судить профессиональным критикам. На мой взгляд, создателям фильма удалось передать героизм бесстрашных спартанцев, накал боя и прочее и прочее. Но ( и это НО – одно из самых серьёзных и определяющих общее отношение к картине), похоже, что в роли незримого сценариста фильма выступил тот самый спартанский поэт Симонид Кеосский – современник той эпохи, который в своих произведениях описал лишь триста человек, участвовавших в Фермопильской битве, забыв об остальных пяти тысячах греках, ополченцев фиванцев и феспийцев... Хотя нет. Там постарались другие творцы... Продюсеру фильма Д. Нуннари очень полюбился комикс про спартанцев, отсюда всё и пошло.  Ау!...

Эпическая сторона произведения, как мне показалась, сильно пострадала от того, что практически весь фильм был снят с использованием синего экрана, то есть,  непосредственно на его фоне, с использованием технологии chroma key. Историческая часть оказалась в ущербе, благодаря тому, что фильм был адаптирован к комиксам, а не к хроникам реальной истории. Напомню, фильм режиссёра Зака Снайдера, вышедшего в 2006 году, является экранизацией одноимённого комикса Фрэнка Миллера и Линн Варли 1998 года.

Враг показан в однобокой, гротескно-инфернальной проекции. Слишком уж авторы любили Спарту и ненавидели персов, работая над своим детищем, что отложило свой тяжёлый отпечаток на сюжетную ткань картины. Неслучайно, советник президента Ирана по делам искусства Дж. Шамгадри назвал фильм «оскорблением персидской цивилизации» и «частью американской психологической войны против иранской культуры».  Персы полностью демонизированы американскими комикс-киноманами. Тогда, как история напоминает нам, что восхищаясь противником и, воздавая ему должное, персы погребли павших спартанских голлитов с воинскими почестями. А это один из таких ключевых эпизодов, о котором художник умалчивать не может. 
Вообще, если говорить об исторических несовпадениях, то в фильме их великое множество. Одним словом комикс есть комикс, даже если картинки ожили на экране, превращаясь в реальных людей, а буквы стали звуками... Ау!
               

20.05.12
©Марат Шахман.


Рецензии
Конечно же, с Вами я согласен. Но "родителям" картины не столь важна историческая правда. Они как бы переписывают историю всей древней цивилизации по современным западным лекалам и канонам. Не только персидская цивилизация пострадала от "творчества" этих горе-историков и горе-режиссеров, но и наша современная отечественная история. Нас - россиян, до сих пор выставляют на западе пьяницами, лентяями, жестокими варварами и всякой сволочью. Так что надо к ним тоже относиться в некоторой степени с иронией и снисходительностью.

Иса Сулейманов   16.06.2017 21:43     Заявить о нарушении
Это верно, "с иронией и снисходительностью".

Шах Ман   17.06.2017 17:44   Заявить о нарушении