2004 г 31 мая Первые звонки болезни Влады

        Мне позвонил Валентин Рябов и предложил прийти в ДкиТ за удостоверением члена писательской организации. Наши поэты собрались для ежегодной встречи с народом в днях «Жигулевская весна». Пригласили московских и самарских поэтов. Мне удалось встретиться с Вавилиной и поговорить.

Сказала, что ожидают электронную версию романа, мол, кто-то заинтересовался  и хочет издать книжку. Сегодня я отнес диск, и в сопроводительной записке написал, что у меня есть еще одна повесть о тольяттинской девушке, которую похитили аджарцы.

Она заинтересовалась и изъявила желание почитать, даже спросила, как быстро я это сделаю? До этого она сказала, что не любит читать рукописи, а только с экрана. Что странно. По-моему, рукопись предпочтительнее. Теперь надо будет набрать, а отпуск завтра кончится.

2 июня  вышел из отпуска. Заранее приготовил сумку с необходимыми вещами, и никак не мог понять, почему сумка такая тонкая, чего не хватает? И только раскрыв дверцу шкафа на заводе, увидел, что нет полотенца на должном месте, пришлось после работы вытираться двумя салфетками. Хватило.

Вчера была неимоверная жара +32, сегодня на два градуса меньше, и уже более комфортно чувствуется. С утра, с первым автобусом выехали на дачу. Немного полил всё, потому что земля еще влажная после недавних обильных дождей.

Пять часов пролетели, словно один час. В полдень хотел лучше окучить картошку, но заболела голова, и понял, что нужно остановиться, если не хочу неприятностей. Зашел в домик и в прохладе продремал час.

Уснуть не удалось, хотя ночью проснулся в три часа, и больше не смог. В дреме слышал свой храп, проезжающие машины и шум, производимый Викой. С утра она начала было стервозно наседать на меня по пустякам, и без всякого повода. Я не вытерпел и выругался, что делаю крайне редко, и она поняла, что перегнула палку: через некоторое время заговорила ласково и звала: Папуля! Женщины, словно не понимают, что нельзя садиться на голову.

Власта приехала вовремя, как и договаривались. Я молчал. Власта с раздражением говорила о Владе, с которой невозможно разговаривать, грубит. Вика тоже жаловалась на её грубость. Со мной она старается говорить ласково. Правда, это бывает очень редко. Если я начинаю воспитывать, она сразу вспыхивает, и наш разговор замолкает. В таком тоне я ни с кем не хочу говорить.

А в мае она выкинула фортель: перестала ходить на работу и всю неделю спала.
Вика пришла в ужас: с работы выгонят! Пришла к ней, потом мне сказала, что у неё депрессия. Но, когда на следующий день она пришла к нам, я не увидел у неё никакой депрессии. Она ожидала, что я заговорю с ней, стану выяснять, расспрашивать. Но ей не 15 лет, чтобы воспитывать, сама знает, что делать. Это она и делает.

На работе ей предложили в недельный срок подыскать работу. Но неделя прошла и никто её не трогает, а она ушла на сессию. Трудно понять её бзик. А я ничем ей помочь не могу, потому что едва справляюсь со своими проблемами. Снова усилился шум в ушах, еще до начала работы на заводе, снова принялся пить таблетки. А по телевидению говорят, что каждая 12-ая таблетка фальшивая. Вот и лечись.

Мы не понимали, не знали, что у Влады развивается двухочаговый рак в голове, отсюда все её бзики. И врачи не сразу смогли поставить правильный диагноз.

Накануне Катя и Юля бросали с нашего балкона яичную скорлупу на тротуар. Это увидел случайный дед и пришел к нам выяснять, почему дети бросают яйца на тротуар. Я заверил его, что ничего подобного у нас быть не может, мы не настолько богаты, чтобы яйцами разбрасываться. Он недоверчиво слушал.

— Я видел своими глазами.

После его ухода мы вышли на лоджию и догадались, что внучки бросали яичную скорлупу, которую собираем для удобрения огорода. Когда они пришли, я, и Вика накричали на них и выпроводили домой, хотя они хотели остаться на третью ночь. За два дня они порядком успели надоесть. Катя очень проказливая, вся в отца, ни за что не признается в содеянном. Уличили в воровстве – не призналась. И сейчас молчала, недовольная нашим криком.

Дома я было не хотел пить пиво, но не выдержал, увидев пиво на столе. Лида вынула из холодильника, как ей и сказали, за час до нашего приезда. Выпил почти весь ваучер, и на удивление, мне хуже не стало, я даже сел к компьютеру. Потом часик полежал на спине и выпил таблетку анальгина.

3 июня сильно похолодало +10 днем, идет дождь. В Осетии выпал крупный град. Работаю на диске, где гораздо больше свободного времени, могу читать и писать.

6 июня. На заводе единственное новшество: в раздевалке сдвинули шкафы от стен, существенно сузив единственный проход, в котором, к тому же, стоят умывальники. Что ж, умников у нас всегда хватало. Создают видимость работы.

В Самаре взорвали Кировский рынок. Погибли 11 человек, сорок ранено. Татарин Равиль, с сердечным стимулятором, сказал:

— Скоро эти черножопые и до нас доберутся.

Я изумился: Он считает себя беложопым! Спросил:

— Кого ты имеешь в виду?
— Чеченов. Все магазины под ними ходят.

Если это так, то зачем им взрывать? Только спросил:

— А наши бандиты лучше?
— Такой беспредел делать не будут.

Снова вывели на работу в воскресенье, закрывать план за запчасти. По тому масштабу воровства, какое есть, мы на 50% работаем на воров в лице наших непосредственных начальников, которые знают всё, но ничего не делают, чтобы прекратить воровство. Именно так развалилась царская Россия, потом СССР.

Утром почувствовал легкое головокружение, голова в тисках. То ли следствие геомагнитной погоды, то ли двух рюмок вина, выпитых два дня назад. Надо прекратить пить вино и водку. Только пиво! В который раз убедился, что подкладывание «соломки» не помогает, каждый раз что-то мешает и соломка оказывается подложенной впустую.

У меня увлечение видеомагнитофоном продержалось пять лет. Я догадывался об этом, скоротечности, спрашивал Петухова:

— Зачем он нужен?

Он ответил:

— Записывать классику. Типа «Бриллиантовая рука» и т.п.

Что и даром не нужно. Лишь удобно записывать передачи, которые идут поздно ночью. Через девять лет приобрел компьютер. К сожалению, тенденцию не смогу продолжить, не успеваю к новой игрушке прогресса.

В последний раз Ника пришла к нам в короткой кофточке, которая открывала на всеобщее обозрение соблазнительный плоский девичий животик с пупком. У неё лишь недавно начались месячные с сильными болями, так что Влада с удовольствием взяла бюллетень, чтобы присматривать за дочкой. Я сказал Вике:

— Не рано ли в 13 лет ходить в столь провоцирующем наряде? 

Это подразумевало, что за такой одеждой последуют и другие подобные поступки: встречи с мальчиками, выпивка, наркотики.

— Они все сейчас так ходят, — отмахнулась Вика. – Ты отстал от жизни.

Спорить и доказывать свою правоту бесполезно. Чтобы я ни говорил – всё плохо. Такая бессознательная установка у Вики. То ли она не хочет конфликтовать с дочками, мол, кривая вывезет. Но, зачастую, кривая лишь портит жизнь, как испортила моим дочкам, только лишь потому, что мы считали, что не нужно вмешиваться в их выбор, как это делала моя мать. Они сделали свой выбор, и обе ошиблись. И здесь они могут обвинять нас: Почему не вмешались? Я тогда была – дурой!

У Власты обида на меня, что я не воспитываю и не общаюсь с её детьми. Но она не хочет помнить слова, написанные в записке к Игорю:

«Удивляюсь, как ты не убил моего отца»?

Она так была зла на меня, что готова убить меня, даже руками своего возлюбленного. Выругавшись недавно при мне матом, она, как бы косвенно заявила, напрямую не решается: Видишь, как мало собираюсь считаться с тобой и с твоим воспитанием? Плевать я на тебя хотела!

Я пожалел Вику, не стал «возникать», хотя позже она сказала:

— Зачем ты ей это сказал? Они сейчас другие.

А сказал я:

 — Власта, ты за свою жизнь слышала, чтобы я хоть раз при вас выругался?

Она раздраженно ответила:

 — Я же, извинилась. Что поделаешь, раз они такие козлы. Никаких нервов на них не хватает. Выругаешься, и легче становится.

Хотел было сказать: если это тебя так нервирует, не садись за руль. Но промолчал, так как догадывался, что она ругает не водителя, загородившего нам дорогу, а так, своеобразно, мстит мне. Но она пока не знает, что месть – это палка о двух концах. И не знает меня. Не хочет задуматься, кто я, и почему такой?

Я, конечно, не поступлю, как мать, но они обе лишены общения со мной, лишены моей дружбы. Лишь показная видимость благополучия. Они обижены на меня, я на них. Я не из тех, кто считает, что можно подставлять вторую щеку и терпеть  неуважение от детей. Примерно, в общей сложности, 30 тысяч рублей, если не больше, мы дали Власте на машину. Я сказал Вике:

— Если ей не хватает денег, почему бы не купить авто дешевле, а не самую дорогую?

Вика промолчала. Вероятно, потому что знает ответ: Власта считает, что коли мы дали денег Владе, то должны дать и ей. Её не заботит, что мы отдаем всё заработанное, и у нас на старость ничего не остается. Мы не можем себе ничего купить, ни отложить.

Влада снова проспала на работу, и ей сказали, что готовят документы на увольнение. Недавно Вика ей позвонила:

— Что ты делаешь?
– Сплю.

 Андрей с детьми уехал отдыхать по путевке, а она от всех отдыхает, и всё не может отдохнуть. Непонятно, что с ней? То ли психологически надломилась, не выдержав брака с Андреем, который не хочет с ней считаться, то ли играет свою игру. Тем более есть дурная бабкина наследственность – шизофрения.

Ночью от окна несет прохладой, всего +12, а мне снится русалка, с которой общаюсь. Когда надо позвать, хлопаю ладонью по поверхности воды, и вижу ее внизу, в красном наряде.

Только вчера по телевидению  показывали, как аквалангист стучит камнем о камень, подзывая мурену к кормежке рыбой.

Под утро смешной сон: Володя Зотов балансирует, как циркач на доске, поставленной на шар. Я подал ему руку, чтобы он держался за неё и не упал. Руку поддерживаю второй, понимая, что у него вес большой, могу не удержать.

В библиотеке кроме чтива нечего брать. Журналы стоят нетронутыми. Мне сказали, что они выдают за деньги, и только недавно выяснил, что они имели в виду журналы, типа «Крестьянка». А мои толстые — могут давать. Такими же, девственно чистыми стоят книги наших поэтов. Братская могила. Неужели они сами не понимают, что их никто не читает? Радуются, когда в деревне доярки приходят их слушать и хлопают.

15 июнь. Воронцов на сегодня пригласил всех на свой творческий вечер, посвященный его юбилею,  в военное училище, сказал:

— Ничего из подарков приносить не надо, достаточно букета цветов.

Я неуютно чувствую себя на таких вечерах. Фальш. Лживые слова. Да и денег жаль. Он сейчас не пьет, завязал. А то было не просыхал. И без него деньги разлетаются во все стороны, всем нужны деньги, куда ни повернешься.

Вика про Краснова сказала, что он за короткое время пребывания у нас начальником, едва ли не с месяц, успел сделать много хорошего для рабочих: мне и Вике без волокиты повысили разряд, Лёвкиной выбил двухкомнатную квартиру. Наш Никонов горой стоял на страже интересов заводских начальников, и с трудом давал очередной разряд своим работникам.

Вика приехала с дачи и сказала, что в клубнике соловей свил гнездо, и там четыре коричневых яйца. Незадолго до этого, когда мы работали на даче, неожиданно запел на четверть часа, совсем близко, в метрах пяти. И вот, решил довериться нам.

Странно, почему на земле? Позже Алла Владыко сказала, что это малиновка. Клюв длинный. После дождей гнездо намокло. При приближении Вики, она нехотя взлетает, но потом возвращается.

Двое детей Айседоры Дункан и гувернантка упали в машине с моста в Сену. Что это,
Насмешка судьбы, если вспомнить, как погибла сама Айседора: длинный шарф развевался от набегающего ветра и намотался на колеса авто, затянув туда и хозяйку.

17 июнь. Примерно месяц назад ночью в туалете услышал равномерные щелчки. Через неделю эти щелчки стали слышны и днем. Я осмотрел полки. Казалось, там нечему щелкать. Из чердака тоже не мог идти треск, который слышался только в туалете. Непонятная чертовщина. Сказал Вике. Она спокойно ответила:

— Трубы потрескивают. Старые.

Что же это означает? Могут в любое время рвануть? Им уже 23 года, как мы заселились. Объяснение простое. Когда знаешь. Любое явление объясняется просто, но не все знают эту простоту, начинают выдумывать дьявольщину, домовых, инопланетян.

Перед раздевалкой встретил Ивана Кузьменко, идущего на работу, спросил его:

— Ты понял, кто у тебя украл 500 рублей из шкафа?
– Кто?
 – Тот, кто уволился.
– Пихтовников?

Как это он быстро сказал? У них давняя неприязнь.

— Юра Коблов. Он один с пропитой совестью.
— Не пойман, не вор.

         Это так. У меня были на него подозрения, но он так открыто смотрел, без тени смущения, что невольно думалось: может, это и не он? Нужно обладать огромным самообладанием, чтобы, будучи виноватым, вот так ясно смотреть чистым взором.

То-то он тешился, когда просил взаймы, хотя бы пять рублей, именно столько он украл у меня из кармана брюк. Другие парни тоже пьют, но у них есть хоть какой-то стержень, а этот всё похерил.

Вика увлеклась разведением фиалок, которые занимают мало места, но долго цветут. Галя Напылова тоже разводит. Позвонила Вике, чтобы пришла посмотреть новую фиалку. Обычно она любит хвастаться, но сейчас рассказала про свою беду: зять взял кредит на пять тысяч рублей, и уволился с завода. Кредит уже вырос до 15 тысяч. На расчетные деньги он купил себе музыкальный центр. А Свете приходиться работать на двух работах, чтобы выкрутиться.

Нина Х. пришла за фиалками и стала грузить чужими проблемами: сын Полины – Володя, уволился с таксопарка и сейчас не может найти работу, нигде не принимают, потому что он не пошел подтверждать свою инвалидность, два раза был инфаркт, а ему едва 35. Мол, прошлый раз она помогла ему получить эту справку, а сейчас он сам не захотел пойти получить её – детский сад какой-то!

И всякий раз она с упоением рассказывает о чужих болячках, словно своих проблем нет, или говорить не о чем. Перебил её, спросил о внучке Романе, которая приехала на лето из Италии:

— Не забыла ли русский язык?
– Нет. Сейчас говорит лучше. Может, старше стала.

         На заводе неожиданно увидел женщину в халате мастера. Своей походкой она напомнила ту девушку, которую я часто видел лет 15 назад: маленькая, некрасивая, ходила быстро, не отрывая взгляда перед собой в землю, явно закомплексованная, сильно сутулится, шагает широко, отчего походка квазимодовская, ни на кого не смотрит. Глядя на неё, можно всю её судьбу предсказать.

         И вот, после десятилетнего перерыва, она появилась на прежнем пути, но уже в полураспахнутом халате мастера, почему-то кажется сильно постаревшей, словно ей сорок лет, а должно быть под 30. Не узнал, если бы не её походка. Интересно. Хочется узнать, как сложилась её судьба? Хоть подойди и спроси. Жизнь порой выкидывает фортеля. Красавицы не могут ужиться с мужьями из-за завышенных амбиций, а дурнушки – живут.

Даже на шершавой бумаге ручка вдруг перестала писать, хотя пасты еще две трети. Накануне я прочитал в журнале, что в таких случаях нужно опустить стержень в одеколон, так я и сделал. Ручка стала писать. Исписал пять мм. и снова перестала писать. Пошел к Юре просить новый стержень, и он сказал, что это их болезнь: испишутся на треть и перестают писать. В России всё так, даже стержни для ручек не умеем делать.

Вдруг появилась изжога. Погрешил на гречневую кашу, которую вдруг сварила Вика один к одному – очень сухая, но из-за подливы, вкусная.

Потом вдруг вспомнил, что Лида, уехав, оставила три таблетки «Орбит», которые я сжевал, чтобы не пропадать добру, да и попробовать, наконец-то, вкус, хоть раз в жизни! Возможно, сильный выброс слюны в желудок и спровоцировал изжогу.
Удивительно, как, казалось бы, не связанный факт приезда Лиды, сказался на моем здоровье! Попробовал лечить изжогу мёдом, но сразу не помогло, нужно съесть несколько килограммов. Нужны деньги, а их нет, все уходят на оплату кредита Власты.

продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/09/02/568


Рецензии