Святой меча

                Кэнсей - Святой меча.

  Миямото Мусаси - легендарный Кэнсей, Святой меча, пожалуй, самый знаменитый в истории Японии самурай. Его бессмертная книга Го Рин Но Сё (Книга Пяти Колец) и сейчас стоит во главе списка литературы, обязательной для изучения любому начинающему путь меча. О нём снят приключенческий сериал «Мусаси», о нём Эдзи Ёсикава, известный японский писатель, написал в 30-х годах роман, ставший бестселлером не только в Японии, но и в Европе. О нём повествуют многочисленные манга, статьи и фильмы.
А ведь в стране, где историю почитают, историю любят и историей интересуются, такое признание дорого стоит.
Биография и деяния Мусаси известны каждому школьнику – и сказать что-то новое, не скатившись в банальщину и повторы, весьма непросто.
Но начнем все-таки с широко известных фактов и самых популярных легенд, те же, кто уже знаком с основными этапами жизни Мусаси могут пропустить несколько абзацев.

  Настоящее имя Миямото Мусаси – Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. В имени кроется и происхождение, и место рождения нашего героя. «Мусаси» - это местность к юго-западу от Токио, в одной из деревень которой под названием Миямото и родился в 1584 году будущий легендарный фехтовальщик. Обращение «но-Ками» показывает благородное происхождение, а «Фудзивара» - один из древнейших и знатнейших родов Японии. Предками Мусаси были члены клана Харима с острова Кюсю. Его дед, Хирада Сэкэн, служил у владельца замка Такеяма, Симмэн Ига-но-Ками Судэсиги. Служил, видимо, так неплохо, что князь выдал за него свою родную дочь. Так что родословная у Миямото Мусаси была более чем солидная, и в обществе ему была уготована роль богатого и знатного самурая высокого ранга. Его отец, Мунисай, был известный фехтовальщиком и блестяще владел дзиттэ, стальной дубинкой с крюком, орудием для борьбы с мечами самураев. Тогдашний сёгун, Асикага Ёсики, даже приглашал его для преподавания к своему двору. В столице и произошел конфликт Мунисая Мусаси с семьей Ёсиока, по неясной легенде, он выиграл две схватки из трех против представителей Ёсиока, но чем всё закончилось, неизвестно.
Однако Мусаси очень рано, в 7 лет, остался сиротой, и воспитанием его занимался дядя, монах одного из буддийских монастырей. Средневековые буддийские монастыри в Японии отнюдь не были обителями смиренных аскетов, предающихся медитации. Славные традиции монаха-воина Бэнкея продолжали жить, и боевыми искусствами владел едва ли не каждый монах. Мусаси было у кого поучиться. Юный самурай, которого в детстве звали Бэн-но-Сукэ, еще подростком проявил свой незаурядный талант бойца и оригинальный характер. Уже в 13 лет он сразился в поединке с опытным самураем Арима Кихеем, и победил его, сражаясь обычной палкой. В 16 лет Мусаси нанес поражение еще боле умелому противнику, Тадасима Акимэ, после чего отправился в путешествие по Японии, став странствующим воином-ронином.
В стране продолжала бушевать гражданская война, на этот раз могущественный клан Асикага сражался против войск Иэясу. Мусаси участвует в битве при Сэкигахара на стороне Асикага, где Иэясу разбивает войска противника наголову. Мусаси счастливо избегает смерти, и впоследстии старается не вспоминать об этом эпизоде.
Спасшись, Миямото пробирается в столицу, и там встречается с семьей Ёсиока, врагами своего отца. Он последовательно побеждает трех братьев, Сэйдзиро, Дзэнситиро и Хантисиро, и продолжает свои странствия.
Еще до тридцати лет он проводит более шестидесяти дуэлей с самыми знаменитыми противниками, и во всех побеждает. У него появляются ученики, о нем ходят слухи и легенды, рассказы о его подвигах появляются в хрониках и надписях.
Мастерство Мусаси совершенствуется, где-то в 1612 году он уже совершенно отказывается от настоящих клинков и использует в поединках деревянный меч-боккэн. В 1614-15 годах он снова участвует в масштабных сражениях между Иэясу и сторонниками Асикага, но на это раз на стороне Иэясу. Он больше не хотел проигрывать.
   По собственным словам Мусаси, к окончательному понимаю сущности поединка он пришел в 1634 году в возрасте 50-51 года. Он осел на острове Кюсю, жил в Огура, затем в замке Кумамото, на службе у князя Тюри, где обучал самураев не только боевым искусствам, но и живописи и каллиграфии. А в 1643 году удалился в пещеру под названием Рэйгэндо, где и прожил 2 года, перед смертью изложив в книге «Го Рин Но Сё» свой опыт и своё видение пути меча. Скончался он 19 мая 1645 года.

   О поединках Миямото Мусаси осталось множество полулегендарных упоминаний и невероятных историй. Расскажу вкратце о самых известных эпизодах, прекрасно характеризующих его личность.

   Поединки с тремя братьями Ёсиока проходили следующим образом. Первым с Муси сразился старший брат, Сэйдзиро. Своим любимым деревянным мечом Миямото избил противника и выбил у него из рук меч. После такого позора Сэйдзиро состриг пучок волос на голове, символ принадлежности к касте самураев.
Среднему брату, Дэнситиро, Мусаси просто проломил голову тем же деревянным мечом. Младший же из клана, Ханситиро, слыл самым искусным фехтовальщиком, но и он не смог противостоять Мусаси и его боккену. По легенде, после этого сёгун запретил членам клана Ёсиока заниматься фехтованием, и они были вынуждены стать ремесленниками, красильщиками. Этой профессии члены клана остались верны и по сей день.

  Как-то в Эдо к Мусаси пришел воин по имени Мусо Гоносуке и предложил с ним сразиться. В это время Миямото вырезал заготовку для лука и заявил, что использует её в поединке. Гоносуке выхватил меч и атаковал, но был повержен деревяшкой в руках Мусаси.

  В провинции Идзума Мусаси пришел к местному князю Мацудайра и вызвал на бой его сильнейшего самурая. Против уже ставшего знаменитым Мусаси выставили мастера по владению деревянным восьмигранным шестом. Двумя деревянными мечами Мусаси загнал противника в сад и поверг его ударом по рукам. После этого князь сам вызвал Миямото на бой. Мусаси оттеснил князя на террасу и затем мощным ударом сломал ему меч. После чего князь признал свое поражение и Мусаси остался у него преподавать технику фехтования.

 
  Однажды в провинции Ига Мусаси встретил незнакомого самурая. Внутренняя энергия, мощь и спокойствие, исходившие от незнакомца, говорили о том, что это достойный противник и настоящий мастер. Это был не менее знаменитый, чем Мусаси, боец, не знающий поражений Яго Дзюбей. Через некоторое время Мусаси произнес: «Прошу прощения…я полагаю, ваше имя – Яго Дзюбей?». «Это так, - ответил тот, - а вы, вероятно, Миямото Мусаси?». Для каждого из них сразиться с равным себе было одновременно и испытанием, и честью. Но один из непревзойденных мастеров должен был погибнуть. Бойцы направились в ближайшую таверну и потребовали чай и доску для игры в го. Более трех часов длился поединок, но никто не смог достичь преимущества. Силы были равны. И оба мастера, глубоко поклонившись друг другу, разошлись в противоположных направлениях. Никогда больше их пути не пересекались.

  Еще одна знаменитая история также произошла на постоялом дворе. Мусаси мирно обедал в углу корчмы, когда в комнату ввалилась шумная компания подозрительных личностей, увешанных оружием. Заметив благородного самурая и его богато украшенный меч, они принялись шептаться, побрякивая оружием. С несокрушимым спокойствием Мусаси прервал трапезу и молниеносными движениями одну за другой поймал палочками для еды четырех жужжащих вокруг мух. Как гласит легенда, разбойники, увидев это, с поклонами, пятясь, почтительно покинули таверну.

  Но, наверное, если бы подвиги Мусаси были лишь военными, а его легендарная книга была просто пособием по технике боя, сейчас бы его имя скрылось из людской памяти. Мусаси писал: «Ищи Пути во всем». «Когда обретаешь Путь, нет ничего, чего ты не смог бы понять». И он, нашедший Путь, писал великолепные картины тушью, сохранившиеся до наших дней изображения Хотэя, Дарумы, птиц, цветов и драконов. Он был искусным каллиграфом – его свитком «Сэнки» можно насладиться и сегодня. В частной коллекции хранится деревянная скульптура Фудо Мёо, сделанная Мусаси. Он был мастером по изготовлению цуба, гард для мечей. К сожалению, не сохранилось его стихотворных произведений – а по историческим свидетельствам, и в этом искусстве он преуспевал.
«Изучи Путь всех профессий» - он не только писал так, но и поступал.
Легендарная книга Пяти Колец не просто руководство по воинскому делу. Это фактически руководство к жизни настоящего мужчины, Дао жизни, если хотите, «руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии». И в любом возрасте, при любом опыте ищущий читатель найдет в этой книге что-то новое для себя.

  Самый известный поединок Мусаси состоялся в 17-й год эры Кейте, в 1612 году, когда он находился в Огуре, городке провинции Бунзен. Его противником был Сасаки Кодзиро, молодой человек, разработавший изумительную технику фехтования, известную как "Цубаме-гаеси", или "пируэт ласточки", вдохновленный движением хвоста ласточки в полете. Кодзиро содержал князь провинции, Хосокава Тадаоки. Мусаси обратился к Тадаоки за разрешением сразиться с Кодзиро через одного из самураев Хосокавы, некоего Нагаока Сато Окинага, бывшего некогда учеником отца Мусаси. Разрешение было дано.

  Поединок назначили на восемь часов следующего утра. Местом его проведения должен был стать остров в нескольких милях от Огуры. В ту же ночь Мусаси покинул свое жилище и отправился пировать в дом Кобаяси Таро Дзаэмона. Это не прошло незамеченным. Пронесся слух, что в страхе перед филигранной техникой Кодзиро Мусаси бежал.

Действительно, на следующее утро Мусаси не явился на место схватки к назначенному часу. В дом Кобаяси отправили гонца. Мусаси с трудом добудились. Он встал, выпил воду из тазика для умывания и взгромоздился в лодку. Пока Сато Окинага греб к месту дуэли, Мусаси подвязал бумажными лентами рукава кимоно и выстрогал подобие меча из запасного весла. Проделав это, он прилег отдохнуть.

Лодка причалила к берегу. Кодзиро и его секунданты были поражены видом Мусаси. С растрепанными волосами, кое-как перехваченными полотенцем, он выскочил из лодки и, размахивая обрубком весла, бросился к противнику. Кодзиро обнажил меч -- изумительный клинок работы Нагамицу из Бидзена -- и отбросил ножны. "Тебе они больше не понадобятся", -- кивнул Мусаси, устремляясь вперед.

Кодзиро сделал выпад, Мусаси рванулся в сторону и опустил весло на голову врага. Когда Кодзиро падал, его меч задел полотенце на голове Мусаси и рассек пояс его широких штанов. Поняв, что с противником покончено, Мусаси поклонился онемевшим секундантам и, сверкая задницей, направился к лодке. Некоторые источники утверждают, что, убив Кодзиро, Мусаси отбросил весло, сделал несколько резвых прыжков, выхватил боевые мечи и с криком замахал ими над поверженным противником.

Примерно в это время Мусаси совершенно перестал использовать в поединках настоящие клинки. Он сделался непобедимым и с этого момента посвятил себя поискам совершенного понимания Пути Кендо.

В 1614 и 1615 годах мастер воспользовался случаем снова испытать себя в боевых условиях. Иэясу осадил замок Осака, где собрались поднявшие мятеж сторонники семьи Асикага. Мусаси присоединился к войскам Токугавы в зимнюю и летнюю кампанию, сражаясь теперь против тех, за кого бился в молодости при Сэки-га-Хара.

Согласно его собственным писаниям, Мусаси пришел к пониманию стратегии боя, когда ему было пятьдесят или пятьдесят один, в 1634 году. Он вместе со своим приемным сыном Иори, беспризорником, подобранным во время путешествия в провинции Дэва, осел в Огуре. С тех пор Мусаси больше не покидал остров Кюсю. В те времена замком Кумамото, центром провинции Хиго, владела семья Хосокава. Князем провинции Бунзен был Огасавара. Иори пошел на службу к Огасавара Тададзане и в качестве капитана армии Тададзане сражался с христианами во время восстания Симавары в 1638 году, когда Мусаси было около пятидесяти пяти. Князья южных провинций всегда стояли против власти Токугава и выступали зачинщиками интриг с иностранцами и японцами- христианами. Мусаси находился в составе военного совета при Симавары, где была учинена бойня над христианами. После этого Иэясу закрыл японские порты для иноземцев, и это положение просуществовало более двух веков.

После шести лет жизни в Огуре Мусаси был приглашен к Тюри, владельцу замка Кумамото, родственнику Хокасавы. Он провел у князя несколько лет, занимаясь живописью и обучением самураев влиятельного феодала. В 1643 году мастер меча стал отшельником, удалившись в пещеру под названием "Рейгендо". Там он написал книгу "Го Рин Но Се", посвященную любимому ученику Тэруо Нобуюки. Через несколько дней после окончания труда 19 мая 1645 года Мусаси умер.

Мусаси известен в Японии как "Кенсей", то есть "Святой Меча". "Го Рин Но Се" стоит в начале любой библиографии по Кендо, являясь уникальной книгой, освещающей как вопросы стратегии военных действий, так и методы одиночного поединка. Она не является диссертацией по военному делу, она, по словам самого Мусаси, всего лишь "руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии", но ее содержание всегда находится за пределами понимания ученика. Чем больше читаешь эту книгу, тем больше находишь на ее страницах. Это завещание Мусаси, ключ к пути, по которому он шел. Ему еще не было тридцати, когда он стал непобедимым бойцом, но не осел и не основал школу, переполненный сознанием успеха, а с удвоенным усердием погрузился в дальнейший поиск. Даже к концу своих дней мастер презирал роскошную жизнь и два года прожил в горной пещере, погруженный в глубокое самосозерцание. Поведение этого бесстрашного и упрямого человека было несомненно скромным и искренним.

Мусаси писал: "Когда обретаешь Путь Стратегии, нет ничего, чего ты не смог бы понять", и еще: "Ты будешь видеть Путь во всем". Действительно, сам он стал мастером во всем. Он создал замечательные работы живописи тушью, быть может, более ценимые японцами, чем любые другие произведения этого жанра. В его картинах -- бакланы, цапли, синтоистский бог Хотей, драконы, цветы и птицы, птица на высохшем дереве, Дарума (Бодхидхарма) и многое другое. Мусаси стал искусным каллиграфом, свидетельство чему -- его произведение "Сэнки" ("воинственный дух"). В одной из частных коллекций находится маленькая деревянная статуэтка, изображающая буддийского святого Фудо Миоо, руки мастера боя. Недавно утеряна его скульптура Каннон. Мусаси создал ряд произведений из металла и основал школу изготовителей гард для мечей. Считается, что он являлся автором бесчисленных поэм и песен. Ни одна из них, к сожалению, не сохранилась. Рассказывают также, что сегун Иемицу специально заказывал Мусаси писать восход солнца над замком Эдо.
На его картинах часто стоит печать "Мусаси" или псевдоним, "Нитэн". "Нитэн" означает "Два неба", что порой связывается со стойкой воина, воздевшего два меча над головой. Мусаси является основателем школы фехтования, известной как "Нитэн рю", или "Энмей рю" ("чистый круг").

Мусаси писал: "Изучи Пути всех профессий". Сам он именно так и поступал. Он перенимал жизненный опыт не только знаменитых мастеров меча, но и монахов, стратегов, художников и ремесленников, стараясь расширить свои познания.

 Литература: Ёсикава Эйдзи « Миямото Мусаси» http://ki-moscow.narod.ru/litra/bi/10mechen/10mechen.htm

             Миямото Мусаси «Книга Пяти Колец».http://lib.ru/DO/m6m.txt


Рецензии