40. Россия. Живопись на рубеже эпох

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


             ГЛАВА - 40. РОССИЯ. ЖИВОПИСЬ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ.


             Завершение 19-го века и начало 20-го дало, как известно, очень много интереснейших талантов в нашем искусстве. Выражение "серебряный век" знакомо многим.

     Но почему вдруг проявилось столько необычной талантливости? А потому, что в обществе и особенно в его интеллектуальной части возникло в это время возбуждённое состояние поиска. Побуждение к изменению, к поиску всегда даёт множество необычных малых и больших художественных открытий, множество экспериментаторства в темах и формах.

     Для России в это время совпали три исторических фактора: бессилие загнивающего старого строя вскрылось особенно явно; в обществе возникли новые социальные силы, способные к радикальной схватке; втянутая в мировое хозяйство, Россия вместе со всем миром бурно переходила к новому научно-техническому качеству 20-го века.

     Творческая интеллигенция чувствовала необходимость отойти от старых форм, найти новые, но ещё не видела их ясно, отшатывалась от привычной идеологии старой жизни, зачастую боязливо встречала новую борьбу, металась, искала выход, искала своё место, своё слово.

     Даже при беглом взгляде на искусство того времени в глаза сразу бросаются две его характернейшие черты: утончённое, эмоциональное новаторство и одновременно - расплывчатость целей, утрата идейной определённости. Новые приёмы, неожиданные художественные изобретения и одновременно - грусть, тревога, ну и как всегда в таких случаях, прятание в надуманную иллюзорность и мистику.

     В преддверии великих и грозных переломов интеллигенция всегда мечется и тревожится, теряет старые ориентиры и пока не имеет новых, то убегает от жизни в изысканные выдумки, то впадает в беспредметное оригинальничанье, похожее на истерику.

     Загнивание отмершего старого и мучительное рождение нового происходит внутри одних и тех же людей, переплетается и смешивается в них во что-то необычное. Не понять, - это плач или смех? прорыв вперёд или откат назад? трупный запах умирающего старого или прорастающие цветы нового?

     По этим признакам всегда можно определить, что приближается крутой исторический перелом.

     Нетрудно понять скорую перспективу такого метания. Значительная часть этих творцов, несмотря на изобретённые ими прекрасные интересности, не впишется в новую эпоху и уйдёт на историческое дно, в замкнутые норки пустой декоративности и мистики. Но из метаний и поиска всё же выделится и новое сильное искусство, достойное 20-го века, - века великих войн и великих революций.



            Давайте посмотрим на живопись этого времени. В этой главе я хочу представить побольше разных произведений, а всю следующую посвятить одному из моих любимых художников - Врубелю.

     1). Очень характерно для художников этого стиля повышенное внимание к цвету, особенно к цвету броскому. Вероятно, в этом они видели способ передать высокий эмоциональный накал.

     Вот картина Субботина "Чаепитие". Художник не мудрствуя, просто и откровенно обыгрывает ярко-красный цвет:

http://artpoisk.info/files/images/12055.jpg

     2). "Крестьянка" Архипова. Тот же ярко-красный цвет, тот же приём:

http://www.vsdn.ru/images/data/mus/70501_big_1345708799.jpg

     3). Художник Малявин, "Портрет балерины Балашовой". Опять море огненно-красного. Честно говоря, приём начинает немножко надоедать.

http://artpoisk.info/files/images/22245.jpg

          Конечно, это впечатляет. Цвет не может не впечатлять. Но при таком массовом применении  этого приёма он как-то обесценивается. Великую роль чувства меры в искусстве ещё никто не отменял.

     Авторов понять, конечно, можно. Им хочется выкрикнуть своим искусством наболевшее. А как это сделать более скромными средствами? Да, это возможно сделать, и даже можно  менее крикливыми средствами произвести гораздо большее звучание. Когда мы видим "скромненькое" произведение с эффектом "атомной бомбы", мы гораздо выше ценим и этот шедевр, и мастерство автора. Но это очень трудно. Говорить шёпотом то, что потрясает весь мир, умеет не каждый.

     4). Знаменитый и любимый многими Борисов-Мусатов. Картина "Осенний мотив":

http://www.stihi.ru/pics/2014/02/05/1936.jpg

         И ещё одна его картина - "Грусть":

http://www.artsait.ru/art/b/borismus/img/48.jpg

     5). Дело вкуса, конечно. Но сопоставляя творчество этого времени с великими образцами российского 19-го века (хотя бы с теми, которые показаны в предыдущей главе), нельзя не увидеть, что завлекательности в этой живописи, может, и побольше, но идейное снижение тоже явно заметно.

     Причём это не признак слабого мастерства, а именно утрата опорной идеи внутри себя. Как только такие художники обращаются к сильной идее, находящейся вне их, в картинах появляется бесспорная художественная сила.

     Вот, к примеру, художник Сомов, известный изображениями манерных дам, загадочных масок, арлекинов, маркиз и тому подобное, тем не менее, обратившись к образу Александра Блока, создал, как мне кажется, самый лучший из блоковских портретов. (Этот портрет вынесен в заголовок.)

     Или похожий пример. Художник Бенуа, всё творчество которого исключительно изысканно и приторно, сделал в то же время, пожалуй, лучшие иллюстрации к "Медному всаднику" Пушкина, - одной из самых сильнейших пушкинских вещей.

     6). И в завершение главы, художник, стоящий особняком. Взявший что-то у этих новых веяний, но изо всех сил старающийся удержаться на высоте великой идейности. Николай Рерих.

     Думаю, будет хорошо закончить главу этим сильным произведением. Картина называется "Последний ангел" (1912 год), - грозная красочная символика гибели старого времени и возвещения времени нового:

http://gallery.facets.ru/show.php?id=11


Рецензии