День ВОДЫ

Из цикла "Мои истории"

Сегодня случился удивительный день. Символом его стала ВОДА. После завтрака мы отправились в «Музей воды» в Ловече. Когда-то это была турецкая баня «Дели хамам» с удивительной системой обогрева под названием гипокауст, известная с очень давних, еще античных времен. В бане  этой  не раз было перемыто все население города.
В римских банях была та же система отопления, о ней я слышала  на экскурсии в древний Карфаген, там они меня впечатлили огромными размерами  и сложными устройствами. Поразил меня тогда один факт, что в холодные времена, сидения туалетов обогревались для римских патрициев теплом тел  рабов.
Вернемся к нашему музею. Лет 30 назад эта турецкая баня  была закрыта и постепенно пришла в запустение,  разрушалась потихоньку, как и все, на что перестают обращать внимание и о чем перестают заботиться. На снимках до реставрации я увидела деревца, растущие на крыше этого довольно большого сооружения, разрушенные деревянные постройки, служившие складом топлива: дров и угля.
Но теперь, после реставрации, баня эта стала «Музеем воды». Красота, да и только. Крыша восстановлена, внутренние помещения чисты и светлы. Так и представляешь себе, как здесь люди расслабляются, снимая с себя груз забот, и омывают свое тело чистой водой, а свою душу чистой энергией.
Система освещения здесь особенная. Через отверстия в куполообразных потолках круглых и звездообразных под разными углами проникал дневной свет, создавая пересекающими лучами атмосферу приглушенного освещения, а пар добавлял таинственности фигурам и движениям.
Посещения бани для мусульман и православных были в разные дни, да и мужские дни чередовались с женскими. И получалось, что у каждого был свой банный день.
Но, самое интересное ожидало меня в кочегарке. Там стоит сооружение под названием локомобилът. Котел на огромных колесах, отреставрированный, блестящий. Красавец, я даже немного в него влюбилась. Именно он нагревал воздух и воду в бане. Замечу, что системы труб тогда не было, а были каменные лабиринты, по которым и струилось тепло.
Тут-то я вспомнила, что моя мама работала после войны кочегаром в детском саду. Она тоже топила котлы, закидывая в них уголь, и обеспечивала огромное двухэтажное здание детского сада теплом и горячей водой. Наверное, моей маме тоже понравился бы этот котел – локомобилът. Завершает строение - купол на крыше, через который уходил лишний пар. Так осуществлялась вентиляция.
Но и это еще не все. Теперь в этом музее показывают фильм о воде. Экраном является струящаяся вода. Так здорово! Креативные технологии поражают и восхищают.
А на мультимедийных экранах идет фильм, рассказывающий об этом замечательном музее и о Ловече.
Если будете в Ловече, посетите не только «Крытый мост» - бренд города, но и «Музей воды». Похоже, что постепенно, здесь и интерьеры восстановят. Будем наблюдать. Я уже представила, как среди красивых занавесей и кружевных металлических столиков сидят после омовения люди и пьют душистый чай или кофе. Я бы в такую баню сходила!
А через несколько месяцев, в начале сентября, Ловеч снова удивил меня и других гостей города. В этот день на водной сцене выступали барды. Представьте, посреди реки стоит сцена, хорошо освещенная и хорошо озвученная. Декорациями этой сцены стали разноцветные домики на другом берегу реки. А справа фонтаны воды образовали экран, на котором менялись картины. И все это происходило, когда солнце уже зашло, как будто в кинотеатре выключили свет, и началось волшебство кино. Яркое зрелище! Да еще в сопровождении хорошей музыки! Впечатлило! Теперь все мои друзья мечтают посетить Ловеч. И правильно, здесь есть, чем полюбоваться, есть, чем восхититься, есть чем порадовать глаза и душу.


Рецензии