Стр. 23. старая резьба, черновик. корнев. и

+рис. Стр.23_Большая Старая доcка.

Мной были восстановлены по крайней мере две Большие старые доски. До этого я показал поэтапно, как я восстанавливал старинную доску, точно 12 века! По крайней мере так указано было в статье. Точнее все же будет сказать, что делал резную настольную доску по мотивам Лопасти ручной прялки. Да! На данный момент  у меня нет НИ ОДНОГО рисунка или фотографии из музея именно РАЗДЕЛОЧНОЙ доски! Ни, какого там 12 века, меня бы удовлетворила и доска 19 века. Мне кажется разделочные доски по причине кухонных работ чаще приходят в негодность, а Лопасти ручных прялок являясь украшением крестьянской избы, хранились дольше! Потому что к ним было отношение такое же, как и к картинам. То есть из источников по декоративному и народно художественным промыслам мне известно, что прялка или стояла, где то в  рабочем помещении, или , если это разборная прялка, то Лопасть Вынималась из донца и ВЕШАЛАСЬ НА СТЕНУ, ну наверное, где то в сенях. Что касается нашего дома, то лопастью прялки у нас была деревянная лопата. Да, в местности вокруг Клепиков очень легкие грунты, песчаные. И картошку роют так. Обычно женщина кончиком деревянной лопаты разбивает гряду с картошкой, раскидывая ее, картошку полосой примерно в 40 см, и остальные члены семьи, стазу ее сортируют на крупную, семенную, мелкую! А под Касимовом почвы тяжелые, глинистые и я понятно, копают картошку вилами! Так вот эти лопаты для копки картофеля и использовались как лопасть ручной прялки. Естественно они, а это то же тип ручной прялки, но нигде в литературе не отраженный, НЕ ИМЕЛИ РЕЗЬБЫ. Лопасть или ЛОПАТА ДЛЯ КОПКИ КАПТОФЕЛЯ вставлялась в донце, то же без всякой резьбы, в доску толщиной до 4 см и длиной примерно в метр. В таком типе донец  на конце выдалбливалось отверстие по диаметру рукоятки лопаты. Такая ручная прялка ставилась на два табурета. Так что если найдете деревянную лопату, со слегка изогнутой деревянной ручкой и самой лопастью примерно 200х250х15 мм, то это одновременно и лопасть для прялки и лопата для копки картофеля. Логично, так как все другие методы копания картошки  так или иначе травмируют клубни.
 Чем я обладаю на данный момент!? У меня есть примерно 10 рисунков из различных статей или книг по резьбе, где приведены или рисунки или фотографии Лопасте ручных прялок. Я иногда изменяя рисунок,  ЛОПАСТЬ ПРЯЛКИ Я ИСПОЛЬЗУЮ КАК СЮЖЕТ ДЛЯ резной доски. Такой у меня подход. ПРОВТОРЮ У МЕНЯ НЕТ НИ ОДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ о котором можно сказать: “ Это СТОЛОВАЯ доска 12_20 века! И вы столкнетесь с этим. А что Ты, о Увлеченно размышляющий о РУССКОЙ РЕЗЬБЕ будешь делать? Первая доска!? Ну, скорее всего, это Розетка в Центре, БООЛЬШАЯ! В углах, естественно Четверть Розетки и какие то там в полосу Треугольники – Сколышки по периметру. Может интерес потеряться! Вот по чему я Вам, о Задумавшиеся о резьбе, а почему и не задуматься, что уже лет 80 профессионально резьбу не резали! Ты ЗАКАЗЫВАЛ дочери на выданьи РУЧНУЮ прялку? А именно так и поступали! Потому что ПОЛ ГОДА с ОСЕНИ ПО ВЕСНУ. РУСЬ ТКАЛА И ПРЯЛА.

Вот пол года, гляди!
Русь от мал до велика.
Ткала лен, так как хлопок у нас не рос никогда!
В стране, где Есенин родился
Где   наверно от льна получил голубые глаза!

А я помню огромное СЕРОЕ поле!
Там где милых старушек бураном заносит всегда!
Видно, что ль и в этом году,
Как обычно, не кстати!
К ним рано, ранешенько завалилась зима!

Стукнула клюшкой в оконца,
Что поменьше размером!
Чтоб в студеные зимы терять поменьше тепла!
И все! Поле льняное укрыла сначала поземка..
А после как водится- наступила весна!

Мы приехали! Гарные хлопцы!
Чтоб помочь с урожаем и выполнить план по винам!
Ну на десять рублей будешь пьян ты не долго!
Коль ты молод еще! И вокруг бушует весна!

Надо трудится! Не поешь, не накормят!
А в колхозе, как водится наступила беда!
Все трактаришки Дт 54, им еще, видимо, Сталин
Ладошкой махал!
………………………………………………………
Въхали в полес с утра три трактора!
Один сразу заглох!
Два других пропахали по метру!
И все! Лен- красавчик мертвою хваткой
 Как медведь мужика, зажал лемеха!

Не вспахать сантиметра, и икая выползли на бугорок
Задним ходом те трактора!
И прекратилась страда, так не начавшись!
А тракторист зло ковырял былинкой в зубах!

Грустно мне! Но на утро как водится,
Чтоб комсомольский задор у нас не угас!
Нас аградили ведерком солярки!
И пошли мы то поле с дружком поджигать!

Ах не дали нам ордена! Ах, не дали медаль!
Но я часто, РАЗ ПЯТЬ так урожай и спасал!
Где то свеколку, рубил топором
Когда в поле уж снег по колено!
…………………………………………………..
Расскажу вечерком!
И такое случалось!


Рецензии