Перфекционисты

.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ

Не люблю тупых заимствований, но спокойно и сознательно использую иностранные термины.

Смотрим сначала в англо=русский словарь. Читаем:

perfectionist [p;'fek;(;)n;st] --- 1. 1) перфекционист (человек, во всём стремящийся к совершенству); 2) перфекционист (сторонник доктрины морального усовершенствования) 2. 1) перфекционистский (во всём стремящийся к совершенству).

Стремление к идеалу --- вполне нормальное человеческое качество, заслуживающее уважения.

Строгость к себе, самодисциплина, полная самоотдача на грани жертвенности, фанатическое трудолюбие, честность в оценке своих достижений во все века вызывали уважение со стороны нормальных людей и зависть, ненависть, желание опорочить со стороны бездарей, лодырей и тех, кого Савва Морозов называл творческими импотентами.

Эрнест Хеминегуэй от матери унаследовал художественное, образное восприятие мира, а отца-врача --- религиозную педантичность, желание «делать все так, как надо», усердие, которое «умножает вдохновение на коэффициент успеха».

Илья Ильф и Евгений Петров безжалостно вычеркивали из своих текстов выражения и фразы, которые приходили им в головы синхронно: то, что подумали одновременно мы, может так же придти в головы читателям и, следовательно, является банальностью.

Таким же принципом пользовался в своем творчестве знаменитый тандем Эльдар Рязанов --- Эмиль Брагинский, утверждая: истинное творчество оригинально, а графоманство это прежде всего рабское использование чужих банальностей и истертых до дыр стереотипов.

Родившийся в Донбассе, на Богодуховском руднике, в семье счетовода поэт Дмитрий Кедрин призывал своих молодых коллег по творческому цеху: «Требуйте от себя абсолютной честности. Не выпускайте стихи из рук, пока замечаете в них хотя бы один недостаток». На другом краю Европы Кедрину, сам не зная этого, откликнулся Сальвадор Дали: «Главный секрет гениальности --- абсолютность. Если художник хочет добиться успеха, он должен подражать старым мастерам, обязан стараться побить их рекорды и понимать, что превзойти великих невозможно».

Хемингуэй восхищался Толстым не только за то, что граф был настоящим мужчиной и в литературном творчестве, и на войне под вражеским обстрелом или в рукопашной схватке. Американцу нравилось в творчестве русского гения бескомпромиссная откровенность, строгость самооценок, доскональность, дотошность, скрупулезность в изложении гениально задуманных сюжетов. Сам «папа Хем» подолгу подбирал названия к уже готовым произведениям и из десятков рабочих вариантов выбирал лучшие: «Иметь и не иметь», «И восходит солнце», «По ком звонит колокол»… Даже структурно несложную, чисто притчевую повесть «Старик и море» Хемингуэй  рассылал друзьям, чьим мнением дорожил, а потом вносил в текст изменения, прежде чем отдать наконец в издательство.

Лев Толстой, первый в России писатель-миллионер, чьи книги стояли на полке в каждой русской читающей семье, отдал публике капитальную сагу «Война и мир», забраковав 6 (шесть) рабочих вариантов. Тот, кто хотя бы из любопытства познакомится с этими черновиками, сделает много интереснейших и эстетических открытий. Читать о том, как интеллигентный аристократ, очкарик Пьер Безухов во главе состоящего из крестьян партизанского отряда бьет наполеоновских оккупантов, --- это не только приобщаться к тайнам творческой кухни классика, но и, по Ломоносову, проводить досужее время не токмо с пользою, но и с сугубой приятственностью.

Умерший ровно пять лет назад дзен-буддист и перфекционист Джером Сэлинджер, став живым классиком в тридцать с небольшим лет, мог бы без труда выпускать в год по книжке, но предпочел «наложить на уста печать молчания», предпочитая славе и коммерческим достижениям затворнический образ жизни, который спокойно и достойно вел полвека вплоть до кончины в 91 год от роду. Сэлинджер по праву принадлежит к духовной элите перфекционистов-подвижников, уйдя из комфортной, гламурной  литературной тусовки, совсем как Лев Толстой ушел из родной Ясной Поляны. Сэлинджер даже не попытался докончить четыре начатых им романа. Опубликовал 26 произведений, известных теперь во всем мире, и поставил еще в далеком 1865 году жирную точку в своем творчестве.

Безусловный рекорд перфекционизма поставил Франц Кафка, который, умирая в мучениях от туберкулеза гортани, попросил друзей уничтожить весь свой литературный архив. Творческую эстафету   
Австро-чешско-еврейского перфекциониста подхватил всемирно известный Габриэль Гарсиа Маркес. Колумбиец признался, что стать писателем решил, потрясенный новеллой Кафки «Превращение».


Перфекционизм чаще всего лежит в основе традиционализма с его верой в вечные идеалы, которые требуют не только воплощения в жизнь, но и постоянной защите. В этом смысле великими перфекционистами были греки Сократ, Платон, Аристотель и их бесчисленные последователи, требующие построения идеального государства, населенного идеальными гражданами.

И как не вспомнить тут перфекционистов Канта и Лейбница. Первый воспел «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Второй выдвинул теорию предустановленной гармонии и утверждал: «Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных». Язвительный Вольтер вдоволь поиздевался над коллегами-перфекционистами в памфлете «Кандид». А не менее остроумный Владимир Набоков по поводу этой философской дуэли заметил: «На свете не было бы антиперфекционистов, если бы не их родители --- разочаровавшиеся идеалисты, обжегшиеся на молоке пессимисты и унылые циники».

Все без исключения утописты исходили из представлений об идеальном государстве, совершенном обществе и лишенных недостатков граждан.

Перфекционист-селекционер Иван Мичурин всей своей многолетней практикой старался доказать, что нет предела совершенству и провозглашал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее --- наша задача». Из уст космонавта №2 Германа Титова мне довелось веселую или даже пародийную  версию этого перфекционистского тезиса: «Мы не можем ждать милостей от природы --- после того, что мы с ней сделали!».

Перфекционистами, мечтающими о прекрасном мире без проблем и недостатков, были все великие сатирики --- от Аристофана до Ярослава Гашека, от Петрония до Козьмы Пруткова. Перфекционист Сергей Довлатов, покинув опостылевший ему СССР, прибыл в Америку, огляделся по сторонам, обозрел американские и иммигрантские нравы и горько улыбнулся: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов!».

Критики перфекционизма иногда называют его болезнью, безнадежно путая нормальное человеческое стремление к лучшей жизни с патологией, аномалией, экстремальными формами нарциссического идиотизма. Неудачники, бездари и склочники всегда ненавидели перфекционистов, особенно добившихся прижизненного или посмертного триумфа. Быков-Зильбертруд, изнывая от ощущения собственной ущербности, долго думал и наконец сообщил urbi et orbi, что «Мастер и Маргарита» написан для единственного заказчика и читателя --- Сталина/Джугашвили. Быков-Зильбертруд «не заметил», что Булгаков вслед за Салтыковым-Щедриным, Гоголем, Чеховым, Маяковским, Сашей Черным и другими славными сатириками проповедует вполне христианские ценности. Кто становится в романе жертвами «банды Воланда»? Сбивающий людей с толка демагог Берлиоз, коммунальная сволочь Аннушка, киевский дядя, охотящийся за московской жилплощадью,  критическая тварь Латунский, жаждущая бесплатной халявы московская публика, вороватый буфетчик, который поит клиентов фальшивым чаем и протухшей осетриной, коррупционер Босой, театральный сластолюбивый бюрократ Семплияров, литературные проходимцы, пирующие в оранжерейном «доме Грибоедова», лживый бабник и алкоголик Степа Лиходеев, барон-сексот Майгель… И за каждой катастрофой этих неисправимых советских негодяев стоят вечные библейские истины и заповеди: не убий, не укради, возлюби ближнего, не залезай ему в карман, не возжелай жены и квартиры его, не лги, не предавай ближних и самого себя. Когда Булгаков писал для Сталина пьесу о Сталине «Батум», это действительно была моральная капитуляция, попытка компромисса с красным диктатром. А «Мастер и Маргарита» --- притча о торжестве земной любви  благодаря заступничеству вознесшегося в небеса бродячего проповедника и целителя  Га-Ноцри.
Булгаков создал смешную и прекрасную притчу о живых, непогибших душах, а мелкотравчатый доносчик Быков-Зильбертруд втиснул великую книгу в свою искусственную и вполне подленькую схемку. И в результате не только сам себя публично высек, но с треском проиграл заочный бой с перфекционистом Булгаковым. Выходка Быкова-Зильбертруда вполне конгениальна вульгарным фокусам и дебильным выходкам других современных  имперфекционистов. Достаточно вспомнить долбодыров Майдании, которые то объявляют Михаила Булгакова вне закона, то в произведениях Гоголя старательно вставляют Украину везде, где классик писал о России.


Рецензии