Утро туманное - 1

                УТРО  ТУМАННОЕ
                Зарисовки

                Увидеть в привычном красоту – это и есть самое трудное для человека.

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В предрассветные минуты так сладко спится. Спала бы, вот только в годы моего «золотого» детства моя бабушка будила меня до света, чтоб ещё до того, как проводить нашу козу в стадо, успеть попасти её. Сколько я себя помню, у меня не было времени выспаться всласть. Утро в нашем доме начиналось в четыре часа. Мама уходила на ферму, а у бабушки не забалуешь. Немного подросла, опять же – в школу ходила в соседнее село, в любую погоду, ёжась от холода. (Теперь благодарю то время. Трудно было, о красотах природы не думала, когда шла на рассвете через поле, но увиденное волей-неволей запоминалось, накапливалось. Где мне тогда было знать, что пройдёт ещё немного лет и у меня появятся новые заботы, работа, семья, дети, а накопленные впечатления в мои детские годы, дорогим подарком всплывут в памяти и попросятся на бумагу.)
     Только теперь, на склоне лет, как говорится – сама себе царь-государь. Вот только радости от той свободы что-то маловато. Зато картины жизни, которые впопыхах вскользь пропустила, как запутанные нитки на старых клубочках, терпеливо разматываю. И всё упрекаю себя: сколько же я красоты мимо глаз пропустила! Мне бы на неё во все глаза смотреть, а я мерзляковато ёжилась и спешила домой. Одно хорошо – в детстве память цепкая. Где ж мне было знать, что не век мне среди природы в сельской местности жить. Думалось, утро было вчера, сегодня и завтра будет, оно и правда было, только уже в другом месте, новом, мне незнакомом. Теперь вспоминаю, будто циферки столбиком пишу, подвожу черту, плюсую, а результат … с минусом оказывается. «Минус» тот, как очередная морщинка, как ни разглаживай её – не разгладится. И всё же мои недосыпанные утренники теперь тёплой сказкой из памяти всплывают. И каждый раз мне хочется сказать: как же много теряют современные люди, сдвинув свой солнечный суточный режим бодрствования. Спать ложатся даже не вечером, а ночью. Недосыпанное время добирают сидя в автобусе, хмурые, неприветливые. Только теперь я поняла: почему сельские жители по характеру спокойнее, уравновешеннее. Спать они ложатся вовремя и просыпаются с рассветом. Утро задаёт настрой всему дню.
     А что же это такое – Утро? Утро – это просыпающаяся сказка. Утро, оно как ребёнок просыпается: то приоткроет глазки, то смежит реснички в предрассветной неге. Вот эту утреннюю негу в природе заменяет туман, порою лёгкий, прозрачный, не всегда на него внимание обратишь, но он есть – помесь снов и утренних грёз. Это живое дыхание земли, леса, реки, росных лужаек…
     И тут мне подумалось: ручей, родник, роса, росток, ракита! До чего же родные, на слух приятные слова, а в них радость земная. И эту Богом данную радость можно только взглядом погладить. Нет-нет, не трогать руками, ведь она нежней нежного, прозрачная, прохладная, дающая отдых всему живому от палящего зноя. Лёгким утренним туманцем приходит и уходит, и никакой сетью не удержать его… Но можно зарисовать, сфотографировать, описать. Как ни старайся, но это будет уже зазеркалье. Другое дело, когда человек ранним утром соприкасается с устоявшемся покоем, напитывается равновесием Земли и Неба. Первый щебет проснувшейся птахи так же естественен, как всплеск рыбёшки на речном зеркале, как упавшее яблоко, как родниковое журчание в то время, когда ещё и ветер не проснулся. И нет ещё у идущего человека ни восторгов, ни удивлений. В природе, как и в его избе – всё привычно, дышит покоем, теплом, жизнью.
     В песнях воспетый туман: над полем, над яром, над рекой, сроднился с характером русского человека от малой росинки, от тонкой былинки до матери, кормящей грудью своё дитя, свою надежду, своё будущее. И в этом есть продолжение сказки, былины, песни, первого лепета маленького человечка. Это всего лишь переход из «вчера» в «завтра», плавный, незаметный, ни шороха, ни звука, тихий, бодрящий - утренний туман.

                * * *

     Казалось бы туман – это тот же пар, только холодный. Ан, нет. Пар из носика чайника – белесый, а туман в какие только цвета ни красится. Каждый восход солнца туман в новом платье встречает.
     Сегодня мы, своей семьёй, ехали в машине и зачаровано смотрели на слегка побледневшее красное небо с маленькими жёлтенькими облачками, ползущими словно червячки в расколотом перезрелом арбузе. Солнце спряталось за красавицей ёлочкой и притворилось яркой ёлочной игрушкой, висящей между веток.
     - Видим! Видим! Выходи! – позвала солнышко внучка. Сонечка.
     А внизу, на болотистой равнине, туман какой-то серо-бурый, слоистый.
     - Сонечка, посмотри! Как ты думаешь, вкусный черёмуховый пирог?.. Вон тот…
     - Не-ет, холодный! И тарелки у нас такой большой нет, чтоб он поместился…
    А я подумала: как хорошо, что ребёнку не нужно долго объяснять: где этот самый пирог. Несказанное мной её воображение дорисует.
     - Где вы видели пирог? – спросил Алёша, Сонин брат( и мой внук) 11 лет её старше.
     - А мы его уже съели! Правда, бабушка?..
     Сонина мама тоже недоумевающее посмотрела на нас с внучкой. Мы же перемигнулись, дескать – это наша тайна. Съели, и нет его!

•                * * *


















               


Рецензии
Уважаемая Аня, добрый день. У вас хорошо получаются зарисовки природных явлений. Вот что значит вы в детстве набрались впечатлений, что их хватает на всю жизнь. Пожалуй это свойственно только сельским жителям в детстве. Многим авторам не удается красочно изображать краски природы. Успехов в жизни и творчествае.

Иван Краснов 2   19.09.2015 19:22     Заявить о нарушении
Это Вы правду говорите, моё сельское послевоенное детство было не очень-то весёлое. Наравне со взрослыми работала, но засматривалась на природу, за что мне попадало. Дескать, не лови ворон, а работай. А я любила помечтать. Потом мои мечты вылились в сказки.
Спасибо Вам за добрые слова! Радости Вам и вдохновения!!!
С уважением,

Анна Боднарук   20.09.2015 00:11   Заявить о нарушении