Об искушениях

Как-то давно я столкнулся с сильным искушением для себя. Посредством одного близкого мне человека сатана сильно докучал мне. Как я ни молился, чтобы справиться с теми испытаниями, но душа моя покоя не обретала. И вот дошло до того, что я, по малодушию своему, однажды вечером стал уже даже просить Господа, чтобы Он либо усмирил того человека, либо забрал меня из этого мира, ибо устал я так мучиться… Изможденный после той молитвы я вскоре уснул. И приснился мне сон в ту ночь. Я увидел себя этаким плаксивым солдатом в армии. И в том сне мне сильно докучал один сослуживец мусульманин (не знаю почему, но именно так мой ум воспринял тогда того узбека во сне, как мусульманина, а не просто узбека), всячески притесняя меня по службе. И тогда я принялся роптать, прося свое командование, чтобы меня избавили от того человека. И тут поступила команда роте строиться возле каптерки. Я увидел себя стоящим в строю. Потому вдруг моя душа как бы вышла из тела, в духе я прошел в том сне через стену и завис под потолком каптерки, где присутствовали офицеры моего подразделения. И в этом висячем положении, сверху, я стал наблюдать за происходящим. Командование вслух обсуждали мой случай. «Да, - произнес одни из них, - мы думали, что он устоит в этом испытании… Что ж, до времени, разъединим их…» И сразу после этой фразы, моя душа как бы снова возвратилась в мое тело, пройдя сквозь стену. Я снова увидел себя стоящим в строю. Вскоре из каптерки вышли офицеры. Поступила команда выйти из строя тому солдату, который мне докучал. Потом пришли два караульных с оружием в руках и им было велено препроводить того узбека на гауптвахту. Уже выходя из казармы, он вдруг резко повернулся в мою сторону и скрежеща зубами произнес: «Я все равно убью тебя!» И вышел прочь.

Когда я проснулся, то сразу же мысли мои восприняли приснившееся. Все было предельно ясно для меня. Я нисколько не сомневался, что в этом сне мне было показано мое реальное положение в этом мире… Я уже нисколько не сомневался в том, что моя молитва услышана – человека того, который меня докучал, Господь усмирил (что действительно и произошло; уже на следующий день того человека будто подменили, вместо агрессии явилась кротость… Ангелы Божьи устранили нечистого духа, который и накручивал против меня того человека). Однако радости от этого откровения я не ощутил. Я понял, что не устоял в искушении, в котором должен был устоять… Одно утешало меня, что искушение то было отнято от меня «до времени», как прозвучало во сне. Ибо я вспомнил эпизод с одним служителем Божьим (читал о том в одном из древних Патериков). Как-то этому служителю надлежало миропомазать одну красивую молодую девушку. При виде ее, его охватило искушение похоти. Он испугался совершать то Таинство с таким душевным расположением, почему и стал молить Бога, чтобы Тот избавил его от этого искушения. И тогда явился ему Иоанн Креститель (сейчас уже не помню, явился ли явно или во сне, давно читал). И заверил того служителя Иоанн Креститель, что поможет ему справиться с искушением. Тот поверил. Однако искушение не отходило. И тогда он, отчаявшись, решил бежать из того места. И тогда ему снова на пути повстречался Иоанн Креститель, говоря: «Куда бежишь?» На что тот стал оправдываться: «Вот ты обещал мне помочь, но так и не помог. Я же не могу священнодействовать с таким искушением в себе самом. Потому и решил бежать.» Тогда ответил ему Иоанн Креститель: «Что ты наделал? Ты должен был победить это искушение, чтобы увенчаться… Что же, я исполню свое обещание. Отныне отступит от тебя то искушение. Но и ты останешься не увенчанным… А теперь возвращайся назад и соверши над девицею должное Таинство.» И исчез. Служитель возвратился и исполнил то, что должен был исполнить. При этом никакого искушения в себе более не ощущал. И, как повествуется в том Патерике, до самой смерти его похоть та больше не восставала на того служителя…

Вспомнив тот пример, я опечалился…  Нет, нельзя желать того, чтоб никаких искушений вообще в нашей жизни с нами не происходило. От искушений не убегать нужно, но с Божьей помощью преодолевать. Я понял, что подошел к своему испытанию совершенно не готовым. Этот случай многому меня научил. С тех пор я пересмотрел многое в себе и свое отношение к духовному росту и развитию. Как говорили святые Отцы, «кто убегает от искушений, тот убегает от Спасения». Ибо ДОЛЖНО явиться и соблазнам…

Припоминаю еще одно свидетельство из древнего Патерика. Когда одного подвижника благочестия постигло сильное искушение, то его духовный отец спросил у него: «Чадо, хочешь ли я умолю Отца Небесного, чтобы отступило от тебя то искушение?» На что тот смиренно ответил: «Благодарю тебя, отче. Но лучше помолись за меня Господу, чтобы Он дал мне силы победить то это испытание.» И тогда старец сказал: «Вижу, чадо, что превзошел ты меня в мудрости…»

Когда змея получает от Бога новое одеяние, то находит узкую щель и начинает пролазить сквозь нее, чтобы содрать с себя ветхую шкуру. Так и нам должно снять с себя ветхое одеяние, дабы открылось одеяние нового человека во Христе. И этой узкой щелью для нас и являются испытания и искушения. Без них мы по естеству своей растленной природы имеем обычай впадать в спячку, чем свидетельствуем, что выдворяем сам себя из новой природы во Христе, ради телесного покоя ветхого Адама…

С тех пор прошло уже много лет, как мне приснился тот сон. Дабы не оказаться неготовым к очередному семестру по сдаче экзаменов перед жизненными испытаниями, я положил себе за правило почаще взирать на святых Христовых. Читая их жития, я невольно обличаюсь в них, видя свое несовершенство. Такое видение позволяет с одной стороны – не мнить о себе больше, чем я есть на самом деле; а с другой – не искать оправданий для своей лени, списывая все на немощь свою. Ведь святые – были сделаны из такого же теста, как и мы. Однако любовь их ко Христу была намного самоотверженнее за мою…

Ну, пока все. Основные мысли, которые желали разродиться, озвучил.

2009 год


Рецензии