Рафинка

Мне было восемь лет.
Я и выглядел на свои годы – маленький, взъерошенный, стриженый наголо,
с оттопыренными ушами – обыкновенный уличный мальчишка.
Обращались ко мне фамильярно.
Звали – Раф, чаще – Рафка, иногда – Овчарка, это было моё прозвище.

Лишь один человек смущал меня "выканьем".
Это был Юсуп, крестьянин из ближнего колхоза.
Мне он казался очень старым, но сейчас, с вершины своего возраста, думаю, Юсупу было лет сорок пять, не больше.

Это был высокий человек, худой, словно высушенный ветром, с землистым лицом
и начинающими седеть вислыми усами.
Увидев меня, он изображал на лице подобострастную улыбку, скалил большие жёлтые зубы,
широко распахивал руки и кричал:
- Здравствуйте, Рафинка!
- Привет, Юсуп, – небрежно отвечал я, привыкший к его восторгам, и давно перестав удивляться.
Юсуп брал меня за руку осторожно, с некоторой долей робости, заглядывал в глаза и спрашивал:
- О, Рафинка! Как ваше здоровье?
- У меня всё хорошо. А как ты, Юсуп?
Юсуп делал несчастное лицо и плачущим голосом говорил:
- У меня вчера умерла жена.
Потом, вздохнув, добавлял:
- Женщина – существо недолговечное. Ишак и то дольше живёт.

На моей памяти Юсуп похоронил с десяток жён. Мне это казалось странным.
Как-то я спросил у отца, почему так случается.
- Бьёт он их, – ответил отец. – Впрочем, тебе этого знать не надо.

Отец не любил скандальных историй и обстоятельств.
Более того, он привык к Юсупу, и, возможно, в глубине души, считал его добровольным слугой.
В то время отец занимал немаленькую должность в областном сельхозуправлении, он был старшим зоотехником,
и, в глазах Юсупа, являлся немыслимым начальством, почти на уровне божества.

Иногда отцу на работе выделяли барана или козла.
Приходил Юсуп с набором ножей.
Он собственоручно резал животное, разделывал тушу, жарил на мангале внутренности и,
подзывая меня, совал лакомые куски:
- Кушайте, Рафинка.

Однажды я с друзьями пошёл в сады и заблудился.
Мы долго плутали. Наконец, вышли к знакомой местности.
Это была деревня, где жил Юсуп.
- Сейчас отдохнём, – сказал я друзьям.

Постучали в ворота. Никто долго не открывал.
Наконец, высунулась знакомая физиономия
- Что надо? – резко спросил Юсуп.
Я объяснил.
- Заходите, – сказал он недовольно и проводил нас до деревянной тахты во дворе.

Появилось несколько женщин.
Они постелили курпачи, потом раскрыли скудный дастархан с сушёным урюком и навадом – кристаллическим сахаром.
Одна из женщин поставила чайник с зелёным чаем и несколько пиал.
Потом безмолвно удалилась. Юсуп к нам не вышел.

Мы сидели, отпивали маленькими глотками горький чай, подслащая его навадом, и удивлённо оглядывались.
Обстановка была негостеприимная, неуютная.
Вдруг раздался пронзительный женский крик и ужасная мужская ругань.
Крик висел над двором и имел реальную, почти осязаемую основу.

Я кинулся к сараю.
Картина открылась зловещая.
Широко расставив ноги в сапогах, раздетый до пояса, Юсуп бил камчой маленькую, сжавшуюся от страха женщину.
Она издавала звуки, напоминавшее предсмертное блеяние овцы.

Я кинулся к истязателю
- Юсуп, что ты делаешь, остановись!
Он отшвырнул меня ударом ноги.
- Вон! – закричал он. – Вон из моего дома! Все, все, кафиры, пошли вон!
Мы вылетели за ворота.

Удручённый, я, едва добравшись до дома, поспешил к отцу и поведал ему о приключении.
- Всё правильно! – грустно сказал отец. – Он уже прослышал, что меня снимают с должности.
- А тебя снимают? – удивился я.
Отец захохотал:
- Мне дают исследовательский институт.
Я буду заниматься наукой, тем делом, о котором давно мечтал. Но Юсуп прав – я больше ему не начальник.
И раздумчиво добавил:
- Бывают же люди!

Через несколько дней я снова встретил Юсупа в торговых рядах местного рынка.
Он притворился, что не узнал меня.
Пришлось догнать его и представиться:
- Юсуп, это же я, Рафинка.
Он сплюнул и молча ушёл.

Больше мы не виделись.

Р.Маргулис
27 июня 2015г.
               


Рецензии