Смеяться, право, не грешно...

Смеяться, право, не грешно... 
(серьёзное рассуждение о несерьёзном)
Олег Кашин
olegkaspi@gmail.com

Принято считать, что чувством юмора обладают только люди,  что юмор – это что-то несерьёзное, что-то из области досуга, отдыха, дружеского, неофициального общения, что юмор – это что-то лёгкое, весёлое, безобидное, не могущее иметь сколь-нибудь серьёзных последствий ни для отдельного человека, ни, тем более, для общества. И вообще, «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно» [1]. А всегда ли … не грешно? А вообще, что такое «смешно» и что такое «не смешно»? Что значит юмор в нашей жизни? Можно ли воспитать чувство юмора? И каково место «индустрии» юмора в современном обществе?
Действительно, улыбка и смех – в самых разных проявлениях – сопровождают нас всю жизнь с самых первых дней… Если уж природа одарила нас, людей – единственный биологический вид – способностью понимать юмор, шутить и смеяться, значит, это зачем-то было нужно?
Для начала определим само понятие «юмор». Психология считает, что «чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире» [2]. А американский композитор Нед Рорем выразил ту же мысль ещё проще: «Юмор — это способность видеть три стороны одной медали» [3].
По-видимому, чувство юмора сформировалось у человека в процессе эволюции и потому оно должно было способствовать развитию у людей интеллекта. «Юмор приводит в действие механизм мысли,» — считает Марк Твен [4]. — И вообще, «Мир уцелел потому, что смеялся».
На мой взгляд, юмор – это своеобразный «индикатор» ума, доброты, образованности, уровня культуры и даже искренности человека. То, что человек считает смешным, позволяет достаточно хорошо понять его характер. Помню, в одном очень старом фильме герой спрашивает девушку:

- «Что смешнее: человек упал в лужу или корова растянулась на льду?».
- «Это совсем не смешно. Это очень грустно,» — отвечает девушка.

Всего две короткие фразы, а психологический портрет обоих! – уже нарисован!
Если посмотреть на вопрос о природе юмора чуть глубже, то, наверное, можно прийти к выводу о том, что точно так же, как чувство юмора характеризует отдельного человека, его общественное проявление характеризует состояние общества. Вполне вероятно, что чувство юмора возникло у людей в процессе эволюции как некая защитная реакция, способ подавить чувство страха, снизить уровень тревожности, создать ощущение (хотя бы и мнимое) некоего единения, возможности сообща противостоять силам природы. Что интересно, на таком – генетическом –уровне чувство юмора проявляется и у современных людей в случае опасности, внутренней несвободы. Например, в стране с тоталитарным режимом в народе всегда «гуляют» анекдоты про вождей и про все негативные стороны общественной жизни (например, фраза «На дверях КГБ висит табличка: «Без стука не входить!» родилась в период сталинских репрессий, а загадка «Летит зелёный, бешеный, мешками весь обвешанный» (скорый поезд «Москва-Казань») – в брежневскую эпоху дефицита). Пресловутый «чёрный юмор» (из цикла «Мальчики в поле нашли пулемёт – Больше в деревне никто не живёт»), по-видимому, есть проявление того же «психотерапевтического» воздействия юмора на наши умы…
В минуты суровых испытаний юмор подчас остаётся едва ли не единственной ниточкой, связывающей человека с мирной жизнью. Казалось бы, что может быть ужаснее войны? Но, оказывается, и на войне есть место юмору.

«Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой,»
– так говорил Александр Твардовский словами своего героя Василия Тёркина [5]. Может быть, именно благодаря этому, животворному свойству юмора, в самых нечеловеческих условиях порой рождаются необычайно светлые, добрые, жизнеутверждающие произведения, пронизанные тонким, ироничным юмором? Трудно поверить, например, что пронзительно трогательный рассказ «Дары волхвов» американского писателя О’Генри был написан в каторжной тюрьме, где заключённых изнуряли непосильной работой, морили голодом, жестоко пытали, а при малейшем неповиновении забивали насмерть. Кстати, там же, в тюрьме, О’Генри, прежде успешный журналист, принял решение стать писателем…[6] В тюрьме же у испанского писателя Мигеля де Сервантеса родился образ «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» [7]. Можно привести и другие примеры…
Очень показателен, как мне кажется, народный юмор. Анекдоты, байки, частушки, поговорки, рождённые в народе, — это кладезь исторических, социологических культурологических знаний об укладе жизни народа, о его традициях, обычаях, национальном характере, менталитете … Отгадайте, например, в каком народе могла родиться частушка:

«Мы не будем водку пить,
Будем денежки копить,
А накопим рублей пять,
Выпьем водочки опять» ?

Лучшие произведения отечественного комедийного кинематографа – «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев» и другие — пронизанные очень тонкой сатирой – были созданы в 60-е – 70-е, когда в «стране победившего социализма» нельзя было даже полунамёком бросить тень на незыблемость политического строя… А когда стало всё можно, такие «бриллианты», к сожалению, уже не рождались… «Я тайно страдаю без фильмов Гайдая», – напишет тогда Андрей Макаревич [8]. Думаю, не он один страдал…
Если говорить о русском юморе, то я считаю, что одной из характерных его особенностей является самоирония. Умение посмеяться над собой, над своими недостатками, наверное, требует большого мужества – и от отдельного человека, и от целого народа. И нет, наверное, никого, кому такая самоирония не пошла бы на пользу… Помните ставшее крылатым восклицание городничего в «Ревизоре» Н.В.Гоголя: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» [9].
А теперь мне хотелось бы остановиться на вопросе о «чувстве юмора», которым обладает наша страна сегодня. Думаю, сегодня можно говорить об «индустрии юмора» (аналогично тому как существуют «индустрия моды» или «индустрия красоты»). Сегодня в России выпускается великое множество развлекательных изданий, юмористических теле- и радиопередач, комедий, проводится масса всевозможных юмористических действ (например, стэнд-апов)… Я уже не говорю о необъятном числе Интернет-ресурсов, выдаваемых поисковыми системами по запросу «Юмор». Казалось бы, при таком обилии источников юмора, мы должны быть самой весёлой страной на планете (как когда-то были самой читающей). Но…как и героине того фильма (Вспомнил! Он называется «Городской романс»!) мне всё чаще хочется сказать: «Это совсем не смешно. Это очень грустно!».
Мне, почему-то очень грустно, когда я вижу, как люди хохочут до упада, например, от шутки «новых русских бабок», где весь «юмор» состоит в рифме «кекс» и «секс». Хохочут так радостно, словно впервые узнали о существовании и того, и другого… А ведь «бабок» таких – сотни, и шуток (того же пошиба) у них немеряно, и хохочут над этими глупыми шутками («тиражируемыми» в прайм-тайм на всю страну) – миллионы. Неужели нам так мало надо для радости? Мне вспоминается, как Марина Цветаева когда-то писала о том, что ни с чем не сравнимую радость ей доставляет редкая и полная рифма. Что тут скажешь… Возможно, хороший психолог объяснил бы это тем, что люди лишь «отрабатывают» затраченные на билет деньги. Деньги «уплОчены» – значит, надо веселиться! Вот и пытаются убедить себя в том, что им смешно… А вдруг…не убеждают? Вдруг… им и вправду весело? Возможно, Марк Твен ошибался насчёт «механизма мысли», который, как он считал, «запускается юмором»…
Допускаю, что кто-то мне возразит: «Смеются – и ладно. Не дерутся ведь, не убивают никого. Какая разница – над чем смеются? Пусть смеются – «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно…»
Что скажете, читатель? Я боюсь, что такое благодушие чревато очень серьёзными последствиями для нашего общества. «Смех без причины – признак дурачины,» – гласит народная мудрость. Я считаю, что юмор – в смысле «индустрии» – индикатор психологического (возможно, даже психического) здоровья общества. Бездумная «ржачка» вместо тонкого, глубокого юмора отупляет людей, а эффект толпы лишь усиливает этот процесс. Смех может быть очень разным – он может быть добрым, поднимающим настроение, объединяющим людей, делающим их умнее и чище душою. Может быть злым и даже жестоким, нацеленным на высмеивание недостатков – физических и умственных, реальных и кажущихся. Такой смех порождает злобу, нетерпимость, неуважение людей друг к другу, вызывает агрессию. (Надеюсь, все хорошо помнят трагедию, к которой привела публикация карикатур на пророка Мухаммеда во французском журнале «Charlie Hebdo» в январе этого года?) А Вы говорите: «Смеяться не грешно….»
Вижу ли я какие-то «рецепты» по оздоровлению российского юмора? Конечно, готовых рецептов у меня нет. Но я уверен, что здесь огромную роль играет творчество российских писателей (и классиков, и наших современников) и российских журналистов, каждодневный труд преподавателей вузов и учителей русского языка и литературы в школе…
Я думаю, что здоровое чувство юмора можно и нужно воспитывать, ему нужно учить… Только не очень понятно как. Вряд ли можно обучать детей юмору в школе, как, например, учат математике, физике, химии, биологии…
Хотя…

Использованные источники:
1._Н.М.Карамзин. «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» // 2. Общая психология. Словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политизад, 1990.
3. Жемчужины мысли (Интернет-ресурс). http://www.inpearls.ru/comments/605219
4. Sokratify.Net. Цитаты и пословицы (Интернет-ресурс). http://citaty.socratify.net/mark-tven/9796
5. А.Т.Твардовский. Василий Тёркин. http://www.lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt
6. Биографии выдающихся деятелей. О’Генри. http://nrer.net/?p=60
7. 10 великих книг, написанных в тюрьме. Собеседник.ru
8. А. Макаревич. Видеомагниитофон. http://www.bards.ru/archives/part.php?id=8516
9. В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
http://bibliotekar.ru/encSlov/13/32.htm


Рецензии