Вот только не знаю, успею ли Интервью с Е Криштоф

«Вот только не знаю, успею ли…»

Интервью с писателем Еленой Криштоф

Это, вероятно, самое последнее интервью известного писателя и публициста Елены Криштоф, которой в июне 2015 г. исполнилось бы 90 лет. Интервью предназначалось для газеты «Книжное обозрение». Тогда в Москве вышел ее главный роман — о Пушкине «Для сердца нужно верить», в первопрестольной, в издательстве «Армада-пресс» готовилась к изданию новая ее книга, «Библейские сказания о любви», и это интервью должно было как бы перебросить мостик между двумя изданиями, немного опередив появление тиража «Сказаний…» в магазинах.
Но судьба распорядилась иначе. Елена Георгиевна скоропостижно скончалась за 10 дней до выхода сигнальных экземпляров книги. А интервью после ее смерти ушло в редакционную корзину.
Елена Криштоф — выдающийся литератор, хорошо известный своими книгами не только в Крыму, но и на всей территории бывшего СССР. Заметим, что ее произведения не забыты издателями и читателями (добавим также, что некоторые все еще не опубликованы). Так, роман о Пушкине пару лет назад снова переиздан в Москве, в издательстве «Терра-Книжный клуб». В 2014 г. в журнале «Черное море XXI век» вышел ее не публиковавшийся ранее полностью роман «Мальчики и девочки». Все еще не пришли к многочисленным поклонникам ее творчества романы «Наши знакомые в любви и гневе», «Женцина на фоне любви и моря». Затерялась рукопись ее основательно переделанной книги «Сто рассказов о Крыме», которая была бы сейчас очень кстати.
И жаль, что в Крыму власти не нашли финансовых средств для того, чтобы почтить память лауреата Госпремии Крыма Елены Криштоф изданием собрания ее сочинений — хотя бы для библиотек Крыма и России.
В юбилейный для автора год мы решили познакомить читателей с этим интервью, считая, что голос самого автора в знаменательный год обязательно должен прозвучать.


В 1997 году в московском издательстве «Армада» вышел роман об Александре Пушкине «Для сердца нужно верить». Начинаясь практически с того места, на котором оборвался незаконченный роман Юрия Тынянова «Пушкин», он, тем не менее, рассказывает обо всей жизни великого поэта. По мнению ведущего российского пушкиноведа Якова Гордина, роман этот можно считать лучшей художественной книгой о поэте.
Автор романа — хорошо знакомый россиянам крымский писатель Елена Криштоф. Несколько десятилетий она была постоянным автором издательства «Детская литература». Крымскому, украинскому, белорусскому и российскому читателю она известна двумя десятками книг. Среди них такие, как сборник очерков «Сто рассказов о Крыме», которую по сей день школьные учителя считают лучшей книгой о Крыме, романы «Попытка старомодного романа», «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой», «Великий немой», повести «Если бы ты был моим сыном», «Кто будет капитаном?», книга очерков «Люди, которых я люблю», мемуары об Арсении Тарковском, с которым она была хорошо знакома.

— Елена Георгиевна, как вы решились на роман о Пушкине, замахнулись, как говорится, на святое?
— Ну, я со школы любила его. И в школе наизусть выучила «Евгения Онегина». Правда, выучила, чтобы поразить любимого учителя. Я очень долго люблю своих будущих героев, а потом долго пишу о них. Я долго любила Пушкина, а потом долго писала. Но мощным толчком к роману  было знакомство с Арсением Александровичем Тарковским, который очень любил Пушкина. Очень помогли мне Яков Гордин и Натан Эйдельман своими советами, оценкой написанного. Они знали об этом веке и этом человеке гораздо больше, чем я смогла бы это знать.

— Как вы работали над этим романом?
— Я писала роман четыре года. И когда писала о Пушкине, я ничего другого не читала. Вокруг шумела перестройка. А я читала только то, что касалось Пушкина. Очень помогла мне книжка «Пушкин и его современники в изобразительном искусстве». Когда видишь человека, это гораздо больше помогает составить о нем впечатление. Кстати, интересная вещь: у меня сложилось впечатление, что когда вы пишете о Пушкине, вас все любят. Вообще вокруг создается хорошая атмосфера.

— Впервые роман был издан в Крыму?
— Да. В восемьдесят восьмом. Кстати, я заметила, что даже те, кто очень любит Пушкина, очень мало его читают. В основном, средний период его. И мало о нем знают. Мне очень хотелось показать Пушкина и как поэта, и как человека — без хамского писания за самого поэта. Задача столь грандиозная, что я не могу сказать, что выполнила ее полностью. Но каждое слово, каждую фразу Пушкина я проверяла. С остальными было легче. Потому что за Вяземскую я все-таки могу думать.

— Но вы не описали дуэль…
— Во-первых, о ней очень много написано. Во-вторых, мне было очень тяжело писать о дуэли. Когда я писала главы, где Пушкин счастлив, я сама была счастлива, а когда писала, где Пушкину было плохо, мне самой было очень плохо. У меня есть глава не менее тяжелая для меня — это поездка Натальи Николаевны в Михайловское.

— Ваша книга о Пушкине в 1997 году открыла в издательстве «Армада» серию о писателях…
— Я не знаю, что из этой серии вообще получится. Я точно знаю, что нет романа о Достоевском, нет романа о Толстом. Для того, чтобы написать роман о Толстом, надо быть хотя бы вдвое глупее Толстого, но не в двадцать раз. Найдется ли человек, который возьмется за такой труд? Причем за потрясающе низкую плату.

— Вы продолжаете работать?
— Книгу «Библейские сказания о любви» сейчас рассматривают в «Армаде-пресс». Лежит невостребованной книга «Легенды Крыма». В этой книге я собрала и обработала только те легенды, которые имеют под собой  историческую основу. Готова рукопись романа «Наши знакомые в любви и гневе». Это в некотором смысле можно назвать семейным романом. Это книга о частном человеке в его частной жизни. Почти окончен роман «Женщина на фоне любви и моря».

— А новые биографии?
— Если говорить о биографических романах, мне бы очень хотелось написать роман об Арсении Александровиче Тарковском. Я в течение последних двадцати лет его жизни была очень дружна с ним. И дружба эта на моей жизни очень отразилась во всяких аспектах. Он был великим поэтом. Не менее великим, чем Ахматова и Мандельштам. Он еще был и великолепным человеком. Человеческим образцом. Эталоном человека. Было бы поучительно, чтобы люди узнали о нем, как о человеке. Слава пришла к нему поздно. Первая книжка вышла, когда ему было уже 56 лет. Это трагедия. И я видела, как он плакал, когда его начали печатать. Ему жаль было, что все пришло так поздно… Есть, конечно, и другие планы… Вот только не знаю, успею ли…

Беседовал Олег Азарьев.

Симферополь, Крым, 2001 г.
Опубликовано: «Крымские известия» номер 111 (5777) от 20 июня 2015 г.
Портрет Елены Криштоф - работы художника Елены Сизиковой.


Рецензии
Спасибо, что поделились...

в названии"т" выпала

Евгений Капитанов   11.07.2015 22:24     Заявить о нарушении