Красный дьявол - Иван Фёдоров

    Долгие годы считалось, что во время Великой Отечественной не было лётных штрафных эскадрилий. Однако, нашлись документы, подтверждающие, что они были, и воевали провинившиеся офицеры, сержанты и солдаты не хуже официально признанных героев, таких как известнейшие воздушные ассы, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкина (59 сбитых фашистских самолетов), трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 самолета).

 Гриф «Секретно» с документов регламентирующих организацию штрафных эскадрилий и делам штрафников был снят только в 2004 году. В Центральном архиве Министерства обороны можно ознакомиться с приказом Ставки ВГК. Он был подписан Сталиным 4 августа 1942 года и устанавливал введение в воздушных армиях штрафных эскадрилий. Как известно, Сталин очень ценил лётчиков, на подготовку которых затрачивалось немалое количество времени и средств. Когда Верховному доложили, что немалое их число из-за разгильдяйства попадает в штрафные батальоны  пехоты, то есть перестаёт летать, он запретил такую практику и ввёл институт штрафных эскадрилий.

На фронте одним из самых страшных преступлений считалась трусость в бою и невыполнение поставленной задачи. Трусам пощады не было. Касалось это и лётчиков-истребителей, которые бросили прикрываемые ими штурмовики или бомбардировщики. Приказ наркома обороны №0685 от 9 сентября 1942 года прямо гласил:- «Лётчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту».

Но не все страдали трусостью.К примеру, одним из штрафников был Иван Евграфович Федоров, служивший лётчиком-испытателем на заводе в городе Горький. О нём следует сказать, что он в 1937 году, как и многие советские люди, сражался в небе Испании. Доброволец, лейтенант Фёдоров за ярость и дерзость в боях прослыл среди испанцев «Джабларохо» - Красным дьяволом.

Итогом боевых дел Ивана Фёдорова в небе Испании – двадцать три вражеских самолёта сбитых лично и вместе с товарищами. Ратный подвиг которого был высоко оценён: Советское правительство наградило капитана Фёдорова двумя орденами Красного Знамени.
Возвратившись на Родину, Иван Фёдоров продолжает службу в качестве лётчика-испытателя.
С первых дней войны он просился у командования отправить его на фронт, но его не отпускали, считая необходимым на испытательных облётах самолётов иметь такого специалиста.Но он считал иначе.

И однажды решился на отчаянный шаг. Подняв в воздух новенький истребитель, взял курс на запад. Конечно же - вопиющее нарушение всех установок в Советской Армии, требующее самого сурового наказания. Оно и случилось. Но Иван Фёдоров жаждал сражаться, и, как пишет М. Громов (в 1942 году - командующий Третьей воздушной армией Калининского фронта)«На фронтовом аэродроме ЧП - неопознанный самолет!» А Ванька глушит моторы, счастливая улыбка до ушей:«Товарищ генерал! Летчик-испытатель Федоров прибыл в ваше распоряжение…»

Командарм Михаил Громов ответственность за летчиков-штрафников на себя взял, собственной головой рискнул. Так появился Легендарный штрафбатя Иван Федоров, сбивший 134 вражеских самолёта.

Через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана Фёдорова и приказал:
«Пиши отчет, предлагай, что делать со штрафниками».

И Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к другим высоким правительственным наградам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам.

В годы Великой Отечественной войны Иван Федоров был командиром уникального в мировой военной истории подразделения - группы летчиков-штрафников. За выдающиеся фронтовые заслуги неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду получил только в марте 1948 года по личному указанию Сталина - «за испытание и освоение новой военной техники».
Иван Евграфович о себе не распространялся,  и всегда говорил:

- И Кожедуб, и Покрышкин - выдающиеся герои. Но на фронте много отважных ребят было. Знаю летчиков, которые и по десятку самолетов за один бой сбивали. Ни в одной армии мира нет таких показателей…

Не знаю, примут ли в небесный рай Ивана Фёдорова с таким документом.

Но убеждён – он прожил жизнь свою в земном раю и пусть будет пухом ему Земля, которую он любил Чисто, Преданно и Нежно.

P.S. А другие мои находки Вы можете прочитать на канале СВЯЗЬ ВРЕМЁН
https://zen.yandex.ru/profile/editor/hand1940/publications


Рецензии
Приветствую Вас, Михаил Ханджей! С удовольствием прочел текст о Иване Фёдорове и восхитился его подвигами. Но тут налетели критики и все испортили. Читал я и текст, и отзывы, а думал о другом. Недавно один петербуржец в тексте на Прозе поставил под сомнение подвиг Матросова. Дескать, он когда-то беседовал с бывшим фронтовиком, который сказал, что тело Матросова не послужило бы препятствием для крупнокалиберного пулемета. Он закончил фразой: кто не согласен? И я, пользуясь своими воспоминаниями о беседах с фронтовиками, а также материалами Интернета, доказал ему, что подвиг такой был. И он (автор) помалкивает! Много развелось любителей "опровергать" и очернять подвиги бойцов и офицеров Советской армии и партизанских отрядов. Как им хочется представить Россию в неприглядном виде и этим самым разлагать народ изнутри. Будем давать отпор! Василий.

Василий Храмцов   09.09.2015 21:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Василий.
Задержал с ответом Вам по причине доброй - " бездельничал" на море тёплом под солнцем ласковым.
Благодарю Вас за отзыв о Иване Фёдорове, лётчике-испытателе от Бога. Всем, кто пытается уличить его во лжи, как серпом по ....м героическое служение Родине миллионов ГРАЖДАН СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Так что "шакалы лают, а караван идёт".
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   21.09.2015 11:42   Заявить о нарушении
Василий, рекомендую Вам прочесть мою статью "По следам лагерного библиотекаря". Думаю, что она соответствует вашему призыву "Будем давать отпор!"
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   21.09.2015 18:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.