Олег Видов Часть 2 Глава 41 Легенда о Тиле 1976
Сегодня трудно сказать, когда именно Олегу Видову пришлось участвовать
в съемках в этом фильме. Он присутствует в эпизоде одной из серий.
Но как мы все знаем, что сниматься с его участием могли и другие моменты,
не вошедшие при окончательном монтаже. Да, для Олега это была эпизодическая
роль. И о ней много не скажешь. Хотя я к этому обязательно вернусь позже.
Но сам фильм, его эпическая сущность, его художественный потенциал и
все остальное, что мощным потоком устремляется на зрителя с экрана,
заслуживают того, чтобы рассказать о фильме подробней...
Я, как и прежде, не буду делать киноведческий анализ, или обзор фильма.
До меня это делали много раз другие, и я не считаю необходимым вступать
с ними в полемику, или повторять уже сказанное. Этот советский фильм уже
принадлежит истории.
Кинофильм – это такое произведение искусства, которое требует от зрителя
самостоятельного восприятия и осознания. Моя задача только помочь разобраться
зрителю, его информировать, возможно, немного заинтересовать. А вот все
остальное зависит от него самого. Поэтому рассказывая о фильмах, я преследую
другую цель, о чем сказано выше. Я стараюсь показать жизнь актера в том
контексте, в той составляющей, без которых она не могла существовать. Актеры,
режиссеры, операторы и сценаристы, а также все остальные работники кино и
театра, были такими же обыкновенными людьми, гражданами. Они также ходили в
магазины, гастрономы, поликлиники и всюду, как и все остальные люди. Кроме
своей профессии они, в остальном, такие же физические люди. Вот об этом мне
хочется рассказать как можно интересней.
* * *
Ну а « Легенду о Тиле » можно называть экранизацией знаменитого, всемирно известного романа. Об этом я скажу ниже. В те и предшествующие созданию фильма годы, этот роман считался как бы обязательным для чтения любым образованным человеком. Хотя, конечно не все поголовно в стране читали его. Но если учесть, что один из томов 200-томного подписного издания « Библиотеки Всемирной литературы » был посвящен этому роману, то читали его в СССР многие. Лично мне пришлось его изучать дважды в разных учебных заведениях. Первый раз в Киеве, благодаря прекрасному преподавателю зарубежной литературы Гутерману, у меня сложилось о романе вполне зрелое, философское понимание. Второй раз в ГИТИСе, когда я был уже постарше, я, наверно, еще глубже воспринял многие образы, события. Но при всем этом, когда я шел смотреть этот фильм (и когда я его пересматривал ), и не только этот, я никогда не ставил перед собой задачу, как-то сравнивать его с романом, определять насколько точно, или правдоподобно в фильме показаны те события, образы. А в самом деле, какие события описанные в романе, или происходившие в истории? Этот Роман намного больше, чем описание исторических событий, а кинофильм 1976 года это тем более совсем другое. Хотя для романа те события и были основой, а роман для фильма. Но не побоюсь повториться. Фильм снятый по любому литературному произведению всегда остается самостоятельным произведением искусства, и уже не литературного, а киноискусства. Это совсем другой вид, имеющий другие инструменты воздействия на потребителя этого искусства. Роман и фильм существуют, говорят и воздействуют на нас совершенно по-разному. У них разная природа, разные функции и способы воздействия на человека. Тем более, что фильм, а в данном случае этот, есть произведение искусства созданное сценаристами и режиссерами. Само собою, что я не сбрасываю со счетов прекрасных актеров снимавшихся в этом фильме. Но даже то, чтобы эти образы создали именно эти актеры, тоже зависело от главных создателей - режиссеров.
Говоря словами самих создателей этого фильма, существует третья правда.
Что это такое станет понятно, после небольшого путешествия в историю.
* * *
В 1950 году на Киевской киностудии снимался фильм «Тарас Шевченко ». Кстати , это вероятнее всего был единственный случай, когда весь фильм снимался двумя версиями на русском и украинском языках. Все снимали двумя равноценными дублями. Была сделана версия на русском языке и украинском. Режиссером фильма был Игорь Савченко. Он же написал сценарий для этого фильма. Одним из операторов был уже знакомый моему читателю, друг Олега Видова, Аркадий Кольцатый. Так вот, когда фильм был снят и смонтирован, его показали, как и все фильмы тогда, И.В. Сталину. У него возникли замечания. Но в это время - 14 декабря 1950 года 44-летний режиссер скончался. Побоявшийся сказать об этом Сталину, как его тогда называли, министр кинематографии Большаков, пообещал Сталину - « довести указания вождя до режиссера. Гротескное, безумное время: министр собирается передавать замечания Сталина умершему режиссеру! Встал вопрос: кто будет исполнять высочайшую волю? Решили: поручить ученикам Савченко, студентам его мастерской во ВГИКе. Сталин страдал бессонницей. Его министры должны были сидеть в своих кабинетах до глубокой ночи, пока вождь не отправится спать. И вот в 3 часа ночи в приемную Большакова были вызваны два молодых человека - Алов и я. Почему именно мы двое? Судьба.» - вспоминает Владимир Наумов.
Дело в том, что Алов и Наумов занимались у Игоря Савченко на режиссерском курсе во ВГИКЕ и на съемке этого фильма он использовал своих учеников, как ассистентов режиссера. Вот и выпала им участь довести до конца этот фильм. Иначе говоря, выполнить пожелание «Вождя всех народов» .
Что же не понравилось И. В. Сталину?
Сталин сказал Большакову:
«Не гонитесь за маленькой правденкой. Гонитесь за большой исторической правдой». Речь шла о фильме "Тарас Шевченко". Сталину не понравилась сцена, в которой поэт встречается с революционным демократом Чернышевским. Дело в том, что Чернышевский был показан молодым, без бороды и усов. Сам же Шевченко - уже пожилым и лысым, что соответствовало правде жизни. "Нехорошо, - сказал Сталин, - когда молодой человек поучает пожилого поэта, лысого, прошедшего ссылку. Уравняйте их в возрасте, снимите Чернышевского с усами и бородой, пусть не таким, каким он был в действительности в то время, но таким, каким он остался в памяти народа. Дело, в конце концов, не в усах и лысине, а в соотношении русской и украинской демократии".
Так мы впервые соприкоснулись с проблемой "художник и власть".
Причем на самом высоком уровне, ведь цензором был Сталин. И этот цензор знал, что хотел. Мы, только начинающие свою жизнь в кино молодые режиссеры (полные заблуждений и иллюзий), столкнулись с четко сформулированными, непререкаемыми требованиями власти к художнику. Именно тогда вопрос "что такое правда?" встал перед нами как главный вопрос художественного творчества. Ночи напролет мы шепотом спорили о замечаниях. Мы не могли принять "большую историческую правду", которая требует деформации события, ситуации, характера в интересах "высшей цели". Но мы отвергали также реализм поверхности - "эпидермический реализм", исповедующий правду кожного покрова. Именно тогда мы изобрели для себя термин "третья правда". Конечно, это был термин рабочий, пригодный лишь для нас с Аловым, и лишь мы до конца чувствовали то содержание, которое в него вкладывали.»
Правда художника – правда художественного произведения, это совсем другая правда, не историческая , а художественная.
* * *
Ну а теперь немного о самом романе.
Как помнит мой читатель, роман, по которому снимался фильм, назывался « Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах ». Соответственно, что главной действующей в нем персоной является этот самый Тиль Уленшпигель. Возникает естественный вопрос - Кто же это такой?
Образ Уленшпигеля — бродяги, плута и балагура — начал складываться в немецком и фламандском фольклоре в XIV в. Обилие анекдотов и шванков об Уленшпигеле сделало этот персонаж собирательным, подобно Ходже Насреддину. Затем сюжет был литературно оформлен в напечатанной в 1510 или 1511 году немецкой народной книге «Занимательное сочинение о плуте Тиле, родившемся в земле Брауншвейг, о том, как сложилась жизнь его». Эту книгу — её иногда приписывают некоему Герману Боте — исследователь М. Реутин назвал «суммой сюжетов раннего комического эпоса». Вскоре, в 1515 г. последовала публикация лубочной фламандской книги. Вслед за ней (уже в XVI веке) были напечатаны переводы «Тиля» на разные языки : латынь, нидерландский, французский, английский, польский. Но если верить народной книге, то Тиль был персонаж исторический. Он якобы родился около 1300 г. в Кнайтлингене, много путешествовал по Германии, Бельгии и Нидерландам. Умер от чумы в Мёльне в 1350 г. Однако никаких свидетельств реального существования этого человека нет.
А как со вторым действующим лицом повествования - Ламе Гудзак?
Этот персонаж появляется благодаря Шарль Де Костеру. Именно из-под его пера вышла эта прекрасная книга. Произошло это в 1867 году.
Шарль Де Костер родился 20 августа 1827 года в Мюнхене, в семье управляющего делами папского нунция. Существует версия, что писатель был сыном нунция графа Шарля-Мерси д’Аржаанто, по другой версии — сыном его брата.
По этому поводу бельгийский критик Ю. Жюэн (фр.) замечает: «Будущий автор „Легенды об Уленшпигеле“ был, несомненно, сыном своих родителей, даже если от этого и пострадал романтизм». Окончил университет, служил в государственном архиве. В 1858 году выпустил книгу «Фламандские легенды» (L;gendes flamandes), затем — сборник новелл «Contes braban;ons».
А в 1867 году было издано наиболее известное его произведение, которое и является предметом нашего интереса. При написании этого романа Де Костер пользовался материалами старинных хроник («История Нидерландов» ван Метерена, 1599г., и других, которые были в его распоряжении, как у работника государственного архива. А также он не избегал пользоваться работами писателей и публицистов 16 -17 столетий.
В своем романе Шарль де Костер переносит действия и жизнь Тиля в XVI век и тот становится символом народного сопротивления испанскому господству во Фландрии. После выхода этого романа Тиль стал восприниматься именно как идеолог гёзов. Именно на его основе была создана пьеса Григория Горина «Страсти по Тилю», поставленная в 1974 году Марком Захаровым в Театре имени Ленинского комсомола под названием «Тиль». Это произошло тогда, когда начинались съемки фильма, о котором я рассказываю.
Впервые герои этого романа появились на киноэкране в 1956 году в фильме нидерландского режиссёра Йорис Ивенса. Он совместно с Жераром Филипом снял фильм «Приключения Тиля Уленшпигеля». Роли Тиля и Ламме Гудзака исполнили соответственно Жерар Филип и Жан Карме.
Как и в случае с советским фильмом 1976 года, это была экранизация романа
Шарля де Костера. Потому что в других более ранних произведениях никакого
Ламме там не было. В 2003 году режиссёр Эберхард Юнкенсдорф снял
полнометражный мультипликационный фильм «Тиль Уленшпигель».
* * *
А теперь можно вернуться к нашему фильму
Но рассказ о нем я начну иначе, чем о других фильмах в моем повествовании,
начну с отзывов зрителей. Так будет интересней в данном случае.
ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ «ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ »:
Uncle Gene 23.01.2007 -
« Редчайший по художественному решению фильм. Живописен бесконечно
Возникает ощущение оживших картин старых мастеров.»
Евгений (Томск) 19.01.2008 -
« Фильм, который нужно смотреть не для развлечения. Это глубокая, философская
картина. Неподготовленный зритель может её не понять. Но, если вы читали
Шарля де Костера, то по достоинству оцените эту блестящую экранизацию.
Актёрская игра очень точно передаёт атмосферу Фландрии 16 века; образы,
созданные Леоновым, Ульфсаком, Смоктуновским и... множеством других
замечательных актёров, погружают нас в ту далёкую эпоху. Великолепный
фильм для умного зрителя.»
Горожанка (Санкт-Петербург) 20.06.2011 -
« Белохвостикова в роли Неле кажется немного холодноватой. Сами бельгийцы,
высоко оценив эту картину, по поводу Белохвостиковой в роли Неле высказались
так: она бесподобна, лицо то ли Мадонны, то ли колдуньи и вообще она так
"ведет" за собой весь фильм, что его бы можно назвать просто "Неле".»
Ну вот видите, « Неподготовленный зритель может её не понять » и другое.
Ну что, будем надеяться, что мой читатель окажется подготовленным,
в конечном счете, это зависит от него самого.
* * *
Как и в романе действие происходит в XVI веке в период борьбы за освобождение
одной из нидерландских провинций - Фландрии, находившейся под властью
испанских королей и соответственно под постоянным вниманием инквизиции...
Четырехсерийный фильм разделен на две части :
1-ый Фильм - «Пепел Клааса » состоит из двух серий;
2-ой Фильм – «Да здравствуют нищие » тоже двухсерийный.
В центре повествования 4 серийного фильма судьба трех главных героев: Тиля и его возлюбленной, такой же простой девушки как он сам (Наталия Белохвостикова) и их верного друга детства, толстяка (Леонов). Через их отношения и многолетние скитания авторы фильма показывают зрителю маленький кусочек истории Европы, но именно тот ее период, который стал для всего континента самым главным и переломным, когда Европа повернулась от мракобесья средневековья к настоящему духовному возрождению.
(Правда в виде отстуаления, можно сказать, глядя на современную Фландрию,
на те земли, где жил и скитался легендарный Тиль, к какому уровню духовного
возрождения они пришли. Это как раз и есть правда реальной истории. )
* * *
14 июня 1974 года на киностудии Мосфильм состоялось утверждение актеров на
роли. Наталия Белохвостикова была утверждена на роль Неле, Михаил Ульянов
на роль Кааса, Евгений Леонов на роль Ламме. На остальные роли было по
несколько претендентов. Делались многочисленные пробы. На роль Тиля было
три претендента: Олег Даль, Александр Сысоев, Лембит Ульфсак. Утвердили
актера из Таллинна Лембит Ульфсака. На роль Карла-V из двух актеров был
утвержден Инокентий Смоктуновский. На роль Филиппа-II из двух актеров
утвердили В. Дворжецкого, а на роль Сооткин пробавались три актриссы.
Утвердили Л. Малеванную.
Вот как о своей роли в этом фильме напишет позже Евгений Леонов:
« Наверное, у каждого артиста есть роли, о которых говорят, что они созданы
для него или он создан для этих ролей. Санчо в «Человеке из Ламанчи» и
Ламме из «Легенды о Тиле» — такие вот «мои роли».
Естественно, что в таком большом фильме было много ролей второго плана и
эпизодических. Одна из таких ролей была предложена Олегу Видову.
В одном из интервью он сказал об этом:
« Сейчас мне предложили необычную и непривычную для мне роль адмирала де Люме
в фильме А. Алова и В. Наумова «Леген¬да о Тиле Уленшпигеле». Жестокий адмирал
де Люме, знаменитый тем, что, поклявшись перевешать всех монахов, чуть не
вздергивает на виселицу Тиля Уленшпигеля. Это герой-злодей, совершенно
противоположное тому, что мне приходилось играть. И, понятно, работа потребует
основательной перестройки актерских навыков, приспособлений, умений. С самого
начала ясно, что дело не только за тем, чтобы поменять маски и краски.
Литературный источник дает такую широту и глубину жизненного простора, такое
богатство контрастов и полутонов, что задача каждого, кто причастен к этому
фильму, кажется необычайно тонкой и сложной. Тут романтичный герой стоит на
твердой почве житейской прозы, а злодей воспринимается словно сквозь
романтическую дымку. Я с особым настроем приступаю к съемкам в «Тиле
Уленшпигеле», так как понимаю, что для меня это редкая возможность выйти за
пределы обычно предлагаемых ролей. А. Алов и В. Наумов — режиссеры, для которых
не существует традиции банальных мнений в отношении актерского амплуа,
режиссеры, умеющие разгадать в актере его суть, сокровенное, выстраданное.»
Олегу Видову приятно вспоминать те съемки благодаря еще одному партнеру –
литовскому актеру: « моим партнером был прекрасный литовский актер Юозас
Будрайтис, исполнивший роль адмирала Трелона »
Вместе с Олегом в этом же фильме снимался и его сокурсник по ВГИКу
Андрей Юренев, сыгравший Графа Горна. А еще один их сокурсник Александр
Январёв сыграл хромого Корнуина - командующего гарнизоном. Одну из светских
дам сыграла талантливая актриса Театра имени Моссовета Неля Пшенная.
Следует сказать, что в разных ролях в этом фильме можно увидеть много
талантливых актеров. Слепого поводыря группы слепых нищих сыграл Игорь
Ясулович...
Имена их всех можно найти в самом конце этой главы, как всегда
в разделе информации о фильме.
* * *
Снимать Наташу Белохвостикову в этом фильме, как и в других, В. Наумову
было не просто. Точно так же, как и ей сниматься у своего мужа. Он к ней был
не менее требовательным, чем к другим актерам. Но, как он сам вспоминал, на
съемках чувствовал себя виноватым перед ней:
« Мы снимали «Легенду о Тиле». Мороз. Я в валенках, в тулупе. А она – в
тоненьком платьице из мешковины. Ну мне просто нехорошо! Я уже не думаю о
кино, но одновременно с этим я вижу ее синие губы, окоченевшие ноги – и
рождается дополнительная волна эмоций. Жалость. А она в этом эпизоде везла
искалеченную инквизицией мать».
Ну а сама актриса считает, что семейные отношения не должны переносится на
съемочную площадку: « Наоборот, -говорит она, - С Володей мне намного сложнее
работать. Муж, как никто, знает мои возможности, знает, что от меня ждать и
требовать. Мне же кажется, что очень стыдно подводить мужа».
* * *
Этот фильм кроме павильонов студии снимался в разных местах, которые
соответствовали сюжету и замыслу режиссеров. Но главной сценической
площадкой стало устье реки Лиеуппе под Ригой и сама Рига.
Там был построен целый город на сваях, по которому между домами плавали
«старинные» парусные корабли Гезов воевавших с испанцами. Старые дряхлые,
списанные за ненадобностью рыболовецкие корабли были превращены в старинные
каравеллы. Ими управляли латышские моряки.
Первые схемки на этой натуре начались 14 августа 1974 года.
Костюмы для героев фильма старались шить по старым выкройкам, если была такая возможность. Художники картины и сами режиссеры постоянно обращались к живописи той эпохи, к картинам Босха, Брейгеля старшего, и других Голландских художников. В их жизни в то время постоянно присутствовала музыка Баха, Вивальди. Цвет для окраски полотна из которого шились костюмы подбирался в соответствии цвета на картинах нидерландских художников, что бы он был именно таким. Цвет и свет в этом фильме является еще одним участником всего действия. Они являются очень важным компонентом, на фоне которого разворачиваются все действия. Авторы фильма находили для каждой сцены свое световое и цветовое решение. И главными консультантами у них в то время были картины художников той эпохи.
* * *
Вот так и рождался этот кинематографический шедевр. Надо не забывать, что это был не обычный фильм. Четыре серии это не рядовое зрелище в течении полутора часов. А тем более с таким сюжетом и особой изобразительной стилистикой и эстетикой. Будучи совершенно доступным по своему содержанию – сюжету, он был очень сложным, как было сказано выше, для восприятия неподготовленного зрителя. Именно художественная стилистика и эстетика требовали более серьезного, внимательного восприятия. А к этому многие были не готовы, не подготовлены. А настроиться на то, что бы пересмотреть его несколько раз и понять, прочувствовать все его детали, не каждый был в состоянии. Почти каждая сцена фильма требовала определенного напряжения зрительского сознания и восприятия... Можно сказать однозначно, что одного такого фильма, как «Легенда о Тиле» уже достаточно для творческой биографии актера, режиссера. Таким произведением можно гордиться.
* * *
Существует такое мнение, что В. Наумов не очень был доволен, как он снял Нататалию Белохвостикову, как она получилась. Возможно, что он хотел, чтобы получилось еще лучше.
Конечно, что он имеет на это право и как режиссер, и как муж. Но мне кажется, что он излишне требовательный и к ней и к себе. Но это вполне естественно для мастера такого уровня. Роль была специально написана для нее, и в действительности была именно той, ее ролью (как сказал о подобных ролях Леонов). Не мог он, создавая сценарий для этого своего фильма, не видеть в главной героине будущую исполнительницу, свою жену Наташу. Говоря об этом фильме можно с полной убежденностью сказать, что как минимум три исполнителя не могли быть никем другим. Это Наталия Белохвостикова, Леонов и Алла Демидова. Не думаю, что бы кто то другой справился с этой задачей так, как они. Это не значит, что все другие исполнители были не на своем месте. Великолепно свою роль сыграл Инокентий Смоктуновский, но фильм сделали эти три актера. При этом я не уменьшаю заслугу исполнителя роли Тиля. Он само по себе явление в этом фильме, явление яркое и интересное.
Этот фильм есть еще одно подтверждение положения, что именно режиссеры и сценаристы являются авторами фильмов. И именно от них зависит каким будет это произведение искусства. Станет оно таковым, или будет простым примитивным временным явлением для очередной галочки в отчетах кино-чиновников. И большое спасибо за этот фильм его создателям – двум режиссерам - А. Алову и В. Наумову.
* * *
Вот воспоминания одного из них (Владимира Наумова )о другом (Александре Алове):
- « Саша старше меня на неполных пять лет. Поэтому он попал на фронт и прошел
всю войну солдатом. Я же по возрасту не успел. Во время войны после ранения
и контузии Алов приезжал в Алма-Ату, куда эвакуировался ВГИК. Поступил, в
общаге повесил шинель на гвоздик - и снова уехал воевать. Шинель голодные
студенты вскоре загнали на толкучке. В этом поступке Алов, вопреки логике,
всю жизнь подозревал меня. Мои аргументы, что в то время я, 13-летний
мальчишка, еще и не помышлял ни о каком ВГИКе, не действовали: "Раз ты был
тогда в Алма-Ате - значит твоих рук дело!" Вообще, у Алова, фронтовика,
знавшего правду войны "до молекул", к солдатской шинели было особое отношение.
Много позже, в 61-м году, когда мы сдавали "Мир входящему", министр культуры
Фурцева негодовала: где вы видели такие грязные, просоленные шинели?!
Шрам на лице Алова побелел, что выражало крайнюю степень гнева, и Саша
ответил: "Екатерина Алексеевна, вы эту шинель только с мавзолея видели,
а я в ней протопал четыре года". Чтобы в то время столь дерзко ответить
начальнику, от которого зависит твоя судьба, надо было обладать большим
мужеством. Начать учебу он смог позволить себе только после победы.»
Как участник Великой Отечественной войны, он был награжден
Орденом Красной звезды и медалями.
Аллов Александр Александрович - (1923 -1983)
Советский сценарист, режиссёр
Александр Александрович Алов – (Лапскер) родился
26 сентября 1923 года в Харькове - Украинская ССР.
В 1951 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа в мастерской
Игоря Андреевича Савченко.
С 1951 по 1957 год был режиссёр киностудии имени А.П. Довженко в Киеве,
с 1957 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1965 году ему было присвоено Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» .
Все его фильмы были поставлены совместно с Владимиром Наумовым.
В 1971 году в московском театре «Современник» они совместно поставили
спектакль по пьесе Иштвана Эркеня «Тоот, другие и майор».
Совместно с В.Наумовым поставил 10 фильмов и участвовал в написании 12 сценариев.
А 5 января 1983 года удостоен Звания «Народный артист РСФСР».
12 июня 1983 года в маленьком латышском городке Кулдига, что в 150 км
от Риги, шли съёмки фильма "Берег".
Наталья Белохвостикова вспоминает :
« В последний день съёмок мы должны были снять заключительный эпизод —
проезд по городу, когда Эмма везет Никитина в аэропорт. Владимир Наумов
в тот день заболел и остался в гостинице, а мы с Щербаковым поехали на
съёмку. Сели в машину и ждали „режимного времени“, то есть наступления
определённого часа, когда только-только наступают сумерки; уже смеркалось,
мы ждали команды, а её всё не было. Выйти из машины мы не решались — в
любой момент могла раздаться команда „Мотор!“, и тогда съёмка была бы
сорвана по нашей вине. Обычно в случаях какой-либо задержки нас
предупреждали: „Сидите, ждите“, а тут — ничего. Наконец мы не выдержали,
вышли из машины и сразу поняли – что-то случилось. Возле камеры никого
не было, стульчик, на котором сидел Александр Александрович Алов, — пустой.
В это время его везли с сердечным приступом в больницу. Несколько лет назад
у него уже был инфаркт, мы надеялись, что и на этот раз всё обойдётся.
Наумов, сидя в номере, ничего не знал. Мы прилипли к телефону, ждали и
звестий, около часа ночи нам сообщили, что всё кончено…».
Похоронили режиссёра в Москве на Ваганьковском кладбище.
* * *
Он прожил всего 60 лет, но 33 из них, рядом всегда и во всех делах был
его бессменный партнер в творчестве и друг Владимир Наумов.
«... Так мы и оказались на одном курсе. Снова судьба. Вообще студенты ВГИКа в то время делились на две категории: фронтовики (Алов, Басов, Чухрай, Ростоцкий, Бондарчук, Сегель...) и вчерашние школьники (Хуциев, Параджанов, Рязанов, Швейцер, Кулиджанов...). Этих последних, к которым принадлежал и я, снисходительно именовали "статские рябчики". Фронтовики, в том числе и Саша, с достоинством носили свои гимнастерки, украшенные орденами и нашивками за ранения.»
В будущем они все будут делать вместе – сочинять сценарии, репетировать, выстраивать мизансцены, снимать, монтировать ... и делить постановочные пополам.
Кинорежиссер – сценарист Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова – Стража (1898-1957).
В 1952 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа, (мастерская Игоря Савченко).
С 1957 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». Работал в содружестве с режиссером А. А. Аловым.
Первое время после окончания ВГИКА режиссеры работали на киевской киностудии.
Люди моего поколения хорошо помнят, как в нашем детстве появлялись их первые наполненные романтикой революции фильмы: «Тревожная молодость», «Павел Корчагин» , «Ветер ».
В 1966 году они сняли фильм « Скверный анекдот » по Достоевскому. В главной роли снимался Е.А. Евстигнеев. . Фильм вызвал резкую критику официальных властей и был положен на полку. Это был самый первый случай, когда готовый фильм не был выпущен в прокат.
Одной из лучших работ Алова и Наумова стал фильм «Бег», поставленный по пьесе Михаила Булгакова. Главные роли в картине сыграли Людмила Савельева, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов.
в 1980 году на экраны вышел фильм «Тегеран-43», который стал в тот год фаворитом советского кинопроката. Среди актеров снимавшихся в этом фильме были Курд Юргенс и Ален Делон.
После смерти Алова Владимир Наумов продолжал работать, поставив самостоятельно целый ряд фильмов.
С 1963 года Владимир Наумов — руководитель Творческого объединения киностудии «Мосфильм», преподавал на Высших режиссёрских курсах,
С 1976 года был секретарем правления СК СССР.
С 1980 года руководит мастерской ВГИКа (с 1986 года — профессор), ведет
мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки
и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (ВИППК).
с 1987 г. генеральный директор компании «Союз Навона», член правления
кино-концерна «Мосфильм»
Снялся в 5 фильмах как актер :
1948 — Третий удар — молодой лейтенант
1969 — Гори, гори, моя звезда — штабс-капитан
1970 — Кража — Абалин
2001 — Часы без стрелок
2007 — Джоконда на асфальте — «мама»
написал сценарии к 18 фильмам. Среди них :
в 1972 г. – « Карнавал »;
В 1973 г. – « Как закалялась сталь »
В 1982 г. – « Похождения графа Невзорова »
поставил как режиссер 16 фильмов и в том числе по своим сценариям.
Среди них:
В 1961 году - « Мир входящему »
В 1966 году - « Скверный анекдот »
в 1970 году - « Бег »,
в 1976 году - « Легенда о Тиле » - четыре серии
в 1980 году - « Тегеран-43 »,
в 1983 году - « Берег »,
в 1990 году - « Десять лет без права переписки » и другие.
Принимал участие в съемках 15 документальных фильмов.
В 1965 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
В 1974 году удостоен Звания «Народный артист РСФСР ».
А 5 января 1983 года Звания «Народный артист СССР».
В 1961 фильм « Мир входящему » был награжден :
- на МКФ в Венеции - Вторая специальная премия "Золотая медаль" и
Премия Пазинетти "Золотой кубок" и «Специальный приз жюри».
В 1978 г. фильм « Легенда о Тиле » на ВКФ получил «Специальный приз жюри»
В 1981 г. фильм « Тегеран-43 » награжден:
- на ВКФ получил «Главный приз»
- на ММКФ в Москве « Золотой приз», и « Приз Общества "Родина"
В 1984 г. фильм « Берег » на ВКФ получил «Главный приз» и «Диплом»,
В 1985 г. фильм « Берег » удостоен « Государственной премией СССР »
В 1995 г. фильм « Белый праздник» на МКФ в Римини получил Приз "Амаркорд".
В 2001 г. фильм « Часы без стрелок » на КФ русских фильмов в Онфлере
получил «Почетный диплом »,
В 2007 г. Владимир Наумов награжден Премией "Золотой Орел" -
"За выдающий вклад в кинематограф".
С 1986 года - профессор. Ведет мастерскую режиссуры игрового кино во
Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников
кинематографии Госкино России (ВИППК).
С 1987 года — руководитель киностудии «Союз» (кино-концерн «Мосфильм»).
Руководитель мастерской ВГИКа.
С 2002 г. Владимир Наумов — первый президент Национальной академии
кинематографических наук и искусств, член Европейской кино-академии,
секретарь Союза кинематографистов России.
* * *
Ну а теперь об актриссе, создавшей образ Неле – Наталии Белохвостикой.
Мой рассказ о ней я хочу начать воспоминанием ее мужа –
режиссера этого фильма Владимира Наумова:
« .. Наташа?.. Есть актеры, независимо от таланта (он может быть блестящим),
которые, отсняв свой эпизод, могут тут же закурить, заговорить о чем угодно.
Они как бы "сбрасывают" с себя образ. Другие освобождаются с трудом. Наташа,
придя домой после того, как прошло уже несколько часов после съемки, часто
все еще остается "там". Помню, сняв трудную сцену, в которой Неле везет на
тележке свою изуродованную инквизицией мать, мы вернулись в гостиницу. Я сел
смотреть телевизор, а Наташа куда-то исчезла. Я не сразу нашел ее: она сидела
в углу спальни, и ее всю трясло от пережитого на площадке --
роль не отпускала ее. »
Белохвостикова Наталия Николаевна родилась 28 июля 1951 года в Москве.
" Мне и прочили либо иняз, либо МГИМО, так как папа у меня был дипломатом,
мама — переводчицей. С Герасимовым меня познакомил Марк Донской, в его
картине "Верность матери" я снималась в Стокгольме (там тогда работали мои
родители) в эпизодах — была дублершей актрисы, игравшей Марию Александровну
Ульянову. Мы встретили Сергея Аполлинарьевича случайно, в коридоре
киностудии. Он, как мне показалось, почти не обратил на меня внимания, вскоре
я об этой встрече и думать перестала. Неожиданно позвонил Донской:
"Герасимов тебя разыскивает, спрашивает: " Где та большелобая девочка?".
Оказывается, наша с ним встреча натолкнула его на написание сценария фильма
" У озера". Так я поступила на курс к Герасимову. Но поскольку школу я еще
не окончила, то по ночам зубрила школьные предметы (мне разрешили учиться
экстерном), а днем ходила на лекции во ВГИК."
Это фрагмент из интервью газете "Бульвар" в декабре 2009г.
В 1971 году Наталия Белохвостикова окончила учебу во ВГИКе в мастерской
С. Герасимова и Т.Макаровой и была принята в театр-студию киноактера.
Снялась она в 29 кинофильмах и среди них такие известные:
в 1969 году « У озера »,
в 1976 году « Красное и черное » и « Легенда о Тиле »
в 1979 году « Маленькие трагедии » по Пушкину
в 1980 году « Стакан воды » « Тегеран -43 »,
в 1982 году « Принцесса цирка »,
в 1983 году « Берег » совместный СССР-ФРГ и другие.
В 1970 году она получает Премию кинофестиваля в Карловых Варах за лучшую
женскую роль в фильме " У озера ".
В 1971 году за участие в фильме " У озера " она становится
« Лауреатом Государственной премии СССР»
А в 1985 повторно удостаивается этой премии за участие в фильме " Берег ".
В 1984 году ей присваивается Звание « Народная артистка РСФСР ».
* * *
Ее кинематографической матерью в этом фильме была Алла Демидова, актриса,
без которой этот фильм так же не мыслим, как и без Наталии.
- АЛЛА ДЕМИДОВА
Алла Сергеевна родилась 29 сентября 1936 года в Москве.
С раннего детства хотела стать актрисой, участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях. После школы, не пройдя конкурс в Театральное училище им. Б.В.Щукина из-за плохой дикции, поступила на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году. По окончании Университета стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Еще учась на третьем курсе, начала играть в спектаклях студенческого театра МГУ.
В 1959 году поступила в Щукинское училище на курс педагога Анны Орочко.
Сыграв в 1963 году в дипломном спектакле «Добрый человек из Сезуана» (госпожа Янг), в постановке Юрия Любимова, она в 1964 году вошла в труппу созданного им Театра на Таганке.
Дебют в кино состоялся в 1957 году в эпизоде фильма Захара Аграненко «Ленинградская симфония».
Первой главной ролью в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина
« Дневные звезды » в 1966 году.
В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала «Советский экран»
названа самой перспективной актрисой.
В 1973 году была удостоенная Звания «Заслуженная артистка РСФСР»
А в 1984 году - Звания «Народная артистка РСФСР»
Снялась в 48 кинофильмах, при этом постоянно играя в театре на Таганке.
Среди ее фильмографии такие картины как:
в 1968 году « Служили два товарища » и «Шестое июля»;
в 1970 году « Щит и меч » и « Чайка »;
в 1971 году « Вся королевская рать »; ( ТВ-фильм )
в 1974 году « Зеркало »;
в 1975 году « Бегство мистера Мак-Кинли »;
в 1976 году « Легенда о Тиле»;
в 1979 году « Стакан воды » и много других.
С 1968-го года начала играть ведущие роли в спектаклях Юрия Любимова.
Вместе с Владимиром Высоцким работала над образами спектаклей «Крик» по
Теннесси Уильямсу и «Федра» по Жану Расину. Эти замыслы не были осуществлены
из-за смерти Высоцкого в июле 1980-го года.
В 70-80-е годы Алла Демидова была одной из самых популярных киноактрис.
Ещё будучи актрисой Театра на Таганке, в 1993 году создала собственный театр «А»
и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.
Она выступает как автор и исполнитель поэтических программ на российском телевидении («Воспоминание о серебряном веке», Проект «Уроки русского» И. Бунин «Темные аллеи» 2000г., «Звезда рождества» 2002г.) и литературно-музыкальных композиций по поэмам Анны Ахматовой «Реквием» (совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» В. Спивакова) и «Поэме без героя».
Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».
Алла Демидова автор книг:
« Вторая реальность » (1980),
« А скажите, Иннокентий Михайлович… » (1988),
« Владимир Высоцкий » (1989),
« Тени зазеркалья » (1993),
« Бегущая строка памяти » (2000),
« Ахматовские зеркала » (2004),
« Заполняя паузу » (2007).
Среди ее ролей в спектаклях Театра на Таганке:
Госпожа Янг - "Добрый человек из Сезуана" (Б. Брехт) Режиссер Юрий Любимов -
1963 год. В 1964 году этим спектаклем открылся Театр на Таганке.
Вера - "Герой нашего времени" (М.Ю. Лермонтов) Постановка Юрия Любимова.
Премьера состоялась 14 октября 1964 года.
Миссис Мун - "Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун"
(Дж.-Б. Пристли) Режиссер Серафима Бирман. Введена на роль осенью 1964 г.
Эльмира - "Тартюф" (Ж.-Б.Мольер, перевод М.Донского) Постановка Юрия Любимова.
Премьера состоялась 14 ноября 1968 года.
Жена - "О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился" (П. Вайс)
Режиссер Михаил Левитин. Премьера состоялась в 1969 году.
Пани Боженцкая - "Час пик" (Ежи Ставинский) Постановка Юрия Любимова.
Премьера состоялась 4 декабря 1969 года.
Гертруда - "Гамлет" (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) Постановка
Юрия Любимова. Премьера - 29 ноября 1971 года,
Кабаниха - "Бенефис" (Артисты - А.Н. Островскому) Постановка Юрия Любимова.
Премьера - 7 июля 1973 года.
Василиса Милентьевна - "Деревянные кони" (Федор Абрамов)
Постановка Юрия Любимова. Премьера - 16 апреля 1974 года.
Раневская - "Вишневый сад" (А.П. Чехов) Постановка Анатолия Эфроса. Премьера - 30 июня 1975 года.
Пульхерия Александровна, мать Раскольникова - "Преступление и наказание"
(по роману Ф.М. Достоевского) Постановка Юрия Любимова.
Премьера - 12 февраля 1979 года.
"Владимир Высоцкий" (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова.
Спектакль был поставлен в 1981 году и сыгран один раз с разрешения Юрия
Андропова в годовщину смерти В.С.Высоцкого 25 июля 1981 г.
В репертуаре театра - с 25 января 1988 г.
Маша - "Три сестры" (А.П. Чехов) Постановка Юрия Любимова.
Премьера - 16 мая 1981 г.
Лина - "Прекрасное воскресенье для пикника" Постановка Анатолия Эфроса.
Премьера - 1986 году.
Марина Мнишек - "Борис Годунов" (А.С.Пушкин) Постановка Юрия Любимова.
В 1982 году спектакль был запрещен по распоряжению Министерства культуры СССР.
Возобновлен Ю.П.Любимовым весной 1988 года. Премьера - 12 июня 1988 года.
Донна Анна, Луиза, Маргарита - "Пир во время чумы" (А.С.Пушкин)
Постановка Юрия Любимова. Премьера - в мае 1989 г.
Электра - "Электра" (Софокл) Постановка Юрия Любимова.
Премьера состоялась в Афинах в театре "Мегаро" 22 мая 1992 года.
Премьера в Москве - 13 сентября 1992 года.
В Театре "А":
Федра - "Федра" (М. Цветаева) Постановка Романа Виктюка.Премьера - май 1988 Г.
Мертей - "Квартет" (Х. Мюллер) Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция).
Премьера - 10 января 1993 года.
"Медея" (Х. Мюллер -Еврипид) Постановка Теодороса Терзопулоса(Греция).
Премьера - в Афинах 15 марта 1996 года.
"Гамлет-урок" (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) Постановка Теодороса
Терзопулоса (Греция). Премьера - в феврале 2001 года в афинском театре "Аттис".
Донна Анна, Лаура - "А.С. Пушкин. "Каменный гость" и другие стихи"
Постановка Анатолия Васильева. Вошла в спектакль в 1998 году.
Театр "Школа драматического искусства"
В 1977 году стала Лауреатом « Государственной премии СССР »
А в 2001 году Лауреатом « Премии Президента России »
За роль в фильме Киры Муратовой «Настройщик» была удостоена
премий «Ника» (2005), «Золотой Овен» (2005) и «Золотой Орел» (2006)
в номинации «Лучшая женская роль».
* * *
Легендарным Тилем в фильме стал – актер Лембит Ульфсак.
Лембит Ю;ханович Ульфсак - эстонский и советский актёр и кинорежиссёр.
Он родился 4 июля 1947 года в селе Коэру (Эстония).
В 1970 году окончил актёрский факультет Таллинской консерватории.
С 1971 года — актёр Эстонского молодёжного театра в Таллине.
В 1978 году перешёл в труппу Таллинского театра драмы (имени Виктора Кингисеппа).
С 1985 по 1994 год был актёром киностудии «Таллинфильм»
Как. актер снялся в 74 фильмах. Среди них:
1969 — Повесть о чекисте — Владимир Мюллер
1971 — Дон Жуан в Таллине — Флорестино
1976 — Легенда о Тиле — Тиль Уленшпигель
1978 — Смерть под парусом — Уильям Гарнет
1981 — Ярослав Мудрый — варяг Эймунд
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — Джеральд Райт
1984 — ТАСС уполномочен заявить… — Шлейер, немецкий журналист
1985 — В поисках капитана Гранта — Жак Паганель
1985 — Софья Ковалевская — Леффлер и другие
В 1986 году ему присвоено Звание « Народный артист Эстонской ССР ».
* * *
Ну и конечно я не могу не рассказать еще об одном актере снимавшемся в этом фильме. Это Инокентий Смоктуновский.
Иннокентий Смоктуновский родился 25 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской губернии (ныне Шегарский район Томской области); был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985).
В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске.
В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии
В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».
В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве.
7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности». Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.
В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы; как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.
Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену оставлял след в биографии в те послевоенные годы. Как «неблагонадёжный», он получил, так называемый тогда, «минус 39» - запрет на проживание в 39 крупнейших городах.
Как же он попал в Норильск, туда, куда ссылали других, туда, куда дальше и ссылать некуда было. Об этом мне рассказывал Георгий Жженов, который в те времена находился тоже там, но в качестве ссыльного.
После войны Смоктуновский договорился с одним своим фронтовым другом, который тоже бежал из плена, один раз в месяц, строго в определенный день писать друг другу письма. Сами по себе ничего не значащие, они были знаком, сигналом, что с ними все в порядке.
Когда в один из месяцев Инокентий не получил от товарища письмо, он понял, что того арестовали, и решил не ждать, когда за ним придут, а сам собрался и уехал в Норильск, понимая, что там его никто уже арестовывать не будет по определению.
Вот там он и становится артистом местного театра, в котором в основном и играли заключенные «Норильлага». И среди них был и Георгий Жженнов. Общая любовь к театру, и та жизнь в Норильске, сделала их друзьями на всю оставшуюся жизнь. Вспоминая о том времени, Георгий Степанович всегда называл его - Кеша и рассказывал, как они жили в Норильске, вокруг которого находились лагеря заключенных. Да и города в современном понимании не было. Были зоны лагерей с вышками для охраны и территория где находилась администрация «Норильлага» и разнообразные хозяйственные службы, и все остальное, что хотя бы в какой-то степени вносило в жизнь людей ощущение человеческого бытия. К таким объектам и относился Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии.
Там он прожил и проработал до 1951 года.
Роли сыгранные им в Норильском Заполярном театре драмы и музыкальной комедии
1946 — Костя «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина
1946 — Виктор Туманский «Машенька» А. Н. Афиногенова
1947 — Семён Горин «Старые друзья» Л. А. Малюгина
1947 — Пётр в «Последние» М. Горького
1947 — Алексей в «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова
1948 — Полевой в «Разлом» Б. А. Лавренёва
1948 — Гришко в «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева
1949 — Мыкин в «Доходное место» А. Н. Островского
1949 — Моцарт в «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
1950 — Дормидонт в «Поздняя любовь» А. Н. Островского
1951 —Недоносков в «Шутники» А. Н. Островского
Роли сыгранные им
в Дагестанском государственном театре драмы им. М. Горького
за один год создал образы в 4-х спектаклях среди них
1952 — Виктор в «Её друзья» В. С. Розова
1952 — Хлестаков в «Ревизор» Н. В. Гоголя
Сезон 1953-1954 года он живет в Сталинграде.
Роли сыгранные им в Сталинградском областном театре им. М. Горького:
1953 — Хлестаков в «Ревизор» Н. В. Гоголя
1953 — Бионделло в «Укрощение строптивой» У. Шекспира
1954 — Белогубов в «Доходное место» А. Н. Островского
Приезжает в Москву и пробуется почти во всех театрах. Не будучи принятым на работу ни в один из них, он устроился в Театр-студию киноактера и постепенно начал и играть в этом театре и сниматься.
Роли сыгранные им в « Театре - студии киноактёра »:
1955 — «У опасной черты» В. Любимова — Неуспевающий
1955 — «Анджело» В. Гюго — Апафесто
1955 — «Как он лгал её мужу» Б. Шоу — Генри
1955 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1955 — «Последние» М. Горького — Пётр
В 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу».
Режиссёр Александр Иванов пригласил никому не известного актёра на не эпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»
По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам:
«Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом».
В 1957 году посмотрев Смоктуновского в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в Ленинград в свой театр и начал работать над спектаклем « Идиот ».
После премьеры «Идиота», состоявшейся 31 декабря 1957 года, Иннокентий Смоктуновский «проснулся знаменитым». Смотреть этот спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза.
По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене - в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, - убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского - «такой и другим быть не может». Впоследствии многие - и театральные критики, и режиссёры, и коллеги - актёры называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.
«Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», — писал об «Идиоте» десятилетия спустя А. Смелянский.
Роли сыгранные им В « Большом драматическом театре им. Горького »
1957 — князь Мышкин в « Идиот » по Ф. М. Достоевскому.
1960 — Сергей Серёгин в « Иркутская история » А. Н. Арбузова.
Но полноценных ролей в театре для него не было и он переключается на кинематограф.
В 1971 году за роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова « Преступление и наказание » был удостоен « Государственной премией РСФСР »;
В кино он снялся в более 100 фильмах. Среди них:
1961 г. – « Девять дней одного года» - Илья Куликов
1964 г. – « Гамлет » - Гамлет
1966 г. - « Берегись автомобиля » - Юрий Деточкин
1969 г. – « Чайковский » - Пётр Ильич Чайковский
1975 г. – « Они сражались за Родину » - хирург
1979 г. - « Маленькие трагедии» - Сальери («Моцарт и Сальери»)
1984 г. - « Мёртвые души » - Плюшкин
В 1972 году Борис Равенских, художественный руководитель Малого театра, начал заниматься постановкой «Царя Фёдора», предполагая на главную роль актёра — Виталия Доронина, но, узнав что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина и пригласил на роль Фёдора именно Смоктуновского.
В Малом театре в
1973 — царь Фёдор в «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого.
Он играл в театре только в этом одном спектакле. Продолжалось это до 1976 года, когда ему поступило предложение от Олега Ефремова перейти во МХАТ.
Перейдя на работу в МХАТ, продолжал сниматься в кино.
Роли сыгранные в МХАТ и МХТ им. Чехова
1976 — Иванов в «Иванов» А. П. Чехова;
1977 — Сакулин в «Обратная связь» А. И. Гельмана;
1979 — Часовщик в «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина;
1980 — Дорн в «Чайка» А. П. Чехова;
1983 — Соратник Ленина и Профессор в «Так победим!» М. Шатрова;
1984 — Порфирий Головлёв в «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину;
1985 — Серебряков и Войницкий в «Дядя Ваня» А. П. Чехова. (с 1988 года);
1986 — Реваз «Тамада» А. М. Галина;
1988 — король Людовик XIV в «Кабала святош» М. А. Булгакова;
1990 — Гаев / Фирс «Вишнёвый сад» А. П. Чехова;
1990 — Мартин Дайзер «Эквус» П. Шеффера;
1992 — И. С. Бах «Возможная встреча» П. Барца.
Роли на телевидении в телеспектаклях:
1957 — Юлиус Фучик в «Дорогой бессмертия» В. Брагина;
1963 — Итен Аллен Хоули в «Зима тревоги нашей» по Д. Стейнбеку ;
1979 — Цезарь в «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу ;
1995 — Карл Фёдорович Мейер в «Мечтательница» по Ф. М. Достоевскому.
(Герои фильма «Гамлет» —Анастасия Вертинская (Офелия) и Иннокентий
Смоктуновский на почтовой марке СССР 1966 года)
Очень много актер сотрудничал с литературной редакцией на всесоюзном радио. С ним были сделаны записи разных литературных произведений отечественной и мировой классики, сказки и повести А.С.Пушкина, фрагменты из произведений:
И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, главы из романа, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, повесть А. П. Чехова «Чёрный монах», сказки Г. Х. Андерсена, рассказы И. С. Тургенева, Г. Мопассана, К. Паустовского, Акутагавы и Г. Бёлля, а также стихотворения Ф. Шиллера, Р. Рильке, Б. Пастернака, А. Т. Твардовского.
А также были записаны целые радиоспектакли:
1981 — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда — лорд Генри
1982 — «Старая любовь» А. Мишарина — Цаплин
1989 — «Мусоргский» — Ведущий
1990 — «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира — Натаниель
1991 — «Эскориал» М. де Гельдерода — Король
1994 — «Первая любовь Ходжи Насреддина» Т. Зульфикарова — Толгат-Б
Личная жизнь актера после его разных жизненных невзгод в 1955 году сложилась благополучно. В Театре им. Ленинского комсомола он познакомился с работавшей там художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир (урожд. Хацкелевич) Она родилась как и Инокентий в 1925 году, но в Иерусалиме и была дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман. С 1930 года мужем матери и ее отчимом был художник Мендл Горшман (1902-1972).
Их сын Филипп, родившийся в 1957 году стал переводчиком научно-фантастической литературы.
Дочь Мария, родившаяся в 1965 году, была балериной, А в настоящее время работает в Музее МХАТа.
Ушел из жизни Инокентий Смоктуновский 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Он был первым актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, а если точнее, настоящими — овациями.
И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского называли самыми высокими эпитетами и критики и зрители. Он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России», — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один.
* * *
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ » :
1974.12 Журнал «Новый фильм» №24 Алма-Ата «Легенда о Тиле».
1976.03 Журнал «Новый фильм» №5 Алма-Ата Е. Зыкова -«Вот придет Тиль».
1976 г. Журнал «Советский экран» №15 Интервью с Олегом Видовым
1977 г. Журнал «Советский экран» №6 А. Алов и В. Наумов - «Легенда о Тиле»
1977 г. Журнал «Спутник кинозрителя» №12 Надежда Целиковская «Легенда о Тиле»
1977.03 Журнал «Новый фильм» №5 Алма-Ата «Легенда о Тиле» Новые фильмы.
1977 г. Журнал «Новые филмы» №22 Алма-Ата - «Легенда о Тиле»
1977 г. Газета "Брюссель Таймс", Бельгия. – "Кинофестиваль в Брюсселе неожиданно стал. уникальным явлением благодаря мировой премьере “Тиля Уленшпигеля”. Фильм изобилует сценами удивительного совершенства и воссоздает подлинный дух того времени"
1977 г. " Газет вон Антверпен", Бельгия - "На мировой премьере “Тиля Уленшпигеля” присутствовала королева Фабиола. Фильм произвел сильное впечатление — это несомненно выдающееся произведение киноискусства"
1977 г. Газета "Дейли бриз", США. – "В этом фильме энергии больше, чем во всех голливудских фильмах последних пяти лет, вместе взятых".
В 1977 г. Журнала «Спутник кинозрителя» № 3 была опубликована статья журналиста Анатолия Макарова. «Легенда о Тиле»:
« О такой работе можно мечтать всю жизнь. Всю жизнь можно готовиться к воплощению на экране «прекрасного и яростного мира», населенного с детства знакомыми персонажами, каждый из которых давно существует в сознании как живой человек и вместе с тем как великая аллегория свободы, верности, братства или же, наоборот,— предательства и низости. В самом деле, только произнесите про себя эти имена: Тиль Уленшпигель, Неле, Ламме Гудзак, рыбник, император Филипп... Не правда ли, не нужно подстегивать воображение для того, чтобы представить каждого из них во плоти? Такая повсеместная «узнаваемость» героев, такая универсальная известность романа безмерно осложняют задачи экранизаторов. Тем более, если даже и не традиционная экранизация задумана ими, не школьно- хрестоматийный перевод романа с языка литературы на язык кино, но именно воссоздание целого мира исторической действительности, народной жизни, ярмарочных вакханалий и королевских балов, крестных ходов и разгула в вертепах, сожжений на костре и стихийного мятежа.
Эти слова написаны не ради своеобразной «индульгенции» авторам фильма (вот оно влияние костеровской стилистики), но для того, чтобы объективно оценить грандиозный объем творческой работы, выполненной режиссерами А. Аловым и В. Наумовым. Они снимали эпопею, колоссальное движение народного бытия, подобное течению великой реки, пути которой пролегают через пороги и ущелья, и необъятные поля, они снимали трагедию гуманизма и одновременно героическую комедию, ликующее торжество бессмертного человеческого духа. Легко вообразить, будто фантастическая машина времени позволила нам, углубившись в толщу минувших веков, вдруг оказаться на улицах средневекового города, смешаться с непочтительной карнавальной толпой, хохочущей над раблезианским шутовством бродячих комедиантов, заглянуть в суровые жилищ городских ремесленников, озаренные пламенем очагов, в сводчатые подвалы трактиров и таверен, в каменные застенки великой инквизиции.
Этот мир реален — с неприступными стенами его замков, с гулкими площадями его городов, с его прибрежными дюнами то покрытыми снегом, а то пронизанными весенней травой. Реален гнет абсолютизма, иезуитского утонченного злодейства и папской казуистики, реальны страдания народа, терзаемого аристократами в бархатных камзолах и заплечных дел мастерами в посконных рубахах, реален стук копыт испанской кавалерии, вытаптывающей поля и скрежет палаческого колеса, дробящего кости вольнодумцев еретиков. Реален протест, здравый смысл ремесленников и землепашцев, реален смех, снижающий пафос императорских указов и папских энциклик, срывающий золотые покровы с ханжества и ложной мудрости, реальна сталь, обнаженная в имя справедливости и защиты обездоленных, реальна душа народа, воплощением которой сделался сын угольщика, острослов и богохульник, храбрец и праведник Тиль Уленшпигель. А вместе с тем это легенда. О той же народной душе, которая и в огне не горит, и в воде не тонет, которой нипочем ни дыба, ни виселица, ни сияющая алебарда. И тут уж мало одной лишь исторической достоверности, одного только сугубого реализма предметов и одежд. Здесь режиссеры прибегают к столь свойственной им в прежних работах стилистике кинематографа поэтического, метафорического, щедрого на гиперболы и иносказания. Ведь и начинается фильм с кадров, запечатлевших сбившуюся с пути компанию слепых , бредущих под водительством одного, якобы, зрячего, на протяжении всей ленты, то там, то здесь появляется этот гиньольный, пародийный караван - символ средневековой тьмы, бесправия и догматизма, воплощенный парафраз знаменитой шекспировской сентенции — «слепые вожди слепых».
А в моменты сердечной смуты, в минуты преодоления отчаяния и тоски перед внутренним взором Тиля и перед нашими глазами возникают детские фигурки двух мальчиков, худого и толстого, и одной девочки — они движутся по улицам островерхого города, по его постам и рынкам, они проходят сквозь дым инквизиторских костров и сквозь туман, подымающийся от каналов, ступая легкими ногами по каменным плитам и по весенней траве,— детство, сохраненное в душе на всю жизнь, пронесенное через все скитания и муки, само по себе признак настоящей человеческой ценности, доброты и сердечной мудрости.
А кроме того, это вечный образ прошлого, в котором мы черпаем духовные силы, запасы нежности и любви и в то же самое время образ будущего, ради которого необходимы эти силы и эти запасы. Замечательные актеры заняты в этом фильме, каждый из которых сам по себе персонаж той страны «внимания и воображения», которая создана в нашем сознании кинематографом. Михаил Ульянов в роли Клаасса, в муках костра вознесшийся до бунтарского символа. Иннокентий Смоктуновский — Карл V, достойный отец своего изувера-сына, добродушный деспот, утомленный властью тиран. Алла Демидова, сыгравшая обнаженную духовную суть безвинного страданья, адских мук, которые претерпела мудрая и прекрасная Катлина. Наталья Белохвостикова, в чьем исполнении Неле предстала не кроткой подружкой беспутного Тиля, но как бы его взыскующей, обостренной совестью.
И, наконец, запланированное открытие фильма, эстонский артист Лембит Ульфсак в образе Тиля Уленшпигеля. Удивительное соответствие литературному образу, лихая, насмешливая долговязость, вроде бы разболтанная и вместе с тем целеустремленная походка странника и бунтаря, плутоватые глаза-, на дне которых прячется боль и горечь. Великая книга тем и велика, что допускает множество возможностей для толкований и интерпретаций, для высвечивания или же, напротив, затенения какой- либо из ее тем. В этом смысле всякая экранизация пристрастна и субъективна. В картине А. Алова и В. Наумова эта пристрастность глубоко осмыслена и озарена талантом.»
И выдержка из статьи в Газете «Лос Анджелес таймс»:
« Полное жизни, выдающееся кино-полотно утверждает идею свободы и неукротимости человеческого духа… Прекрасные режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов создали очень откровенный и смелый фильм. Его можно назвать современной притчей ».
ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ - « ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ »
Полнометражный художественный четырех-серийный фильм-легенда.
Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов
Сценаристы: Александр Алов, Владимир Наумов
Сюжетная основа - Шарль де Костера роман "Легенда о Тиле Уленшпигеле"
Оператор-постановщик - Валентин Железняков
Композитор - Николай Каретников
Художники: Алексей Пархоменко (II), Евгений Черняев
В фильме звучит музыка : Антонио Вивальди, Н. Нигрино
Звукорежиссер - Роланд Казарян
Монтаж: Татьяна Лихачева, Елена Суражская, В. Потапова
Художник по костюмам - Лидия Нови
Директор фильма - С. Миндич
В фильме снимались актеры:
Лембит Ульфсак - Тиль Уленшпигель - озвучил Валентин Грачёв
Наталия Белохвостикова – Неле,
Евгений Леонов - Ламме Гудзак,
Михаил Ульянов - Клаас - угольщик, отец Тиля,
Лариса Малеванная - Сооткин мать Тиля,
Алла Демидова - Катлина - мать Неле
Анатолий Солоницын – Рыбник
Иннокентий Смоктуновский - Карл V император, Германии, Испании и Нидерландов,
Николай Горлов - Ханс сосед Клааса, крестивший Тиля,
Николай Граббе – судья,
Владислав Дворжецкий - Филипп II, сын Карла, король Испании и Нидерландов,
Евгений Евстигнеев – священник,
Вадим Захарченко – палач,
Леонид Иудов – слепой,
Владимир Кашпур - посланец Иоста,
Юрий Квятковский - И. Кузнецов,
Владимир Лебедев – горожанин, оповещающий о важных события в городе,
Игорь Ледогоров - принц Вильгельм Оранский-Нассау "Молчаливый",
В. Прохоров
Сергей Торкачевский - Помпилиус звонарь,
Анатолий Яббаров – слепой,
Игорь Ясулович - слепой,
Вера Васильева - Каллекен жена Ламме,
Олег Видов - адмирал де Люме,
Сергей Кулагин - толстый монах,
Юозас Будрайтис - адмирал Трелон предводитель гезов,
П. Богуславский – эпизод,
Юрий Волынцев - гез-посланец,
Тарик (Тариэл) Габидзашвили горожанин с обезьянкой,
Евгений Гуров – священник,
Витольд Дедерко - старик живущий при тюрьме,
Юлия Диоши - супруга Карла,
Микаэла Дроздовская - горожанка вдова убитого оборотнем,
Маргарита Жигунова - мать Филиппа,
Людмила Иванова - сварливая женщина, которую Ламме перепутал со своей женой,
Александр Январёв - хромой Корнуин командующий гарнизоном,
Улдис Лиелдидж - граф Эгмонт,
Аскольд Лясота - фламандец ведущий на продажу нищих,
Эмилия Мильтон - Стивениха хозяйка трактира,
Б. Монастырский – эпизод,
Анатолий Обухов – тюремщик,
Светлана Орлова – девица,
Лев Перфилов – тюремщик,
Светлана Родина - придворная Карла,
Ёла Санько - девица шпионка в трактире,
Лех Сколимовский - граф Альба,
Анатолий Соловьёв – возчик,
Константин Тыртов – глашатай,
Татьяна Чепикова – эпизод,
Владимир Фёдоров – шут,
Андрей Юренев - граф Горн,
Ян Янакиев - гаф Берлеймон,
Сережа Попов - Тиль-мальчик,
Лена Зуйкова - Неле-девочка,
Гена Кузин - Ламме-мальчик,
Николай Карнаухов – трактирщик,
А. Петров – эпизод,
Евгений Райков – кузнец,
Николай Сморчков – гез,
Владимир Шакало - солдат из войска принца Оранского, вызвавший Тиля на поединок,
Анатолий Подшивалов - хозяин харчевни,
Аста Абель – эпизод,
А. Бурмистров – эпизод,
Николай Кутузов – священник,
Наталья Наумова - ребенок младенец эпизод,
П. Ермаков – придворный,
Рейно Арен - горожанин на крестном ходе,
Николай Юдин горожанин на крестном ходе,
Евгений Марков - кавалер Ордена «Золотого Руна»
Николай Тагин – нищий,
Алексей Панькин - бунтарь в трактире
Александр Пятков - солдат из войска принца Оранского
Зоя Исаева – горожанка
Озвучивание Валентин Грачёв - Тиль Уленшпигель роль Лембита Ульфсака
Производство Киностудии «Мосфильм» 1976 г.
1-й фильм "Пепел Клааса" – 2 серии;
2-й фильм "Да здравствуют нищие!" – 2 серии.
Фильм цветной, звук моно, на русском языке, пленка 35 мм..
Продолжительность полной версии 384 минуты - 32 части 8573 метров
В 1977 году была смонтирована теле-версия фильма под названием " Тиль ".
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ ФИЛЬМА
В 1976 году на МКФ в Брюсселе – « Главный приз жюри »,
В 1978 году - приз кинопродюсеров Норвегии,
В 1978 году на Всесоюзном Кинофестивале в Ереване:
- «Специальный приз Жюри» за режиссуру - за высокую культуру изобразительного решения
- Специальный приз жюри за высокое художественное достоинство произведения
- Приз за высокое операторское мастерство
* * * * *
Свидетельство о публикации №215071100208