Памяти моего отца

21.11.14  Сегодня утром я проснулся с чувством какой-то непонятной вины.Стал размышлять :вроде, все у меня идет нормально,даже просто замечательно - вчера отремонтировал и поставил дневные фонари на автомобиль,съездил к племяннику Антону(он работает на станции техобслуживания),обсудили с ним все недостатки в «Ниве» на данный момент - какие запчасти нужно  заменить.
Все это анализируя, я вдруг вспомнил об отце. А ведь как я пришел к тому,что у меня сейчас все гладко получается при решении технических вопросов?
 Да, конечно же! Это отец еще с детства прививал мне любовь к технике, удивлял  своими поделками, которые были очень оригинальными и вызывали у меня восхищение, заразил радиоэлектроникой,которой я потом «болел» почти 20 лет, и сейчас никак не могу "выздороветь".
Когда мне было всего 5 лет, отец посадил меня на переднее сиденье новоиспеченного «Москвича», о котором он долго мечтал и наконец-то воплотил свою мечту в реальность. Все в новом «Москвиче» было для меня в диковинку: всякие рычажки, кнопки, тумблеры, лампочки  и особенно радиоприемник, который  и спровоцировал мое пристрастие к радиоэлектронике на всю дальнейшую жизнь. Мне было очень интересно узнать - откуда же берутся эти звуки голосов и музыки…
И в рыбалке я имел немалый успех,благодаря "ноу- хау"по ловле голавлей,открытым мне все тем же отцом.
 Взять, к примеру, его оригинальные решения в постройке и оборудовании бани в сад-огороде.
 Еще в далеких 60-х годах,когда садоводство у нас, в Удмуртии, еще только начинало развиваться,только-только стали разрешать строить бани на садовых участках,отец один из первых в нашем садоводческом обществе построил баню и не простую,а оригинальную.
 Весь смысл состоял в том,что он собственноручно сконструировал и соорудил не обычную дровяную систему обогрева,а электрическую,которая к тому времени была редкостью.Установил герметичный мини-котел с мощными «тэнами», с системой безопасности, включающую в себя необходимые датчики и контрольные приборы.
 Обогрев парилки происходил за счет перегретого под большим давлением пара.Влажность и температура пара легко регулировалась - можно было и веником париться, и сидеть на полатях как в сауне.
Но самое важное было то,что готовность бани  обеспечивалась буквально за 20 минут!Не надо было колоть дрова,топить печь,нет дыма и копоти,кругом чистота и порядок.
У отца было повышенное чувство самодовольства т.е. то, что делал - результаты своего творения,он пытался донести до окружающих и испытывал при этом необычайное удовлетворение от похвал и восторгов.Все это, конечно же, стимулировало его на дальнейшую творческую деятельность.Но это его и подвело...
 Не все соседи оказались доброжелательными, нашлись и завистники. Кто-то «накапал» председателю садового общества, что у нас "такая хорошая баня…" После разбирательства в совете общества отца вызвали в суд.
Отцу дали штраф за превышение отбора допустимой мощности электроэнергии из электросети.Пришлось ему демонтировать все оборудование и превращать баню в обычную - дровяную.Вот так подавляется техническое творчество из-за подлых амбиций завистников.
Еще в 50-х годах отец сконструировал моторную лодку с воздушным винтом. Мотор установил от мотоцикла ИЖ-49. Он мне с восторгом рассказывал как носился на этой лодке по реке Чепце,не имея никаких конкурентов по маневренности и  скорости.
Так как Чепца – речка мелководная, со сплошными отмелями,топляками и корягами,то вариант лодки с воздушным винтом был очень даже удачным.Судя по сохранившимся фотографиям, слова его не были сказкой.
 Позже,еще пацаном, роясь в пыльной сарайке,я обнаружил его экспериментальные воздушные винты и пытался их  приспособить к мотодельтоплану – мечте своего детства,но это другая история.
Еще долго можно писать о  поделках отца,и все они были шедеврами творческой мысли, необычными рациональными решениями.
И вот сейчас, вспоминая об этом, я в который уже раз отдаю дань уважения и испытываю чувство гордости за своего отца.
Скоро наступит 27 ноября,отцу было бы уже 83 года. Сколько бы он мог еще сделать доброго,полезного, но увы,проклятая болезнь оборвала жизнь талантливого инженера. Сказалась сорокалетняя работа на вредном производстве.Да и перестройка наложила свой отпечаток.
В семье- детей нас было трое.Мама трудилась на заводе простой рабочей,а отец работал на этом же заводе мастером КИП и А,получал приличные по тем временам деньги,которые вкладывал в основном в нас - своих детей.
 Мы были всегда сыты,одеты,ухожены.У нас была прекрасная трехкомнатная квартира, в которой всё и всегда «фунциклировало» ,и все это благодаря стараниям отца.
Много читая, он  привил нам тягу к знаниям.Все это привело к тому,что я и моя старшая сестра Галя после школы поступили в ВУЗы и успешно их закончили.
Отца на работе много хвалили  и  уважали т.к. видели  в нем  толкового грамотного инженера.
У  него в сейфе позже я обнаружил множество авторских свидетельств на рацпредложения, грамоты, памятные медали. За большие заслуги в производстве его премировали правом на внеочередную покупку автомобиля «Нива».
Тогда, в 1990-м ,с приобретением автомобиля было тяжело.Я был по-настоящему рад этой долгожданной покупке, да и отцу пересесть со старого «Москвича» на новенькую "Ниву" было очень даже приятно.
С тех пор "Нива"стала для меня самым любимым автомобилем,и сейчас я с удовольствием донашиваю уже вторую ее последовательницу.
В светлую память об отце, в знак уважения и признательности ему, я написал стих: «Наш папа милый,дорогой!»


Рецензии