Лицо кавказской национальности
"Вы не можете ждать,пока кто - то ещё начнёт
действовать.Я искал лидеров, но я понял,что
лидерство в том,чтобы действовать первым"
С некоторых пор в протоколах и оперативных сводках МВД запестрело загадочное выражение «лицо кавказской национальности».Правда,при этом почему-то не уточняется,а какого именно /конкретно/ Кавказа.Северного? Южного?Восточного? Западного? Тем не менее оно сразу же приобрело в народе негативный оттенок, отчасти из-за за «низкой приспособляемости к ассимиляции этих народов", отчасти «в связи с высокой криминализацией кавказских диаспор, термин часто употреблялся для обозначения представителей этнических преступных группировок, и вошёл в употребление телевидением и представителями власти».
Данное выражение официально определяется как бюрократическое клише или канцеляризм для обозначения представителей коренных народов Кавказа. И родилось, по утверждению того же источника- сайта «Академик», на который я здесь ссылаюсь, с оглядкой на ранее существовавшее клише «лицо еврейской национальности». Словом, как под копирку. Кальку. Бюрократы очень не любят заморачиваться.
Дальше простой констатации на сайте «Академик» факта о существовании клише дело не пошло, хотя какая – то попытка делалась, чтобы дать ответ, а как и откуда появились эти канцеляризмы, бюрократические клише. «Семантическая эволюция выражения прослеживается как сокращение, совершённое в языковой практике с целью экономии языковых средств, исходного канцелярского клише «лицо, принадлежащее одной из кавказских национальностей» до «лица кавказской национальности», то есть лицо как представитель одной из различных национальностей, населяющих Кавказ. Как наглядно видно «лицо» заменили на синоним «представитель». И напрасно. Последнее только затемняет и запутывает исследование.
Поэтому вернёмся снова к «лицу» и воспользуемся тем же методом исследования «семантическая эволюция выражения прослеживается как сокращение, совершённое в языковой практике с целью экономии языковых средств». Да, «сокращение» произошло, но только совсем другое. Из бюрократического клише «лицо еврейской национальности» выпало в результате семантической эволюции языка очень важное словесное звено – понятие «первое». Восстановим теперь данное клише в его первозданном виде, первоначальном виде,исходном виде. «Первое лицо еврейской национальности».
О каком же первом лице еврейской национальности может здесь идти речь не вызывает, разумеется, никаких сомнений и затруднений. Естественно, -это Христос. Мист...Х... А просто «лицо еврейской национальности» это то лицо, которое относится к Христу и его вере,к церкви, то есть – христианин.Служитель культа.В широком смысле слова - крестоносец,то есть те,кто носят на груди нательные кресты.А если толковать ещё шире, то Верующий. Мирянин. Землянин. Крестьянин…
Верующий в бога...Прислуживающий богу...
Но мы имеем дело с тремя мировыми религиями. В какого бога верить? Какому богу поклоняться и молиться? В бога-отца? В бога – сына? Или в святого духа? Если в бога-отца, то тогда Христос «первое лицо еврейской национальности» только на земле, но не на небесах…А в целом Христос – второе лицо после бога-отца на земле.
Тем не менее оба они – первые лица. И не просто лица, а официальные лица тёмного царства – государства божиего. «Тёмного царства» не в обыденном его понимании , а в свете художественного творчества русского классика-драматурга Александра Николаевича Островского.
Малый театр – дом А.Н.Островского. Малый театр – это, в переносном смысле, домашний театр. Яркий наглядный пример –МХАТ, который из домашнего театра превратился в профессиональный театр, в государственный театр.
Большой театр, не в обыденном его понимании, а в толковании Шекспира, - дом Романовых. Династии Романовых…
Таким образом, Россия –наш дом. А по Чехову и Маяковскому, - сад. Вопрос только в том, чей дом? Чей сад? Романовых? Островского? Дуровых?
Точнее, общий коммунальный дом. Коммунальная квартира. Общественный дом. Социальное общежитие. Мужское общежитие. Женское общежитие. Смешанное общежитие. Житие… Целый дом. Дурдом.
Дурдом - в народно-поэтическом смысле сложного слова, от народно-поэтического слова «самодур», которое первым использовал в своем художественном творчестве А.Н.Островский. А потом его взял за основу своего художественного творчества Л.Н.Толстой и написал пьесу «Власть тьмы».Отсюда родился афоризм В.Гиляровского « В России две напасти. Внизу – власть тьмы, наверху- тьма власти». Низ – это земля. Верх – это небеса.В социально-политическом смысле - "низы" и "верхи".
В России не только две напасти, но, и как мы знаем, по Гоголю, две беды. Дураки и дороги.
Выражения «лицо кавказской национальности» и «лицо еврейской национальности» не что иное как лингвистический факт, с которым мы будем иметь и дальше постоянно дело для понимания нашей истории и отражения её в языке. Иными словами, с языковой эволюцией, которая не тождественна эволюции человека. В силу этого понятие «лингвистический факт» не имеет никакой лексической окраски, кроме голого, технического, объективного факта и голой, технической, объективной информации. А морально - нравственная оценка выходцами с Кавказа или евреями как унизительное и оскорбительное не имеет под собой никаких научных объективных обоснований.Как и в случае использования слов "хохол","москаль"... И связано только с субъективностью восприятия, непониманием функции языка, эстетическим подходом к нему, а также обыденным сознанием, которое противоречит научному сознанию. Таким образом, мы имеем дело с противоречием, противостоянием, конфликтом обыденного, мирского и научного сознания, атеистического сознания. Оно чётко просматривается в понятии корректность вообще, и «политическая корректность» в частности.
Языковая наука, языкознание, языковедение, языкотворчество, в отличие от эстетики, морали, общественной нравственности и религии не оперирует такими категориями, как прекрасное и безобразное. Другими словами, что такое хорошо и что такое плохо; что такое хорошо и что такое дурно; что такое добро и что такое зло; что такое праведность и что такое грех; что такое стыд и бесстыдство. И особенно наглядно это иллюстрирует русский народный м а т е р н ы й язык.
Лингвистический факт – диалектический подход к изучению языка как основного средства сношения, общения, коммуникации.
Обратимся снова к производному бюрократическому клише «лицо кавказской национальности» и вернём ему утраченное в ходе семантической эволюции языка слово - первое. «первое лицо кавказской национальности» С определением первого лица кавказской национальности появляется формальная трудность, потому что приходится иметь дело уже с таким понятием, как двойственность. Двуликий Янус. Двуликий Янукович. С одной стороны, это биологическое, телесное лицо – Яков Джугашвили. Простой земной человек со своей земной биографией. С другой стороны, это уже мифическое лицо, мистическое лицо, легенда, эпос, художественный образ, созданный русским народно –поэтическим языком, – Сталин и его культ почитания как божества, героя, отца всех народов, что резко осудили "служители культа" на ХХ съезде КПСС.
Таким образом, Сталин не просто первое лицо кавказско-грузинской национальности, но и первое лицо и представитель «кавказской расы», «средиземной расы», «земной расы»…Военачальник «Архипелага ГУЛАГ». Руководитель такой «средиземной цивилизации», как джугашвилизация, которая не только выстояла в трудном историческом поединке, но и победила германо-итальянский фашизм. Поскольку дело джугашвилизции правое, то она непременно победит и украинский неофашизм.
До 1917 года мир был однополярным - капиталистическим и мировое господство очень устраивало капиталистический лагерь.Но после 1917 года им пришлось поделиться властью,что их явно не устраивало.И в 1941 году они предприняли попытку уничтожить лагерь социализма в лице пока единственной большевистской страны - страны Советов.Но в результате этого вооружённого мирового конфликта социалистический лагерь ещё больше расширился и укрепился в своих позициях за счёт новых стран Варшавского договора.
И если лагерь капитализма проиграл в "горячей войне",то коварными способами выиграл в "холодной войне" и разрушил основу лагеря социализма - СССР,что в конечном итоге привело к распаду и самого лагеря социализма.Мир опять стал однополярным.Новая Россия всё делает для того,чтобы разрушить мировую монополию лагеря капитализма.Для этого она должна в полной мере стать правоприемницей страны Советов на новом уровне,в новом качестве.
Преемственности "отцов и детей",единой России - вот чего так не хватает,недостаёт в русской мировой истории.
Сегодня суть противостояния России и США в борьбе за первое место в политических играх на первенстве. За первое лицо в мировой политике и при этом надо не уронить лица.Как в спорте.А спорт - это спор твердолобых.Твердолобых политиков.Политиканов...
Как мы видим, все беды сношения,общения,коммуникации... в неточностях словесных формулировок, в их разночтении, в том числе в обозначении представителей /лиц/ коренных народов Кавказа. В кораблёвско- рублёвском разночтении категорий, терминов, понятий, слов… И это можно понять, если только при этом учесть, что речь идёт об обыденном сознании. Народной этимологии. Народно-поэтическом языке. Об области иррационального. Откуда не специалистам , не лингвистам, не русистам, представителям обыденного сознания было знать, что в том же языке, оказывается, существует понятие- параллелизм - «средиземная раса», «кавказская раса», которое уже относится к научному уровню сознания,познания.Художественного познания. К науке. К искусству. К атеизму. К теизму.
Средиземная раса, –принятое в настоящее время обозначение тех племён, которые, по терминологии Блуменбаха, относились к кавказской расе. Так что точнее и правильнее, с точки зрения лингвистического факта и лингвистической науки, было бы вести речь не о «лице кавказской национальности», а о лице «кавказской расы», «средиземной расы», «земной расы»… «Человеческой» расы на земле по имени «земля-не, земля-ки, земля-чки, миря-не»…
Никто же из узких профессиональных специалистов не видит большой проблемы в разночтении, а уж тем более унижения и оскорбления, в разных понятиях «средиземная раса» и «кавказская раса». Как мне представляется, и Блуменбах тоже.
Такова семантическая эволюция языка как сокращение, усечение, совершённое в языковой практике, а, следовательно, и в языковой теории как причудливого отражения языковой практики, с целью экономии языковых средств и энергетических затрат, ресурсов речевого аппарата человека.
Свидетельство о публикации №215071100676
Мне было интересно. Поразмышляла вместе с Вами.
Мила Кудинова 21.07.2015 16:08 Заявить о нарушении
Василий Насонов 21.07.2015 17:32 Заявить о нарушении